МБУ ДО «ДЮЦ» г. Краснокаменск, Забайкальский край.
Составила Бекетова Е.Е – педагог дополнительного образования.
Формирование личностных качеств ребёнка через участие в конкурсно-выставочной деятельности
На сегодняшний день творческое развитие детей в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их формирования личностных качеств, выявлению юных дарований, практических действий на пути к мастерству. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагога. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к участию в конкурсах, расширяет границы участия. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, тему, близкую их пониманию, воздействуют на волю, чувства, побуждают их творческому самовыражению. Победы и участие детей в конкурсах и выставках являются яркими показателями формирования личностных качеств обучающихся.
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие эстетического вкуса, способствует развитию гармоничной личности, укрепление традиций, поиск новых возможностей в реализации цели.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность, приобретая бесценный опыт участия за пределами учреждения, школы, города, района, региона. Поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного и личного впечатления от восприятия участия других детей. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды и появляются первые успехи. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Занятия становятся более интенсивными, приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего уровня.
Детское творчество безгранично. Девиз моей работы с детьми: пробуй, выдумывай, твори! Моё детское объединение называется «Мир творчества», работаю на базе школы №2, 6 групп, посещают дети начального звена. Творчество для детей – это радостный, интересный, вдохновенный труд. Все дети любят рисовать, заниматься творчеством, фантазируя, создавая новое. В них есть творческий потенциал, интерес, умения, талант, предпосылки одарённости. Занятия вводят учащихся в удивительный мир творчества и нацелены на приобщение к миру искусств, общечеловеческим ценностям; на развитие у детей природных данных, творческого потенциала, дают каждому проявить способности, освоить новые технологии в изобразительной деятельности. Использую и внедряю в работе инновационные современные педагогические технологии – это интерактивные, информационные интернет ресурсы, дистанционные интернет ресурсы; методы диалогового обучения, методы игрового обучения, метод проблемного обучения, метод проектного обучения. Запланирована проектная деятельность «Творим и дарим добро!». Проект позволяет использовать различные методы, средства, формы в работе; предусматривает комплекс мероприятий, цикл занятий для достижения цели, создание фотоальбома.
Формы занятий разные: это - занятие – беседа, занятие игра, занятие – викторина, занятие импровизация, открытое занятие. Некоторые занятия посвящены посещению выставок, экскурсиям, празднику. В конце учебного года проводится итоговая отчетная выставка в ДЮЦ.
Результатом работы учащихся являются участие в различных выставках, творческих конкурсах. В современном виде у детей появилась возможность участвовать в конкурсах разного уровня: ДЮЦ, школа, в городском, районном, краевом, Всероссийском и Международном. Участвуя в конкурсах на более высоких уровнях детям не обязательно куда-то выезжать, достаточно через сеть интернета выбрать нужный конкурс и подать заявку. Учащимся предоставляется возможность участвовать в масштабе, выходящим за рамки региона. Главным мотивирующими факторами участия выступают: интерес, соревновательный момент, получение достижений для пополнения портфолио. Участие в дистационных мероприятиях – это инструмент конструктивного личностного, социального, творческого развития ребёнка; возможность самоопределения, самореализации, проявления творческого потенциала и социализации.
В своей работе придаю большое значение самореализации детей и активно ориентирую на выставки и конкурсы. Прежде чем, отправить работу ребенка на конкурс, проходит предконкурсная подготовка. Она состоит из следующих этапах работы:
Подготовительный (тема, цель, задачи, способы реализации и действия);
Основной (практический – экскиз, композиция, готовая работа);
Заключительный ( оформление участия на конкурс, подведение итогов, самооценка).
Самооценка даёт возможность проанализировать свои собственные достоинства и недостатки, оценить личный вклад в реализации цели, развитие творческой личности.
Есть ребята, которые пока только начинают свой путь к самореализации, но первые шаги я уже вижу. Все это происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается постепенно, азарт приходит со временем. Задача - вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. Есть постоянные участники конкурсов. Учащиеся заслуженно получают дипломы, грамоты, сертификаты, призы, подарки.
Достижения детей творческого объединения «Мир творчества»:
Результаты детского объединения с Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» 7 детей получили дипломы из Москвы (Вероника Петрова, Болдина Таисья, Грецкая Анжелика, Андрусова Кристина, Колесникова Анастасия, Дементьева Тамара, Гринина Кристина);
ХIX Международный фестиваль «Детство без границ» - грамота – Грецкая Анжелика – 1место в номинации рисунок «Шахтёрская Слава!» и значок.
