СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суицидальное поведение у детей и подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение у детей и подростков»

Суицидальное поведение у детей и подростков ВЫПОЛНИЛА: Степанова Анна Владимировна, социальный педагог МАОУ СОШ № 1 г. Боровичи

Суицидальное поведение у детей и подростков

ВЫПОЛНИЛА:

Степанова Анна Владимировна,

социальный педагог МАОУ СОШ № 1

г. Боровичи

СУИЦИД -    самоповреждающее действие, приводящее к смерти, при различных суицидальных намерениях

СУИЦИД -

самоповреждающее действие, приводящее к смерти, при различных суицидальных намерениях

Согласно данным специалистов, по числу суицидов Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе. В России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди детей и подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью подростков, 200 – детей. Больше всего суицидов с летальным исходом совершается по причине семейных конфликтов, неразделенной любви, личных проблем, замкнутости и психических заболеваний.
  • Согласно данным специалистов, по числу суицидов Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе.
  • В России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди детей и подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью подростков, 200 – детей.
  • Больше всего суицидов с летальным исходом совершается по причине семейных конфликтов, неразделенной любви, личных проблем, замкнутости и психических заболеваний.
С У И Ц И Д Демонстративный Истинный Скрытый (косвенный) Явный Аффективный Подготовленный

С У И Ц И Д

Демонстративный

Истинный

Скрытый (косвенный)

Явный

Аффективный

Подготовленный

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

Мотивы суицида: Призыв.  Способ попросить помощи. Уход от проблем,  потерял надежду изменить жизнь к лучшему. Месть.  Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют» Самонаказание.  Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье. Бегство от наказания.   Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Мотивы суицида:

  • Призыв.  Способ попросить помощи.
  • Уход от проблем,  потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
  • Месть.  Попытка сделать больно другому человеку:
  • «Они еще пожалеют»
  • Самонаказание.  Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
  • Бегство от наказания.   Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
С У И Ц И Д Демонстративный Истинный Скрытый (косвенный) Явный Аффективный Подготовленный

С У И Ц И Д

Демонстративный

Истинный

Скрытый (косвенный)

Явный

Аффективный

Подготовленный

Мотивы суицида

Мотивы суицида

Мотивы суицида: Призыв.  Способ попросить помощи. Уход от проблем,  потерял надежду изменить жизнь к лучшему. Месть.  Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют» Самонаказание.  Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье. Бегство от наказания.   Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Мотивы суицида:

  • Призыв.  Способ попросить помощи.
  • Уход от проблем,  потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
  • Месть.  Попытка сделать больно другому человеку:
  • «Они еще пожалеют»
  • Самонаказание.  Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
  • Бегство от наказания.   Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
Особенности детского и подросткового суицида: Недостаточно адекватная оценка последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода. Отсутствие четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с различными проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.

Особенности детского и подросткового суицида:

  • Недостаточно адекватная оценка последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
  • Отсутствие четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.
  • Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток.
  • Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с различными проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
Ситуации высокого суицидального риска в подростковом возрасте: Ситуация «потери лица» Интернет – преследование «Любовные драмы» Вовлечённость в секты и неформальные группы Сексуальное насилие Межличностные конфликты, в т.ч. семейные Копирование поведения референтных лиц Психические расстройства ( депрессия) Опыт суицидальной попытки в прошлом

Ситуации высокого суицидального риска в подростковом возрасте:

  • Ситуация «потери лица»
  • Интернет – преследование
  • «Любовные драмы»
  • Вовлечённость в секты и неформальные группы
  • Сексуальное насилие
  • Межличностные конфликты, в т.ч. семейные
  • Копирование поведения референтных лиц
  • Психические расстройства ( депрессия)
  • Опыт суицидальной попытки в прошлом
Формы и стадии суицидального поведения: Внутренние формы Внешние формы 1.Антивитальные представления , переживания (отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти, размышления об утере смысла, ценности жизни)  1.Суицидальные высказывания («вот умру…», «жить не хочется…», «все надоело…», «все бессмысленно…», и др. 2.Пассивные суицидальные мысли («Хорошо бы умереть…») 2.Суицидальные попытки (незавершенный суицид) – намеренные порезы, ожоги, употребление наркотических и др. психоактивных веществ 3.Суицидальные замыслы (разработка плана суицида, сценария)  3.Завершенный суицид 4.Суицидальные намерения (принятие о самоубийстве, часто сопровождается умиротворением)

Формы и стадии суицидального поведения:

Внутренние формы

Внешние формы

1.Антивитальные представления ,

переживания (отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти, размышления об утере смысла, ценности жизни)

1.Суицидальные высказывания («вот умру…», «жить не хочется…», «все надоело…», «все бессмысленно…», и др.

