СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий"

Просмотр содержимого документа
«Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий»

М -К Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий

Цель:  создать условия, мотивирующие к применению  в деятельности стратегий и приёмов смыслового чтения.

Задачи:

- познакомить со стратегиями и приемами смыслового чтения;

- научить использовать в своей работе приемы смыслового чтения;

- оценить собственное профессиональное мастерство;

- определить задачи саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

Оборудование:

проектор, экран, тексты для работы в группах, Кубик Блума, карточки для рефлексии.

1.Организационный

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, гости, я рада вас видеть. Разрешите мне представить вам моих помощников – фокус-группу в составе 6 человек.









Индукция

Короткая притча от Леонардо Да Винчи:

Встретились однажды Кремень и Огниво. Получив сильный удар, кремень возмущенно вскрикнул:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь мои бока в покое.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень стал терпеливо сносить удары огнива. Наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.



- Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Сегодня мы будем совершенствовать свои знания и умения на мастер – классе, тема которого записана на слайде. Прочитайте.

Прежде чем начать занятие, я предлагаю вам разделиться на группы. У вас на столах лежат розовые листочки со словами. Найдите пару своему высказыванию и создайте группы.

Только тот счастлив, кто способен распространять счастье. Пауло Коэльо (предтекстовые стратегии)

Любить чтение — это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения. Монтескье (текстовые стратегии)

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Коменский Я. (послетекстовые стратегии)









П рочитаем высказывания, которые у вас получились.

Как вы думаете, какая основная задача педагога зашифрована в них? (научить детей читать, понимая текст, а это доставит удовольствие и самому педагогу, и его ученику)

Какова цель нашей встречи? изучить некоторые приёмы смыслового чтения и получить от этого удовольствие

Задачи вы можете увидеть на слайде













Приступаем к работе.

Ч то такое «смысловое чтение»? В основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка средств языка массовой информации».


Во ФГОС подчеркивается «метапредметный» характер смыслового чтения. Умения смыслового чтения относятся к универсальным учебным действиям, поэтому владение приемами смыслового чтения поможет вам сделать любой урок продуктивным.


- Я подготовила для вас информационные карты. Туда же я поместила цель и задачи, которые мы определили.


В них вы можете увидеть определения стратегии чтения. Ниже в колонках помещены приемы работы с текстом.

Определите недостающие слова в названии каждой колонки. В этом вам помогут ваши мудрые высказывания на розовых листочках.

Прочитайте цель в каждой колонке. Посмотрите, какие приемы можно использовать на том или ином этапе работы с текстом. Я бы хотела остановиться на нескольких приемах.


Предтекстовые стратегии

«Рассечение вопроса»

Целью приема является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

У Льва Толстого есть интересное произведение. Прочитайте его заглавие - «Детство. Отрочество. Юность» и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

-Прочитайте еще раз. Подумайте, что такое отрочество? (это период жизни между детством и юностью - 11-15 лет)

-Запомните это слово хорошо. В 11 классе на ЕГЭ оно вам пригодится.

(сюда же добавится «Глоссарий» - Отрочество)


Текстовые стратегии

«Слова-ключики».

Цель: найти в тексте слова, несущие главную смысловую нагрузку

ФУТБОЛ

С казала тетя: - Фи, футбол!

Сказала мама: - Фу, футбол!

Сестра сказала: - Ну, футбол

А я ответил: - Во, футбол!

(Г.Сапгир) «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во!


Послетекстовые стратегии

Кластер

Цель: систематизация материала

Кластер помогает лаконично и наглядно систематизировать учебный материал. Работа с материалом в графическом виде учит детей строить логичные высказывания.











Практическая часть.

-А сейчас переходим к практической части занятия. Мы рассмотрим приемы стратегии «Направленного чтения» Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Мы знакомимся с приемом «Антиципация», цель которого заинтересовать обучающихся личностью писателя, создать мотивацию к чтению.

- Посмотрите на слайд. Это фотография писательницы Татьяны Тэсс. Как думаете, «Тэсс» - это фамилия или псевдоним?

-Для чего берут псевдонимы? Какие вы знаете псевдонимы?



Татья́на Тэсс (псевдоним; настоящее имя Татьяна Николаевна Сосю́ра) (12 [25] октября 1906,  — 1983Москва) — советская писательница, журналистка и публицистка, многолетняя сотрудница газеты «Известия».

У Татьяны Сосюры была фамилия, известная в литературном мире: ее двоюродный брат Владимир Сосюра был известным украинским поэтом. Поэтому она решила взять псевдоним.

Об интересном случае с ним вы можете прочитать на слайде.


-Татьяна Николаевна написала интересный рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Но сначала я хочу спросить, что может быть голубым?(небо, мяч, море, мечта, дали…)

Могут быть голубыми деревья?(ели)

П очему ель называют голубой? (особый восковый налет на каждой хвоинке создает тонкую пленочку, которая в общей массе создает видимость не зеленой хвои, а голубоватой, сероватой или даже сиреневатой. Если восковый налет убрать, хвоя будет зеленой)


Где можно встретить голубую ель?



