Сценарий экологического досуга для детей средней группы
«Знакомство с Эколятами»
Цель: Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе у детей.
Задачи:
Расширить представления детей о природе и ее охране;
Познакомить детей с Эколятами – сказочными героями, которые учат детей любить и беречь окружающую среду;
Учить детей экологической лексике;
Развивать любознательность, наблюдательность, речь, воображение;
Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее изучать и охранять.
Участники: воспитанники средней группы, педагог группы.
Оснащение: музыкальное сопровождение, игрушки - главные герои Эколята, дидактическая игра «Собери экологический знак», иллюстрации с дикими животными (лиса, заяц, ёж, медведь, белка), дидактическая игра «Раз, Два, три! Этот листик подбери», иллюстрации для игры «Четвёртый лишний».
Планируемые результаты:
Дети познакомятся с Эколятами и их девизом;
Расширят представления о природе и ее охране;
Обогатят экологическую лексику;
Проявят любознательность, наблюдательность, речь, воображение;
Будут бережно относиться к природе, захотят ее изучать и охранять
Ход занятия.
Дети под музыку входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, а именно в сказочный лес. Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда в путь! (Звучит фонограмма “Пение птиц” Шум леса)
Физминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три.
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три.
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три.
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
(Шагаем на месте.)
Какая дивная природа в сказочном лесу! Птицы поют, тепло, солнышко светит. Ребята посмотрите, а кто это там, на полянке спрятался.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же это? Как вы думаете? (ответы детей)
Нас встречает Тихоня. У него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Тихоня – маленький Эколёнок, защитник природы. Он довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, стеснительный, но это, ни сколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? Ребята, вы согласны познакомиться и подружиться с Тихоней?
Дети: да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и расскажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим?
Дети: Птичек зимой подкармливаем: насыпаем корм в кормушку, наблюдаем за птицами; Ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев; Собираем мусор на участке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Тихоня приглашает вас поиграть. Ой а что произошло?! У Тихони порвались все экологические знаки. Давайте поможем ему их собрать, а заодно узнаем, что нельзя делать в природе.
ИГРА «СОБЕРИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК»
Воспитатель: Молодцы ребята! Тихоня очень рад, что вы ему помогли собрать все экологические знаки, и теперь вы знаете, чем нельзя заниматься, находясь в природе! Ну что ж, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес и Тихоню возьмем с собой. (Дети под музыку проходят к следующей локации) Ребята, посмотрите, кто теперь нас встречает в волшебном лесу? (это Умница).
Воспитатель: Это Умница. Она одета в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки, а из-под шляпки у нее видны две косички. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Ёлочка подружка Тихони и тоже маленький Эколёнок. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Давайте, отгадаем её загадки о животных.
1. В лесу живёт плутовка,
Хитры её глаза,
А цветом, как морковка,
Пушистая... (лиса);
2. Он всего всегда боится,
Волк от страха ему снится,
И лисица, и медведь...
Все хотят беднягу съесть.
Он прыгучий, словно мячик.
Кто же это? Это... (зайчик);
3. Серый маленький клубочек
Заблудился среди кочек,
Не возьмёшь его на ручки,
Потому что он колючий! (ёж);
4. Он огромный, косолапый,
Бурый, сильный и мохнатый.
И зимой его не встретить,
Ведь в берлоге спят... (медведь);
5. По деревьям она скачет,
И в дупле орешки прячет,
Хвост пушистый у нее,
Шкурка рыжая еще,
На ушках кисточки висят,
Глазки-бусинки глядят. (белка).
Воспитатель: Молодцы! Умница очень рада, что вы знаете лесных зверей и так легко отгадали ее загадки. Умница хочет вместе с нами отправиться дальше. Возьмем ее с собой? (Ответы детей) Отправляемся в путь. (Дети под музыку проходят к следующей локации) Смотрите, ребята, нас встречает Шалун. На голове у него надета жёлтая шапочка, с торчащим дубовым листиком, на ногах синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу. Он тоже настоящий Эколёнок и друг наших новых друзей. А давайте с ним поиграем.
Игра «Раз, два, три! Этот листик подбери!»
Дети под музыку произвольно двигаются по группе (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его.
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Жёлтый лист бери!
- Раз-два-три! Два зеленых листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите какие красивые листочки, вы собрали для Шалуна. А что это за девочка там стоит? У неё зелёное платье, бордовая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками. Это Ёлочка! Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Сегодня Ёлочка подготовила для нас очень интересную игру.
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
(Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями животных и насекомых)
заяц, ёж, лиса, шмель;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
медведь, комар, лиса, белка.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями маленьких Эколят. А теперь давайте встанем в круг с нашими новыми друзьями Эколятами, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и произнесём девиз: «Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно!»
Воспитатель: Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу! Нам теперь пора возвращаться обратно в детский сад, а Эколятам пора отправляться совершать добрые дела и помогать природе.
До свиданья, добрый лес,
Много было здесь чудес
Нам пора идти домой.
Покружились, покружились
И в саду мы очутились.
- Вот мы и вернулись с прогулки (дети садятся на стульчики)
- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в лесу).
- Кого мы с вами встретили на прогулке в лесу? (маленьких Эколят – Тихоню, Умницу, Шалуна и Ёлочку).
- А мы с ними подружились? (да)
Воспитатель: А сейчас предстоит самый ответственный момент. Нужно произнести Клятву Эколят - Дошколят, после чего вы станете настоящими Эколятами - защитниками природы. Я предлагаю всем встать и произнести клятву!
Воспитатель: Итак, внимание!
Клянусь всегда защищать братьев наших меньших. (Клянусь!)
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними. (Клянусь!)
Клянусь беречь водоемы от загрязнения. (Клянусь!)
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде. (Клянусь!)
Клянусь заботиться о природе, животных, растениях. (Клянусь!)
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Детям вручаются медали «Эколята – защитники природы»
Воспитатель: Теперь вы тоже настоящие Эколята-дошколята.
4