СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия совместной познавательно - исследовательской деятельности детей 4 - 5 лет и педагога, по теме: «Удивительные свойства воздуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ И ПЕДАГОГА

 

по теме «Удивительные свойства воздуха»

 

Разновидность познавательно-исследовательской деятельности: экспериментирование

Возрастная группа: средняя.

Тема календарно-тематического плана: «Лето»

Дидактические единицы

  •  представления о свойствах воздуха
  •  представления о экспериментальной деятельности

 

Образовательные задачи

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1.  Формировать у детей представления о свойстве воздуха

 

ОТНОШЕНИЯ

1. Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

 

ДЕЙСТВИЯ

  1. Продолжать формировать умения детей демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  2.  Формировать умения детей в ходе экспериментирования определять свойство воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для совместной деятельности

 

Задание/ инструкция педагога

(действие и его содержание)

Способ

предъявления педагогом задания детям

Результат выполнения задания детьми

Отгадайте загадку о воздухе

Словесный

Ответ

Что вы знаете о воздухе?

Где находится воздух? Почему мы не видим воздух?

Словесный

Ответы

Приглашаю вас в нашу мини - лабораторию.

Предлагаю вам провести первый опыт - «Воздух».

Перед Вами лежит бутылка и воздушный шарик?

Возьмите бутылку и наденьте на него воздушный шарик, начиная нажимать на бутылку, что происходит.

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Проведем второй опыт - «Стакан с водой, соломенная трубочка».

Попробуйте подуть в трубочку. Что происходит?

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Проведем третий опыт- «дудочка и воздух».

Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Изобразите схематически с помощью условного знака воздух

Наглядно- демонстрационный

Составление схемы из карточек.

Расскажите, что вы узнали нового о свойстве воздуха

Словесный

Составление короткого рассказа о свойстве воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы и оборудование

1. Стимульный материал:

– письмо от Незнайки

 

2. Материалы для деятельности детей:

*Материальные средства для деятельности детей:

- пластиковые бутылки,

- воздушные шары,

- стакан с водой,

- соломенные трубочки,

- музыкальные инструменты (дудочка)

 

3. Дидактический материал:

 – иллюстративный материал (воздушный шар, ребенок надувает мыльные пузыри)

 

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– мини-лаборатория.

-карточки с изображением капельки воды, стеклянного стакана, кусочками льда, палитры с красками.

– письменные принадлежности (карандаши.)

-клеёнки на столы.

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Сообщает, что сегодня на занятии будут изучать свойство воздуха. Включает фонограмму (Раздается аудиозапись ветра)

Спрашивает, что это за звук?

Интересуется, кто бы это мог быть?

Идет к двери и показывает конверт. Достает листок из конверта и читает загадку.

 Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

У детей возникает интерес, постепенно включаются в беседу.

 

Внимательно слушают. 

 

 

 

Отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

Интересуется, что дети знают о воздухе. Задает вопросы

что же такое воздух?

Где находится воздух?

Почему мы не видим воздух?

Для чего нам нужен воздух?

Дети по очереди отвечаю на вопросы.

Что воздух находится воздух он повсюду, вокруг нас.

А воздух  мы не видим воздух, потому что он невидимый.

Воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо

Предлагает стать учёными и исследователями.

Задает вопрос, чем занимаются учёные?

Рассказывает рассказ о том, что такое наука и чем занимаются ученые, и какие действия они выполняют.

 

Задает вопросы:

 

- Где работают учёные?

 

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

 

Предлагает произнести волшебные слова, чтобы попасть в научную лабораторию

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Хвалит детей

Приглашает в мини- лабораторию.

Предлагает провести первый опыт.

У детей возникает интерес.

 

 

 

Внимательно слушают рассказ

 

Отвечают на вопросы педагога.

(в научной лаборатории)

 

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину)

 

Дети проговариваю волшебные слова

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

 

 

Дети проходят за столы

Содержательно-деятельностный

ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки Затем сжимая и разжимая бутылку.

Предлагает провести опыт.(воздушный шарик раздумается)

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

 

Отвечают на вопросы.

 

Проводят опыт:

сдавливают и разжимают бутылку.

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы.

ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».

Предлагает вспомнить, когда идет проливной дождь, на лужах появляются пузырьки.

Задает вопрос:

Что же происходило?

Предлагает провести опыт.

Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой?

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

 

Отвечают на вопросы.

 

Проводят опыт:

Опускают трубочку в стакан с воду и начинают выдувать воздух в трубочку

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы

ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»

Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее

Задает вопрос: что мы слышим?

Почему он появился?

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

Дети проводят опыт и выполняют действия.

