Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение у детей и подростков»
Суицидальное поведение у детей и подростков
ВЫПОЛНИЛА:
Степанова Анна Владимировна,
социальный педагог МАОУ СОШ № 1
г. Боровичи
СУИЦИД -
самоповреждающее действие, приводящее к смерти, при различных суицидальных намерениях
- Согласно данным специалистов, по числу суицидов Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе.
- В России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди детей и подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью подростков, 200 – детей.
- Больше всего суицидов с летальным исходом совершается по причине семейных конфликтов, неразделенной любви, личных проблем, замкнутости и психических заболеваний.
С У И Ц И Д
Демонстративный
Истинный
Скрытый (косвенный)
Явный
Аффективный
Подготовленный
ПРИЧИНЫ
Мотивы суицида:
- Призыв. Способ попросить помощи.
- Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
- Месть. Попытка сделать больно другому человеку:
- «Они еще пожалеют»
- Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
- Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
С У И Ц И Д
Демонстративный
Истинный
Скрытый (косвенный)
Явный
Аффективный
Подготовленный
Мотивы суицида
Мотивы суицида:
- Призыв. Способ попросить помощи.
- Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
- Месть. Попытка сделать больно другому человеку:
- «Они еще пожалеют»
- Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
- Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
Особенности детского и подросткового суицида:
- Недостаточно адекватная оценка последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
- Отсутствие четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.
- Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток.
- Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с различными проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
Ситуации высокого суицидального риска в подростковом возрасте:
- Ситуация «потери лица»
- Интернет – преследование
- «Любовные драмы»
- Вовлечённость в секты и неформальные группы
- Сексуальное насилие
- Межличностные конфликты, в т.ч. семейные
- Копирование поведения референтных лиц
- Психические расстройства ( депрессия)
- Опыт суицидальной попытки в прошлом
Формы и стадии суицидального поведения:
Внутренние формы
Внешние формы
1.Антивитальные представления ,
переживания (отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти, размышления об утере смысла, ценности жизни)
1.Суицидальные высказывания («вот умру…», «жить не хочется…», «все надоело…», «все бессмысленно…», и др.
2.Пассивные суицидальные мысли («Хорошо бы умереть…»)
2.Суицидальные попытки (незавершенный суицид) – намеренные порезы, ожоги, употребление наркотических и др. психоактивных веществ
3.Суицидальные замыслы (разработка плана суицида, сценария)
3.Завершенный суицид
4.Суицидальные намерения (принятие о самоубийстве, часто сопровождается умиротворением)
Признаки суицидального намерения:
Словесные признаки:
- Прямой разговор о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- Косвенный намек: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мы больше с тобой не увидимся»;
- Юмор на тему самоубийства;
- Обострение интереса к вопросами смерти и др.
Поведенческие признаки:
- Раздача личных вещей
- «Приведение дел в порядок»
- Радикальные перемены в поведении (изменение режима еды, сна, объема социальных контактов, отношения к своей внешности и т.д.)
- Проявление признаков беспомощности, безнадёжности и отчаяния и др.
Как себя вести в том случае, когда подросток демонстрирует признаки суицидального намерения:
- Внимательно выслушать , приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Внимательно отнестись ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
- Прямо спросить подростка, не думает ли он или она о самоубийстве.
- Убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь.
- Продемонстрировать заинтересованность в благополучии подростка, оказать ему поддержку.
- Не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора.
- Принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Кризисная интервенция -
вмешательство, сфокусированное на преодолении острого кризиса
Принципы коммуникации:
• Неотложность.
• Эмпатия
• Искренность
• Избежание навязывания своего темпа коммуникации.
• Неоднократное прояснение информации .
- Избежание моральных оценок.
• Избежание невыполнимых обещаний.
• Избежание принятия решений «вместо» клиента.
- Разделение ответственности
• Нейтральность к психопатологии.
.
Этапы кризисной интервенции:
- установление контакта и достижение доверия
- анализ сложившейся ситуации («интеллектуальное овладение ситуацией»), «вентиляция чувств»
- заключение антисуицидального контракта
- планирование шагов выхода
Советы родителям:
не оставлять неразрешенными проблемы;
анализ трудной ситуации;
учить принимать ответственность за поступки, особенно «что будет если..»;
привычка рассказывать и доверять родителям;
Отвечать на все вопросы