2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: проверить уровень знаний детей, освежить в их памяти ранее изученный материал. | Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха), методы закрепления и повторения, постановка проблемы или создание проблемной ситуации | - Ребята, давайте вспомним, что же такое поступок? (Поступок – это действие, которое совершает человек, показывая морален он ли нет.) - А какие бывают поступки? (Хорошие и плохие,…) - Поступки также бывают нравственными и безнравственными. - Какой поступок называется нравственным? (Нравственный поступок – это только, то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями) - А как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок, безнравственный поступок? (Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе.) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Тема нашего урока «Стыд, вина и извинение». -Давайте тогда с вами составим план нашей работы на уроке. -Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Что такое стыд, вина, извинение. Как нужно извиняться, Как нужно поступать…) -Познакомиться с новыми понятиями, -Чему мы научимся с вами? (Научиться отличать понятия стыд и вина, научиться правильно извиняться…) | Повторили раннее изучаемый материал. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, формулирование познавательной цели; логические – анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3.Решение проблемы. Задача: познакомиться с понятиями стыд, вина, извинение, прощение, раскаяние через анализ репродукции картины «Опять двойка», работу с понятиями, примеры из личного опыта. | Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, методы приобретения новых знаний, частично-поисковые методы | 1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». - Я предлагаю вам открыть свои учебники на странице 44. Найдите репродукцию картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка». -Ребята, давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины. -Давайте попробуем определить чувства каждого героя. - Кто является главным героем картины? (Мальчик) -Почему мальчик главный герой? Как вы это поняли? -Кого вы ещё видите на картине? -Молодцы. - Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду) - Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.) -Кто-нибудь сомневается, что мальчик провинился? (Нет. Название картины говорит, что это не первая его двойка.) - Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.) - О чём говорит «бывалый» портфель мальчика? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.) - Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они не богато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед) - Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.) -О чем говорит взгляд матери? (На стуле сидит мама. На лице у неё отчаяние) - Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!) - А может мама не из-за полученной двойки огорчена? (Мама больше всех огорчена, что сын не справляется с учебой. Ведь она очень хочет, чтобы он стал успешным человеком и её надежной опорой и гордостью в будущем.) -Давайте рассмотрим остальных героев картины. - Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.) - Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего и улыбается, что мама на него не ругается) - Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.) - Ребята, как вы думаете, только собака так искренне любит мальчика? (Конечно, нет! Мама очень любит своего сына, и хочет чтобы он был успешным, в будущем был опорой для матери. И старшая сестра осуждает его именно потому, что не равнодушна к его поведению) - Как вы думаете, мальчик сможет исправить свое положение? - Что же нужно в первую очередь сделать мальчику? -А как вы думаете, что еще поможет мальчику исправиться? - Если он просто исправит двойку? -Наверно мальчик должен впредь не получать двойки, то есть учиться прилежно, во время делать домашнее задание, не прогуливать? - Правильно. -И кто же мне скажет, какие поступки вызывают чувство стыда? (Когда сделаешь что-то плохое) 2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. -Предлагаю поработать с ключевым словом нашей темы. -Какое это слово? (Стыд) - Ребята, перед вами на слайде слова, чем они все похожи? (стыдно, стыдливо, стыдящийся, стыдоба, стыдливость, стыдливый. стыдится) -Какой корень у тих всех слов? (Стыд) -Попробуем найти правильное определение слова «Стыд». -Что же такое стыд? - Я заранее посмотрела определение слова «стыд» в словаре. Посмотрите на слайд и прочитайте его про себя, а … будет читать вслух. (Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Стыд – это позор, бесчестие.) - Приведите пример, когда человек испытывает чувство стыда. (Дети приводят пример) - Как вы думаете, что такое «ложный стыд»? (делают предположения) - Посмотрите в учебнике пример ложного стыда (Читают пример на с. 45 уч., рассуждают) Прочитай, пример из учебника (Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет) -Приведите ещё такие примеры. (Заслушиваются примеры учащихся) -Можете