Системы оценивания образовательных достижений
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно-оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типа телосложения, психические и физиологические особенности).
Методы оценки техники владения двигательными действиями:
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.
Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.
Комбинированный метод, когда учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.
На основании накопленного опыта и полученных результатов можно сделать выводы о том, что применение различных методов оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры снижает психологическое воздействие оценки на ученика, позволяет поддерживать достаточно высокую мотивационную деятельность обучающихся по предмету, повышает их самооценку и уверенность в своих силах и помогает осуществлять мониторинг результатов отдельного учащегося.
Формы оценивания
На уроках физкультуры мной используются следующие формы оценки:
без оценочное обучение – 1 класс;
пятибалльная система;
зачетная система
накопительная система оценки
дополнительно (тестирование, рефераты, устные ответы, презентации, дифференцированный зачет).
Метод оценивания по пятибалльной шкале.
Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности школьников направлена на решение важной воспитательной задачи урока — мотивировать школьников к формированию осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
На уроках физической культуры оцениваются:
- теоретические знания,
- практические умения и навыки,
- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,
- физическая подготовленность,
- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).
Методика оценки успеваемости.
По теоретическим знаниям.
«5» за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта
«4» за ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки
«3» за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике
«2» за непонимание и незнание материала программы
По технике владение двигательными умениями и навыками
«5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме.
Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив
«4» при выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.
Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения
«3» двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности
«2» движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению
По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
«5» учащийся умеет:
самостоятельно
- организовать место занятий;
- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
- контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги;
- демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики
«4» учащийся:
- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
- допускает незначительные ошибки в подборе средств;
- контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги
«3» более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.
Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия
«2» Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности
Рейтинговая система оценки:
Для достижения высокой успеваемости, посещаемости, и повышения активности на уроках физической культуры в школе начала использовать рейтинговую (балльную) систему оценивания обучающихся. Её сущность сводится к следующему: ученик за учебный период (четверть, полугодие) набирает в совокупности определённое количество баллов, соответствующие той или иной оценки их деятельности. Предлагаемая мною система позволяет скорректировать оценки учащихся и как следствие увеличить желание учащихся заниматься и демонстрировать свои спортивные достижения. Кроме того, сразу решается проблема выставления неудовлетворительных оценок. Такой подход в оценивании в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся могут объективно оценивать ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Научить учащихся самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. Также успеваемость по предмету определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний.
Оценка «5» приравнивается к 9-10 очкам (баллам)
Оценка «4» приравнивается к 7-8 очкам (баллам)
Оценка «3» приравнивается к 5-6 очкам (баллам)
Оценка «2» приравнивается к- 2 очкам (баллам)
Система надбавки: Баллы со знаком «плюс»
1. Подтягивание за каждый раз сверх требуемого на «5» +1 очко,
2. Метание в цель за каждый мяч сверх требуемого на «5» +1 очко,
3. Метание на дальность за каждый метр сверх требуемого на «5» + 1 очко,
4. Прыжки в длину за 5см сверх требуемого на «5» +1 очко,
5. Челночный бег 3 x 10 м за 2 «десятки» сверх требуемого на «5» +1 очко,
6. Бег на выносливость за 15 сек сверх требуемого на «5» +1 очко,
7. Прыжки в высоту за 5 см сверх требуемого на «5» + 1 очко
8. За выступление в городских соревнованиях +1 очко,
за первое, второе, третье место +10,7,5 очков соответственно.
9. Положительная динамика уровня физической подготовленности +5 очков
Выставление оценок: «5» - 90% - 100% от 100% возможных.
«4» - 75% - 89% от 100% возможных.
«3» - 60% - 74% от 100% возможных.
Баллы со знаком «минус»
а) отрицательная динамика уровня физической подготовленности; -5 очков
б) пропуск без уважительной причины; -5 очков
в) нарушение техники безопасности. -5 очков
Результаты подсчитываются по формуле среднего арифметического. Зачётная оценка имеет большее значение, чем оценка на рабочем уроке. Преимущество системы очков состоит в оптимизации результатов обучения учащихся. Например, ученик выполняет тест по бегу на 100 м, «выше» оценки «отлично» и оценивается в 14 баллов. Но бег на выносливость выполняется лишь на 6 баллов. Результат суммируется – 20 баллов, т.е. ученик занимается на «5». Обычная система такого оценивания дать не может. Кроме этого, и учитель, и ученик видят, в каком направлении следует направить работу с данным школьником, и в каком виде спорта ученик может добиться более существенных результатов. Благодаря этой системе, у ребят появилась положительная мотивация освоения предмета. Предполагаемые итоги введения балльной системы:
1. Снизится показатель пропуска уроков без уважительной причины;
2. Система позволит учащимся влиять на свою оценку через определенные стимулы и поощрения заложенные в ней;
3. Повысится заинтересованность учащихся в данном предмете;
4. Учащиеся со слабыми физическими данными могут повысить свой рейтинг через дополнительные занятия и как следствие повышение физической культуры;
5. Повышение объективности и информированности оценивания;
6. Стремление к самоконтролю физического развития;
7. Укрепление дисциплины и самодисциплины.
Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся
Основные оценочные действия и ответственность за формирование оценки переносится на обучающихся, тем самым обеспечивается их оценочная самостоятельность, развиваются рефлексивные умения и навыки. Обучающийся самостоятельно «строит» (проектирует) свою оценку, что способствует развитию его проектных умений.
Самоконтроль — это самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии;
2. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
3. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья.
Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. Дневник самоконтроля служит для:
1. Учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом
2. Регистрации антропометрических изменений
3. Учёта показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности
4. Контроля выполнения недельного двигательного режима.
Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.
Для определения уровня физической подготовленности в начале (сентябрь, октябрь) и в конце (апрель, май) учебного года я ежегодно провожу тестирование по определению уровня общей физической подготовленности учащихся. Мною выбраны упражнения из методических пособий: «Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы» (серия «Текущий контроль»). В.И. Лях,
«Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11 классы (серия «Текущий контроль»)» В.И. Лях. Также использована государственная программа по физической культуре В.И. Лях, А.А. Зданевич. При оценивании учащихся уровня физического развития использую разработанные мною на основе рекомендуемых примерных нормативов в программе «Физического воспитания» под редакцией В.И. Ляха. Оцениваются такие физические качества как выносливость, быстрота, гибкость, сила, скоростно-силовая показатели, силовая выносливость, координация.
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) |
Скоростные | Бег 30м, с |
Координационные | Челночный бег 3×10 м, с Метание мяча на точность, кол-во попаданий |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см Многоскоки (8 прыжков), м Метание мяча на дальность, м Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз |
Выносливость | Бег 6 минут, м Бег 500м , 1000 м, 1500м, 2000м мин.с |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз Подъем туловища за 60 с, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз |
Силовая выносливость | Упражнение на пресс лежа на полу за 1 мин. кол-во раз |