Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок: мы будем работать над речью, голосом, а особое внимание мы уделим теме: « Голос и речь человека». К нам сегодня пришли гости, так давайте с ними поздороваемся и познакомимся: На параде; У зубного врача; На концерте. Встанем в круг и произнесём своё имя. На улице прекрасное время года – весна. Вся природа как – будто оживает. А давайте прямо сейчас отправимся в весёлое путешествие, которое называется: « Сядем мы на горке, да расскажем скороговорки». И пойдём мы с вами в лес, да не простой, а волшебный, а почему он волшебный и что мы будем в нём делать, вы узнаете после того, как я загадаю вам загадку «Если б не было его не сказал бы ничего» Итак, как вы думаете, ребята, что мы будем делать в нашем путешествии? Правильно! Мы будем говорить чётко, ясно, внятно и понятно. Итак, можно отправляться в путь. Так, как наш волшебный лес находиться недалеко, то мы пойдём пешком. Но что нам необходимо взять с собой в дорогу? Правильно! Конечно наш артикуляционный аппарат. А скажите, пожалуйста, что в него входит? Ответы детей: губы, челюсти, язык, верхнее и нижнее нёбо. Совершенно верно, а как нам нужно его подготовить, чтобы он не устал в дороге? Правильно с помощью артикуляционной разминки. Давайте её проведём. Назвать своё имя, найти опору, вдохнуть любимый аппарат. Губы вытянуть в трубочку, затем в улыбочку. « Ванька – встань-ка» - губы вверх и вниз. « Хоботок» - губы по кругу. Одеть верхнюю губу на нижнюю, а затем наоборот. Зубками покусать губы. « Качели» - язык вверх и вниз. « Укольчики» - проколоть щёку языком. « Кормление птенцов»- максимально открыть широко рот. Достать языком до носа, а потом до подбородка. (использовать носовой платок) « Змеиное жало» - язык плотно протянуть через зубы. « Снять напряжение с губ» - произносить тпру. Вытереть губы платочком. Одеваемся (задания на беспредметное действие) У меня есть волшебный путеводитель, который будет нам помогать, чтобы мы не заблудились. Под музыку дети поднимаются на сцену. Звучит песня « Игра»: « Я тебе говорю сперва, научись не глотать слова!» Посмотрите, какой красивый лес. Давайте посмотрим, куда мы с вами пришли? На игровое поле. А что же мы должны сделать, чтобы продолжить наше путешествие? Ответы детей: Вспомнить игровые упражнения для отработки звуков. Совершенно верно, давайте так и сделаем.) МАЛЯР. Языком нарисовать любую картинку, свою мечту. 5)ЗАДУТЬ СВЕЧУ Медленно дуть на ладонь, затем прерывисто. 6)КТО УМЕЕТ УЛЫБАТЬСЯ Как можно сильнее растянуть губы. 7)ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Представить себе своё любимое варенье и облизнуть губы. Правильно мы должны выполнить упражнения для отработки гласных и согласных звуков. 1)И, Э, А, О, У, Ы. 2)Покачать так, как качаете маленького ребёнка: и-и-и, э-э-э, а-а-а, о-о-о, у-у-у -, ы-ы-ы. 3)побросать в стенку мячики, произнося звуки отрывисто: и, э, а, о, у, ы. 4 «Встретить большой пароход», произнося все звуки слитно: и э а о у ы. (учитель показывает картинку с изображением парохода) 5) «Встретить маленький пароход» произнося все звуки нараспев: иии, эээ, ааа, ооо, ууу, ыыы . 6)произносить звуки с хлопками и ударениями на ударный звук: Иэаоуы, иЭаоуы, иэАоуы, иэаОуы, иэаоУы, иэаоуЫ. 7) « Запустить звук А в космос» переходя на звук Ю. Давайте вспомним упражнения для произношения согласных звуков. Но сначала скажите, пожалуйста, чем отличаются гласные от согласных? Ответы детей. Правильно гласные произносятся с голосом, их можно петь. А согласные произносятся без голоса, их петь нельзя. А скажите, пожалуйста, какие бывают согласные? Ответы детей. Правильно, бывают согласные звонкие и глухие. Итак, давайте проведём речевую разминку. 1)Звуки Б и П произносить отрывисто, как будто забиваете гвозди в стенку. 2)Звуки В и Ф произносить так, как будто забиваете гвозди в дощечку. 3) « Локоточки» произносить звуки Г и К так, как будто они отскакивают от локтей. 4) « Едим на машине» представить себе, что в руках держите руль и произносить звук В. 5) «Самолёт» представьте себе, что ваша рука маленький самолёт, и он летит со звуком В. 6) «Дрель» нужно просверлить стенку со звуком З. 7) « Рубанок» снять стружку с доски со звуком Ж. 8) « Метла» подмести двор со звуком Ш. 9) «Косари» косить траву со звуком С. 10) « Пылесос» почистить ковёр со звуком ВЖ. 11) «Тигрёнок» порычать со звуком Р. 12) «Комарик» поймать летящего комара со звуком З и потом хлопнуть в ладоши. 13) «Пули» нужно успеть отмахнуться от пуль со звуком Ф. 14) «Насос» Я очень рада, что вы помните об этих звуках. Не забывайте о них, не позволяйте себе « акать», шипеть, свистеть, картавить, гнусавить. И действительно, давайте отдохнём и подумаем, какие звуки мы сейчас отрабатывали? Ответы детей: свистящие, шипящие, глухие, звонкие. Итак, двигаемся дальше. Под музыку дети продолжают движение по сцене. Давайте посмотрим куда - же мы попали? « Егоркин пригорок». Странно, почему мы пришли именно сюда? Правильно! Это и есть наш главный пункт назначения, если вы помните так и звучит тема нашего урока. Что же мы будем здесь делать? Ответы детей: повторять и вспоминать скороговорки. (Раз Егорка, два Егорка) Дети садятся на скамейки и пеньки по кругу, берут в руки мяч и по группам произносят скороговорки. 