Вывод: Мы разобрали прием «Антиципации» (предвосхищения). Интересен такой прием работы?





















Татьяна Тэсс назвала рассказ «Голубая ель»

-Сейчас мы прочитаем текст, используя прием «Чтение с остановками». Цель приема – создать условия для внимательного прочтения произведения, создания собственной интерпретации текста.



Будьте внимательны, после каждой остановки я буду задавать вопросы.



(на столах прикреплены скотчем листы с рассказом. Обучающиеся отклеивают скотч снизу и открывают листок до 1 (2,3..) сгиба)

Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

– Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…

– Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.

– Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

– Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Что будет дальше и почему?



Вывод: Внимательно прочитали текст? Все детали рассказа были бы вами замечены, если бы не было вопросов? У каждого в голове сложился определенный образ , связанный с произведением.





















-Поработаем со словами. Прием «Глоссарий». Его цель – расширении словарного запаса обучающихся.

Дать определение словам «принялось», «содрогание», «подлец» (по группам).



Вывод:вы увидели 3 способа толкования значения слов. Можно использовать прием «Синоним», «Антоним» и др.































А сейчас поиграем. Прием «Кубик Блума». Я бросаю кубик, на гранях которого написаны первые слова вопросов. Ваша задача – ответить на вопрос. (3 вопроса)



Работу можно построить несколькими способами. Изменим подход.



Попробуйте сами сформулировать вопрос по содержанию рассказа (3 вопроса)

Можно построить работу так: каждый ученик задает вопрос всему классу. Или только соседу.

-Почему люди не убирают засохшую ель?

-Объясни, какие эмоции испытывали жители дома?

-Назови героя, срубившего ель

-Предложи способы борьбы с такими людьми

-Придумай слова, которые могут остановить человека от плохого поступка

-Поделись своими чувствами о рассказе



Вывод: прием помогает глубже погрузиться в текст, соотнести собственную интерпретацию с авторским замыслом, учит отвечать на «толстые» вопросы, самим формулировать вопросы по тексту.



































А мы переходим к следующему приему - «Картинный план». Цель: воссоздания последовательности частей текста. Прием проверяет глубину восприятия произведения, внимание школьников к деталям рассказа.

-А сейчас обратим свое внимание на доску. Художник изобразил события рассказа. Но порядок иллюстраций нарушен. 1 человек будет читать рассказ выразительно, а мы восстановим правильный порядок. (по 1 к доске)



Вывод: А вы чувствуете, как ваш урок сразу заиграл красками? Как загорелись глаза детей? Сколько заинтересованности в каждом ребенке? Последовательность частей рассказа восстановили? Тут у нас работают и аудиалы, и визуалы, и кинестетики.





Рефлексия

- Спасибо, коллеги, я вынуждена завершить нашу теплую встречу. Я сейчас снова подбрасываю кубик. У меня выпала грань «ПРОАНАЛИЗИРУЙ». Я прошу сейчас участников фокус-группы поделиться своими впечатлениями, проанализировать свою работу, ее продуктивность за столь малое время.

- Что вы узнали сегодня на мастер-классе?

- Что было самым трудным для вас?

-Что возьмете в свою копилку?





















Разрыв.

В ернемся к притче, о которой шла речь в начале занятия. Что появилось благодаря взаимодействию кремня и огнива? (огонь). Какую пословицу вы можете подобрать к притче?(Ученья корень горек, да плод сладок. Ученье - свет, а неученье - тьма)

-Так и мы с вами сегодня взаимодействовали и высекли огонь. Это огонь знаний!
-А дарю вам огонь знаний, а вы несите его с собой и дарите его детям!



Спасибо за активное участие в мастер-классе!































Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

– Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…

– Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.

– Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

– Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Что будет дальше и почему?







ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

«Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования

универсальных учебных действий»

Цель:  создать условия, мотивирующие к применению  в деятельности стратегий и приёмов смыслового чтения.

Задачи:

- узнать стратегии и приемы смыслового чтения;

- научиться использовать в своей работе приемы смыслового чтения;

- оценить собственное профессиональное мастерство;

- определить задачи понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Стратегии предтекстовой деятельности

Стратегии текстовой деятельности


Стратегии послетекстовой деятельности


Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.


Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.


Цель: усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

  • «Мозговой штурм»

  • «Батарея вопросов»

  • «Предваряющие вопросы»

  • «Рассечение вопроса»

  • «Алфавит за круглым столом»

  • «Соревнуемся с писателем»

  • «Чтение в кружок»

  • «Чтение про себя с вопросами»

  • «Чтение про себя с пометками»

«Слова –ключики»

  • «Вопросы после текста»

  • «Тайм-аут»

  • «Проверочный лист»


«Антиципация»

  • «Глоссарий»

  • «Чтение с остановками»

«Кубик Блума»

«Картинный план»





Голубая ель.

Татьяна Тэсс.


Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.


Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…


И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.

Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.



На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».


Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.



Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.









Только тот счастлив, кто способен распространять счастье. (Пауло Коэльо)

Любить чтение — это обменивать часы скуки

на часы большого наслаждения. (Монтескье)

Читать и не понимать — то же,

что совсем не читать. (Коменский Я.)