2.Пассивные суицидальные мысли («Хорошо бы умереть…»)

2.Суицидальные попытки (незавершенный суицид) – намеренные порезы, ожоги, употребление наркотических и др. психоактивных веществ

3.Суицидальные замыслы (разработка плана суицида, сценария)

3.Завершенный суицид

4.Суицидальные намерения (принятие о самоубийстве, часто сопровождается умиротворением)

Признаки суицидального намерения: Словесные признаки: Прямой разговор о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»; Косвенный намек: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мы больше с тобой не увидимся»; Юмор на тему самоубийства; Обострение интереса к вопросами смерти и др.  Поведенческие признаки: Раздача личных вещей «Приведение дел в порядок» Радикальные перемены в поведении (изменение режима еды, сна, объема социальных контактов, отношения к своей внешности и т.д.) Проявление признаков беспомощности, безнадёжности и отчаяния и др.

Признаки суицидального намерения:

Словесные признаки:

  • Прямой разговор о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • Косвенный намек: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мы больше с тобой не увидимся»;
  • Юмор на тему самоубийства;
  • Обострение интереса к вопросами смерти и др.

Поведенческие признаки:

  • Раздача личных вещей
  • «Приведение дел в порядок»
  • Радикальные перемены в поведении (изменение режима еды, сна, объема социальных контактов, отношения к своей внешности и т.д.)
  • Проявление признаков беспомощности, безнадёжности и отчаяния и др.
Как себя вести в том случае, когда подросток демонстрирует признаки суицидального намерения: Внимательно выслушать , приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.  Внимательно отнестись ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Прямо спросить подростка, не думает ли он или она о самоубийстве. Убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь. Продемонстрировать заинтересованность в благополучии подростка, оказать ему поддержку. Не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Как себя вести в том случае, когда подросток демонстрирует признаки суицидального намерения:

  • Внимательно выслушать , приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Внимательно отнестись ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
  • Прямо спросить подростка, не думает ли он или она о самоубийстве.
  • Убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь.
  • Продемонстрировать заинтересованность в благополучии подростка, оказать ему поддержку.
  • Не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора.
  • Принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Кризисная интервенция -  вмешательство, сфокусированное на преодолении острого кризиса Принципы коммуникации: • Неотложность. • Эмпатия • Искренность • Избежание навязывания своего темпа коммуникации. • Неоднократное прояснение информации . Избежание моральных оценок. • Избежание невыполнимых обещаний. • Избежание принятия решений «вместо» клиента. Разделение ответственности • Нейтральность к психопатологии. .

Кризисная интервенция -

вмешательство, сфокусированное на преодолении острого кризиса

Принципы коммуникации:

• Неотложность.

• Эмпатия

• Искренность

• Избежание навязывания своего темпа коммуникации.

• Неоднократное прояснение информации .

  • Избежание моральных оценок.

• Избежание невыполнимых обещаний.

• Избежание принятия решений «вместо» клиента.

  • Разделение ответственности

• Нейтральность к психопатологии.

.

Этапы кризисной интервенции: установление контакта и достижение доверия анализ сложившейся ситуации («интеллектуальное овладение ситуацией»), «вентиляция чувств» заключение антисуицидального контракта планирование шагов выхода

Этапы кризисной интервенции:

  • установление контакта и достижение доверия
  • анализ сложившейся ситуации («интеллектуальное овладение ситуацией»), «вентиляция чувств»
  • заключение антисуицидального контракта
  • планирование шагов выхода
Советы родителям: не оставлять неразрешенными проблемы; анализ трудной ситуации; учить принимать ответственность за поступки, особенно «что будет если..»; привычка рассказывать и доверять родителям; Отвечать на все вопросы

Советы родителям:

не оставлять неразрешенными проблемы;

анализ трудной ситуации;

учить принимать ответственность за поступки, особенно «что будет если..»;

привычка рассказывать и доверять родителям;

Отвечать на все вопросы