Международный конкурс «Живой символ моей малой Родины», проводимый краевой детско-юношеской библиотекой им. Г.Р. Граубина и государственным заповедником «Даурский» - 6 детей получили сертификаты участников( Зуева Светлана, Кургузова Алина, Грецкая Анжелика, Мордасов Никита, Кочнева Александра, Сухарев Евгений);
Работы учащихся детского объединения «Мир творчества» представляли наш Забайкальский край во II Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве» в рамках проекта «Голубь гармонии и красоты мира», являющимся инновационной моделью воспитания детей. Обучающиеся достойно представили наш регион и стали победителями в номинации рисунок среди 67 субъектов Российской Федерации. Дипломы III степени получили Грецкая Анжелика, Богодаев Глеб, Ермаков Максим. Участие позволило ребят выразить своё видение базовых национальных ценностей нашей Родины;
В городском конкурсе рисунков, проводимом совместно ДК Даурия и православным храмом к празднованию Пасхи «Весна. Благая весть», Диплом II степени и приз мягкую игрушку получила Цариненко Анастасия;
В районном конкурсе рисунков и декоративно-прикладного творчества, проводимым ДК Даурия «Наша Славная Победа!» победителями стали Грецкая Анжелика и Мордасов Никита, получив Дипломы за 2 и 3 места и подарки; остальные 23 участника получили сертификаты участника;
Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества – художественно-эстетическое объединение «Мир творчества» участвовало с работами детей «Чудесная Гжельская роспись», результат участия 1 место; Дипломы получили 5 детей (Сизова Кристина, Марков Максим, Дементьева Тамара, Петрова Вероника, Грецкая Анжелика);
В рамках празднования Дня Шахтера в г.Краснокаменске был объявлен конкурс декоративно-прикладного творчества «Славим шахтерский труд». На конкурс с объединения «Мир творчества» были представлены 26 работ. Победителями вышли и получили дипломы II и III степени – Петрова Вероника, Холодкова Виолетта; остальные ребята получили сертификаты участника и призы; объединение поощрили ценным призом цифровым фотоаппаратом за активное участие;
В городском конкурсе «Мы- будущее города шахтеров», проводимым ДК Даурия ко дню города, победителями стали Зубовская Кристина – Диплом 1 место; Грецкая Анжелика – Диплом 2 место;
В Международном дистационном конкурсе на педагогическом портале «Солнечный свет» Чернуха Наталья – победа 1место за рисунок «Осень.Очей очарование» в номинации творчество без границ;
Во Всероссийском дистационном конкурсе на портале «Солнечный свет» декоративно-прикладного творчества за поделки «Подарок для любимой мамочки» из ватных дисков и фасоли девочки Холодкова Виолетта и Короткевич Софья получили Дипломы 1 место;
В районном конкурсе «Фантазии маленьких волшебников», проводимой городской центральной библиотекой, 6 детей поощрили сертификатами участников( Познахарева Алена, Грецкая Анжелика, Золотухина Виктория, Петрова Вероника, Сизова Крстина, Ермаков Максим);
В районном конкурсе «Герои Отечества» победителями стали: Мордасов Никита –грамота 2 место и Сухарев Евгений – грамота 3 место;
В конкурсе к 40-летию ДЮЦ грамоты получили Грецкая Анжелика – 2 место и Мордасов Никита – 2 место;
За конкурс « Мамин день – 8 марта!» - грамоты получили 13 детей ( Пахалуева Ксения, Беляков Владимир, Старцева Дарья, Петухова Кристина, Сизова Кристина, Золотухина Виктория,Колесникова Анастасия, Цариненко Анастасия, Богодаев Глеб, Мордасов Никита, Короткевич Софья, Федькина Вероника, Амосов Алексей);
9 детей получили грамоты в конкурсе «Славные Защитники Отечества» (Амосов Алексей, Биясилова Алина, Богодаев Глеб, Холодкова Виолетта, Гринина Кристина, Мордасов Никита, Золотухина Виктория,Петухова Кристина, Кочнева Александра);
В традиционных выставках и конкурсах «Фантазии маленьких волшебников», «Осень. Вдохновение», «Зимние фантазии», «Служу России!», «Единственной маме на свете», проводимых в городских бибдиотеках города, внутри учреждения ДЮЦ , школы №2 - учащиеся детского объединения «Мир творчества» активные участники; в конкурсе «Мама главное слово» Юнжакова Милана и Биясилова Алина получили грамоты за 2 места;
Участие в конкурсах приносят радость. Дети чувствуют вкус победы, получают новую сильную мотивацию к самореализации, продолжают участвовать в последующих конкурсах, развивают потенциал, что и формирует личностные качества ребёнка, стимулирует их для дальнейшего творческого развития.
Для гармоничного развития ребёнка просто необходим новый опыт, это помогает стать успешными и найти себя.