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы:

Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Оценочно-рефлексивный

Хвалит детей. Отмечает тех детей, которые старались и тех, кто был невнимателен.

Предлагает вспомнить, что поясняет первая, вторая и третья картинка.

Спрашивает, чем они занимались сегодня на занятии, понравилось ли им проводить исследования и  быть исследователями.

Просит рассказать, что узнали нового о свойстве воздуха

Дети внимательно рассматривают картинки и дают ответы.

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль по картам схемам, выбор смайликов.

 

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

Вопросы беседы:

Ребята сегодня на занятие мы будем с вами изучать свойство воздуха. Раздается аудиозапись ветра.

1. - Ребята, как вы думаете, что это за звук?

2.  - Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть?

3.- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает письмо).

В письме лежит загадка:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

 

вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

Вопросы беседы:

- Задает вопросы

что же такое воздух?

Где находится воздух?

Почему мы не видим воздух?

Для чего нам нужен воздух?

создание ситуации успеха:

- «Это совсем не трудно».

  - «Если даже не получится, ничего страшного,  мы поищем другой способ».

  - «Мы же рядом, мы все готовы помочь».   

 - «У вас обязательно получится…».

 - «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

 Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

 - «Возможно, лучше всего начать с...»,

 - «Выполняя работу, не забудьте о...».

 Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 

– демонстрация игрового персонажа

Письмо от Незнайки

 

– создание проблемной ситуации «(в прямой речи)»

- Ребята, нужно помочь Незнайке.  А как можно ему помочь?

 Ребята, а откуда мы можем узнать о свойстве воздуха?

 Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.

Сегодня вы будете юными исследователями и проводить опыты! Вы готовы? Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах и отослать его Незнайке.

 

Вопросы поискового характера:

 - Как мы можем поймать в воздух?

 - А можно воздух увидеть?

 - Возможно ли услышать воздух?

 

методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи

 - умение выделять сезонные изменения в природе.

 - в ходе экспериментирования исследовать свойства льда и снега.

 - развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; 

 - учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем

 - добиваться положительного результата.

 

– предвосхищающее поощрение

 - Сегодня вы будете юными исследователями, и проводить опыты! Вы готовы?

- «У вас обязательно получится…».

 - «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

Обсуждение правил проведения опытов в мини – лаборатории.

 

2. Методы организации и осуществления деятельности:

словесные (разгадывание загадки «Воздушный шар»)

Вопросы беседы:

- Скажите, пожалуйста, как они называются?

- Воздушные шарики

- А как вы считаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Можем ли мы в таком случае предположить, что в нас тоже есть воздух? 

 

Текст.

Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака.

 

наглядные (демонстрация натуральных объектов, как показ способа действия, наблюдение).

Рассматривание иллюстраций.

   

 

 

 

аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

Карта – схема для определения свойства воздуха.

Цель: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний о свойстве воздуха.

Содержание: по мере проведения опытов дети отмечают карточками свойства, которые присущи снегу или льду.

 

ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».

 

 

 

ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

 

– Проведение ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».

Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;

- закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;

- развивать наблюдательность;

- учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Материал, оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Содержание: Вспоминаем с ребятами о свойствах воздуха. Воздух обладает различными свойствами – он прозрачный, не имеет вкуса, запаха и цвета и определённой формы, обладает упругостью.

Прошу ребятам рассказать о том, какими способами можно надуть воздушный шарик.

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.

Предлагает провести опыт. (Воздушный шарик начинает раздуваться)

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему это происходит?»

Вывод. Воздушный шарик наполняется воздухом.

– Проведение опыта ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Материал, оборудование: Стакан с водой, соломенная трубочка, поднос, стакан.

Содержание: Предложить детям опустить трубочку в стакан с водой? подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?

– Проведение ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Материал, оборудование: музыкальная дудочка

Содержание: В. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим?

Д.- Звук.. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит, поэтому  возникает звук.

Вывод: Звук возникает, когда дрожит  воздух, и  тогда мы можем его услышать.

 

3. Методы контроля и самоконтроля:

вербальная оценка результатов выполнения заданий:

- Чему вы научились сегодня? (научились определять свойство воздуха)

- О чём бы вы рассказали маме? (Рассказали, что воздух можно поймать в бутылку и надуть воздушный шар… и т.д.).

- Что было для вас самым интересным? (разбивать лед).

 

взаимоконтроль – Детям предлагается карта-схема, где они с помощью фишек отмечают правильность суждений, далее дети меняются местами и проверяют друг у друга.