привести примеры из литературных произведений. -Что же ощущает человек, когда испытывает чувство стыда? (Испытываем чувство вины.) - Я предлагаю вам прочитать определение слова «вина» в учебнике на странице 45, прочитайте его про себя, а … будет читать вслух. (Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.) - Кто может еще раз сказать своими словами, что такое вина? -Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? (Признать свою вину, извиниться.) -Что значит прощать других людей? (Прощать - это значит не держать обиды на другого человека.) -Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел.) - Почему важно прощать других? (Его тоже будут прощать.) - С чем связан стыд? (Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.) - В чём разница: стыд и вина? (Стыд - ответственность перед людьми. Вина - ответственность перед собой.) - После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Что такое «раскаяние, раскаяться»? -Это не знакомое для вас слово? - Это слово происходит от слова «Каяться». Каяться – это значит, сожалея, признавать свою ошибку, вину. (Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок. Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершенной ошибке, в неправильном поступке.) - Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. - Когда человек извиняется, наступает прощение. 3. Работа над этикетными словами. -Ребята, когда принято извиняться? (Высказывают свои мнения) - Какие слова можно сказать извиняясь? (Извините, пожалуйста. Я не хотел тебя обидеть. Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.) -У вас на парте лежат листочки, вам нужно из приведенных выражений, выбрать только те, которые мы употребляем, когда извиняемся. - Извините, пожалуйста! - Я прошу прощения (за то, что… ) - Я виноват перед вами… -Да ладно тебе… - Я не хотел тебя (Вас) обидеть… - Извини, но это твоя вина… - Я приношу свои извинения… - Простите… -Ты меня извини, но я не считаю себя виноватым… - Не сердитесь, пожалуйста… -Ребята, а почему вы не выбрали другие высказывания? Ведь они тоже указывают на извинение? -Что же это за выражения? (Это извинение человека, который не признает свою вину, спирает её на другого). -А сейчас давайте узнаем, как же можно отвечать на извинение человека, чтобы он был уверен, в том, что его простили. -Как можно отвечать на извинения? (ответы) - Хорошо! - Да ладно! - Не стоит извинения! За что же извиняться? -Я не прощу тебя… - Не за что! - Я не сержусь! - Пожалуйста! - Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно) -Ребята ведь мы почти выработали правила, как нужно правильно извиняться. -Как вы думаете, существуют ли такие правила? (Конечно) - А теперь давайте вместе рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (Читают по очереди). Комментирование учителя: • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. (Делайте это искренне) • Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. (Не оправдывайте свои действия.) Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. (Примите обязательство измениться) • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». (Выражайте свои извинения осторожно) • Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. (Будьте готовы к неловкости и неудобству) - Что ещё важно помнить при извинении? - Извиняться надо всегда — это своеобразная культура общения. - Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». - Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, создание алгоритмов; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение,), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание) |
6. Организация самостоятельной работы Задача: обеспечить текущий учёт и контроль знаний по новой теме. | Словесные (беседа), практические методы (упражнения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, частично-поисковые методы, методы проверки и оценки, временная работа в группах, методы контроля и самоконтроля | -А теперь я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. У каждой пары на краю парты лежит листочек. -Что вы видите? (Текст с пропущенными словами). -Вам нужно внимательно прочитать предложения и в пропущенные места подставить слова. Вставьте пропущенные слова: 1. Стыд – это тяжёлое, подавленное ………………….. состояние ……………… , которое проявляется после осуждения его ………………. окружающими людьми. 2. …………….. стыд – ошибочное представление о нравственности. 3. Вина – это …………………. человека по поводу ………….. несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим ………….. . 4. Стыд – ответственность за ……………. перед ………….. , вина – ответственность перед …………….. . 5. Чтобы избавиться от чувства ……………. , надо ………………….. перед тем человеком, которого вы ……………… . -А сейчас давайте проверим, возьмите в руку карандаш, на слайде вы видите предложения уже с вставленными словами. Проверьте, все ли слова вы написали правильно. -Кому сложно было выполнить это задание? -А кто правильно составил текст? -Молодцы ребята! | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание, управление поведением партнёра) |