Фильм загрязнение атмосферы
Тема: «Свойства воздуха и воды. Обобщение»
Цель: создать условия для проведения сравнительного анализа свойств воздуха и воды и формулировки вывода о значении воздуха и воды для жизни на Земле.
Задачи:
-повторить и расширить представления обучающихся о свойствах воздуха и воды;
-продолжить обучение постановке опытов и формулировке их результатов;
-формировать экологическую культуру обучающихся, культуру безопасного поведения;
-развивать коммуникативную компетентность, познавательную активность.
Оборудование и наглядные пособия:
О.Н.Федотова. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник - М. :Академкнига – Ч. 1;
Индивидуальные тетради на печатной основе,
баночка с почвой, стёклышко, разрезанный клубень картофеля, лист бумаги, приборы для опытов,плакаты с ребусами, дополнительный рассказ.
Используемые приёмы ТРКМЧП: «Кластер», «Инсерт», «Фишбоун», «Концептуальная таблица»
ХОД УРОКА под тихую музыку читаю стихот.
Кружит Земля
С восхода до восхода.
Великая –
В ногах у пешехода ,
И капельная точка
Во Вселенной .
С огромными материками
И множеством прекрасных островов,
Закутанная мягко облаками,
Овеянная тысячью ветров.
- Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны окружающего нас мира, тайны планеты .
Проверим д.з с помощью этого теста ( на столах варианты ответов)
А теперь попробуем определить тему нашего урока.
I этап «Вызов»
1)Целеполагание
-Ребята, разгадайте ребусы.

-Правильно, это два слова «вода» и «воздух». Как вы думаете, почему с этих слов начинается урок? (Это тема урока. Мы уже открывали тему «Свойства воздуха» и «Как человек использует свойства воды»)
-Как вы думаете, у нас будет урок открытия новых знаний? (Нет, мы будем повторять и закреплять знания о воде и воздухе.)
-Верно, ребята, мы сегодня не просто повторим и закрепим знания, а попробуем обобщить всё, что знаем о свойствах воздуха и воды и сделать вывод о значении воздуха и воды.
-Какие учебные задачи на урок хотите поставить? (Вспомнить свойства; узнать новое о воздухе и воде; сравнить свойства воздуха и воды; поставим опыты)
2)Составление кластера ( двое у доски, остальные в парах)
Из чего состоит наш воздух?
-Предлагаю сначала вспомнить свойства воздуха, а для этого составить кластер на тему «Свойства воздуха». Согласны?
-Вспомним алгоритм составления кластера: думаю сам (1 минута), обсуждаю в паре (1 минута), договариваемся коллективно.
Первую минуту каждый самостоятельно записывает всё, что знает. Вторую минуту обсуждают в паре результат, вносят в тетрадь.
Докажите одно из свойств. Где это используется человеком.
Используя опыты










Свойства воздуха




Движется
движется
растворяется в воде. Занимает место в окружающем мире. Сжимается. Упругий.его можно взвесить. При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается. теплый воздух легче холодного (Воздушный шар)
Что мы повторили и открыли на этом этапе урока? (Свойства воздуха)
5)Составление схемы «Фишбоун»
-Что ещё мы хотели повторить? (Как человек использует свойства воды.)
-Предлагаю составить «Рыбий скелет» - «Фишбоун». Согласны?
-Напомню правила составления схемы: думаю сам (1 минута), обсуждаю в паре (1 минута), договариваемся коллективно. На «голове» я записала вопрос темы. Один из вас в паре записывает на верхних косточках «рыбьего скелета» свойства воды, второй в паре на нижних косточках записывает, как человек использует свойства воды. А вместе сделаем вывод, ответ на вопрос темы.





























Свойства воды
Сжимается и расширяется
Мы знаем, что человек больше, чем наполовину состоит из воды. А как вы думаете, в растениях есть вода? У меня есть разрезанный клубень картофеля и чистый лист бумаги. Как показать, что в картофеле есть вода? (Нужно кусочек клубня обернуть бумагой и хорошенько промокнуть. Разворачиваем лист, видно, что лист бумаги стал влажный. Это значит, что в картофеле есть вода.)
-А есть ли вода в почве? Какие можно поставить опыты для ответа на этот вопрос? (Если дети затруднятся, учитель сам предлагает опыт. В начале урока ёмкость с почвой накрыли стеклом. Дети наблюдают капельки вода на стекле. Это значит, что в почве есть вода.)
Мы много трудились сегодня на уроке. Подведём итоги. По какой теме мы составили кластер? («Свойства воздуха») Для чего мы его составили?
-На какую тему составляли «рыбий скелет»? (Как человек использует свойства воды?) для чего мы его составляли? (Чтобы пользоваться свойствами воды) .
Вода повсюду: в воздухе, в животных, почве, растениях. Вода может растворять газы.
Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нём. Для живущих в водоёмах обитателей очень важен кислород, растворённый в воде. Он им нужен для дыхания. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом аквариумы, прорубают проруби в водоёмах холодной зимой. А в водоёмах, находящихся вблизи промышленных предприятий, рыба нередко гибнет. Как вы думаете, почему? (Потому что вода растворяет не только полезные вещества, но и вредные отходы производства
II этап «Осмысление»
Мы много трудились сегодня на уроке. Подведём итоги. По какой теме мы составили кластер? («Свойства воздуха») Для чего мы его составили?
-На какую тему составляли «рыбий скелет»? (Как человек использует свойства воды?) для чего мы его составляли? (Чтобы пользоваться свойствами воды) .
Вода повсюду: в воздухе, в животных, почве, растениях. Вода может растворять газы.
| ВОДА | ВОЗДУХ |
Сходства | Прозрачна Бесцветна Без запаха Без вкуса Не имеет формы Растворитель Повсюду Защищает планету Земля | + + + + + + + + |
Различия | Текучая Испаряется | Плохо проводит тепло Пропускает солнечные лучи Плохо передаёт звук |
-Вы теперь знаете, что воздух защищает нашу планету. Как выдумаете, а вода защищает планету?
«Вода не даёт нашей планете замёрзнуть. Всё лето Солнце греет воду в реках, озёрах, морях, океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдаёт тепло суше. Чем не отопление? Без него на планете наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое.»
Загрязнение атмосферы
4. Решение экологических задач (работа в паре)
Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
V. Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:
Нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 3 правил: «Как сделать наш хуторок чистым».