1)У Егорки хороши скороговорки: вышел кот из ворот, Кот рябой, хвост трубой, если сможешь, повтори, Не один разок, а три. 2) Мама сшила для мартышки: шубу, шапку и штанишки. Черепашка черепашонку сшила чепчик, распашонку. 3)У Тамары - тараторки тридцать три скороговорки. Самая простая, знаете какая? Да вот она: Собака Шарик несла сухарик. 4) Купила кукушка ушат, купать собралась кукушат. 5)У кролика Гришки - четыре братишки: Кролик Гошка, кролик Прошка, кроликЛёшка, да Серёжка. 6) Валя варежки вязала, Варя валенки валяла. 7) Хвастал храбрый краб три дня - краба нет, храбрей меня. 8) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 9) Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки во дворе. 10) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 11) Водовоз вёз воду из под водопровода. 12) Пришёл Прокол кипел укроп, ушёл Прокоп кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипел укроп. 13) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. 14) На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на дворе двора. 15) Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку, Грека цап. Спасибо! А теперь подумайте и скажите: по какому принципу строятся скороговорки? Ответы детей: подбираются похожие слова по звучанию, несколько раз повторяются определённые слова. А как вы думаете: для чего нужны скороговорки? Ответы детей: чтобы говорить - ясно, чётко, внятно, громко и понятно. А посмотрите - ка вот сюда, что это за предмет спрятан за берёзкой? (находим телевизор). Телевизор, странно, почему он здесь? А как вы думаете? Ответы детей: Чтобы произносить скороговорки с разными подтекстами и интонациями. Правильно, давайте узнаем прогноз погоды, сможем ли мы продолжать наше путешествие дальше. А может быть нам лучше вернуться? Давайте скажем скороговорку: « В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж», но с разными интонациями и подтекстом. Дети произносят скороговорки. А скороговорки, то у нас не простые - их можно произносить то тише, то громче с усилением голоса. Давайте вспомним скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Дети произносят скороговорки начиная с тихого диапазона заканчивая совсем громким. « Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Ну, что ж, давайте пойдём дальше. Дети идут под музыку, взявшись за руки. Интересно куда же мы пришли? Странно попали мы на поляну фантазии, а она почему-то совсем неинтересная, скучная, что бы это могло значить? Как вы думаете? Ответы детей: нам было заданно домашнее задание-сочинить свою собственную скороговорку и нарисовать её на цветке. Совершенно верно, давайте украсим нашу поляну, что бы она стала действительно поляной фантазии. Дети читают свои скороговорки и прикрепляют цветы на ширмы, пеньки, деревья. 1) Зоя с Зиной жуют резинку. 2) Хоккейные клюшки - стучат, как хлопушки. И шайбы летят от ворот до ворот. В команде «Хрю-хрю» тренировка идёт. 3) Кто громко хохочет, тот жить долго хочет. 4) Ходит, ходит, не находит. А находит, так уходит. Тает, тает, не растает, а растает - уплывает. 5) Гусь гогочет: га-га-га – вот такая ерунда! 6) Гусь построил новый дом, гости шли к нему гуськом. 7) Видит лев в своём лесу - филина на дубу. Филин с дуба прыг - лев его настиг. 8) Гром гремит, земля трясётся - это папа наш смеётся. 9) Ударил сильный мороз, у меня посинел нос. Я на печку залез и смотрел стс. 10) Идёт с косой косой козёл. 11) Дед Дадон в трубу дудел. Дудку дед трубой задел. 12) Глаша готовила кашу, каша была хороша. Гости покушали кашу, Глаша была голодна. 13) Целый день варила Оля, суп и кашу из фасоли. Не съедобен суп у Оли, много в супе было соли. 14) Ай ду-ду-ду сидит ворон на дубу. Вдруг подошла к нему коза и ай-да-айда-айда. 15) Коля с Галей хором пели, в классе окна зазвенели. 16) Зина с Зойкой танцуют польку. 17) Свинья вздыхала у корыта: «Совсем не стало аппетита». Теперь наша поляна действительно полна вашими фантазиями. Но как это не грустно, нам пора возвращаться домой, в школу. Послушайте и проанализируйте, как же с помощью голоса можно выразить свои чувства и эмоции. Как прекрасно закончилось наше путешествие. Вот мы и вернулись домой, многое увидели, повторили, побывав в волшебном лесу. А попробуйте к следующему уроку сочинить небольшой рассказ или стихотворение, а может быть вы нарисуете рисунок о своих впечатлениях. Какой получился у нас интересный урок, мы многое узнали, повторили, вспомнили, соприкоснулись с актерским мастерством. А древней Греции актёры за свой труд получали деньги, которые назывались ТАЛАНТЫ. И сегодня я вам всем вручаю такие таланты с памяткой: Вместо окрика злого, лучше доброе слово. И улыбку не надо беречь. Жизнь устроена мудро, это вовсе не трудно, Берегите, пожалуйста, речь! И, как поётся в песне: идите дорогою добра! Звучит фонограмма песни «Дорога добра», детям вручаются таланты и улыбки. До свидания. Урок окончен. Спасибо за урок. Под музыку дети уходят. |