 

Пластиковая бутылка и воздушный шарик

 

Стакан с водой и соломенная трубочка

Музыкальная дудочка

 

 

 

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

 

 

 

Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее. Задает вопрос: что мы слышим? Почему он появился?

Делают выводы. Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

 

 

рефлексия деятельности:

 -  Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Экспериментировали -  узнали что воздух вокруг нас. Он везде)

- Кто помог тебе сегодня? (Егор, она показала, как правильно это делается)

- Выберите себе смайлик. Если у вас все получилось, возьмите улыбающийся, если что-то не получилось, то возьмите смайлик без улыбки, а если ничего не получилось, то возьмите грустный смайлик.

- Посмотрите, все ребята взяли улыбающихся смайликов, это значит, что на нашем занятии у вас все получилось!

- Продолжите фразу «После занятия мне захотелось…» (узнать еще какие можно сделать опыты с воздухом, рассказать друзьям, что я узнал и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия совместной познавательно - исследовательской деятельности детей 4 - 5 лет и педагога, по теме: «Удивительные свойства воздуха»»

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ И ПЕДАГОГА


по теме «Удивительные свойства воздуха»



Разновидность познавательно-исследовательской деятельности: экспериментирование

Возрастная группа: средняя.

Тема календарно-тематического плана: «Лето»

Дидактические единицы

  • представления о свойствах воздуха

  • представления о экспериментальной деятельности


Образовательные задачи

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Формировать у детей представления о свойстве воздуха


ОТНОШЕНИЯ

1. Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.


ДЕЙСТВИЯ

  1. Продолжать формировать умения детей демонстрировать результат при помощи действия и слова.

  2. Формировать умения детей в ходе экспериментирования определять свойство воздуха.














Задания для совместной деятельности


Задание/ инструкция педагога

(действие и его содержание)

Способ

предъявления педагогом задания детям

Результат выполнения задания детьми

Отгадайте загадку о воздухе

Словесный

Ответ

Что вы знаете о воздухе?

Где находится воздух? Почему мы не видим воздух?

Словесный

Ответы

Приглашаю вас в нашу мини - лабораторию.

Предлагаю вам провести первый опыт - «Воздух».

Перед Вами лежит бутылка и воздушный шарик?

Возьмите бутылку и наденьте на него воздушный шарик, начиная нажимать на бутылку, что происходит.

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Проведем второй опыт - «Стакан с водой, соломенная трубочка».

Попробуйте подуть в трубочку. Что происходит?

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Проведем третий опыт- «дудочка и воздух».

Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Наглядно- словесный

Практический (демонстрационный)

Проводят опыт, делают вывод.

Изобразите схематически с помощью условного знака воздух

Наглядно- демонстрационный

Составление схемы из карточек.

Расскажите, что вы узнали нового о свойстве воздуха

Словесный

Составление короткого рассказа о свойстве воздуха









Материалы и оборудование

1. Стимульный материал:

– письмо от Незнайки


2. Материалы для деятельности детей:

*Материальные средства для деятельности детей:

- пластиковые бутылки,

- воздушные шары,

- стакан с водой,

- соломенные трубочки,

- музыкальные инструменты (дудочка)


3. Дидактический материал:

– иллюстративный материал (воздушный шар, ребенок надувает мыльные пузыри)


4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– мини-лаборатория.

-карточки с изображением капельки воды, стеклянного стакана, кусочками льда, палитры с красками.

– письменные принадлежности (карандаши.)

-клеёнки на столы.


Конструктор совместной деятельности педагога и детей


Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Сообщает, что сегодня на занятии будут изучать свойство воздуха. Включает фонограмму (Раздается аудиозапись ветра)

Спрашивает, что это за звук?

Интересуется, кто бы это мог быть?

Идет к двери и показывает конверт. Достает листок из конверта и читает загадку.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

У детей возникает интерес, постепенно включаются в беседу.


Внимательно слушают.




Отвечают на вопросы педагога.




Отгадывают загадку.



Интересуется, что дети знают о воздухе. Задает вопросы

что же такое воздух?

Где находится воздух?

Почему мы не видим воздух?

Для чего нам нужен воздух?

Дети по очереди отвечаю на вопросы.

Что воздух находится воздух он повсюду, вокруг нас.

А воздух мы не видим воздух, потому что он невидимый.

Воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо

Предлагает стать учёными и исследователями.

Задает вопрос, чем занимаются учёные?

Рассказывает рассказ о том, что такое наука и чем занимаются ученые, и какие действия они выполняют.


Задает вопросы:


- Где работают учёные?


- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?


Предлагает произнести волшебные слова, чтобы попасть в научную лабораторию

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Хвалит детей

Приглашает в мини- лабораторию.

Предлагает провести первый опыт.

У детей возникает интерес.




Внимательно слушают рассказ


Отвечают на вопросы педагога.

(в научной лаборатории)


(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину)


Дети проговариваю волшебные слова

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.



Дети проходят за столы

Содержательно-деятельностный

ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки Затем сжимая и разжимая бутылку.

Предлагает провести опыт.(воздушный шарик раздумается)

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта


Отвечают на вопросы.


Проводят опыт:

сдавливают и разжимают бутылку.

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы.

ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».

Предлагает вспомнить, когда идет проливной дождь, на лужах появляются пузырьки.

Задает вопрос:

Что же происходило?

Предлагает провести опыт.

Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой?

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта


Отвечают на вопросы.


Проводят опыт:

Опускают трубочку в стакан с воду и начинают выдувать воздух в трубочку

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы

ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»

Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее

Задает вопрос: что мы слышим?

Почему он появился?

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

Дети проводят опыт и выполняют действия.

Отвечают на вопросы педагога.

Делают выводы:

Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Оценочно-рефлексивный

Хвалит детей. Отмечает тех детей, которые старались и тех, кто был невнимателен.

Предлагает вспомнить, что поясняет первая, вторая и третья картинка.

Спрашивает, чем они занимались сегодня на занятии, понравилось ли им проводить исследования и быть исследователями.

Просит рассказать, что узнали нового о свойстве воздуха

Дети внимательно рассматривают картинки и дают ответы.






Взаимоконтроль по картам схемам, выбор смайликов.


Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

Вопросы беседы:

Ребята сегодня на занятие мы будем с вами изучать свойство воздуха. Раздается аудиозапись ветра.

1. - Ребята, как вы думаете, что это за звук?

2. - Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть?

3.- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает письмо).

В письме лежит загадка:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!


вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

Вопросы беседы:

- Задает вопросы

что же такое воздух?

Где находится воздух?

Почему мы не видим воздух?

Для чего нам нужен воздух?

создание ситуации успеха:

- «Это совсем не трудно».

- «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ».

- «Мы же рядом, мы все готовы помочь».   

- «У вас обязательно получится…».

- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».


 Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

- «Возможно, лучше всего начать с...»,

- «Выполняя работу, не забудьте о...».

 Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»


демонстрация игрового персонажа

Письмо от Незнайки


создание проблемной ситуации «(в прямой речи)»

- Ребята, нужно помочь Незнайке. А как можно ему помочь?

Ребята, а откуда мы можем узнать о свойстве воздуха?

Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.

Сегодня вы будете юными исследователями и проводить опыты! Вы готовы? Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах и отослать его Незнайке.


Вопросы поискового характера:

- Как мы можем поймать в воздух?

- А можно воздух увидеть?

- Возможно ли услышать воздух?


методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи

- умение выделять сезонные изменения в природе.

- в ходе экспериментирования исследовать свойства льда и снега.

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; 

- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем

- добиваться положительного результата.


предвосхищающее поощрение

- Сегодня вы будете юными исследователями, и проводить опыты! Вы готовы?

- «У вас обязательно получится…».

- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».


предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

Обсуждение правил проведения опытов в мини – лаборатории.


2. Методы организации и осуществления деятельности:

словесные (разгадывание загадки «Воздушный шар»)

Вопросы беседы:

- Скажите, пожалуйста, как они называются?

- Воздушные шарики

- А как вы считаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Можем ли мы в таком случае предположить, что в нас тоже есть воздух? 


Текст.

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.


наглядные (демонстрация натуральных объектов, как показ способа действия, наблюдение).

Рассматривание иллюстраций.




аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

Карта – схема для определения свойства воздуха.

Цель: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний о свойстве воздуха.

Содержание: по мере проведения опытов дети отмечают карточками свойства, которые присущи снегу или льду.


ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».






ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».











ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»











наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).


– Проведение ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».

Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;

- закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;

- развивать наблюдательность;

- учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Материал, оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Содержание: Вспоминаем с ребятами о свойствах воздуха. Воздух обладает различными свойствами – он прозрачный, не имеет вкуса, запаха и цвета и определённой формы, обладает упругостью.

Прошу ребятам рассказать о том, какими способами можно надуть воздушный шарик.

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.

Предлагает провести опыт. (Воздушный шарик начинает раздуваться)

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему это происходит?»

Вывод. Воздушный шарик наполняется воздухом.

– Проведение опыта ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Материал, оборудование: Стакан с водой, соломенная трубочка, поднос, стакан.

Содержание: Предложить детям опустить трубочку в стакан с водой? подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?

– Проведение ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Материал, оборудование: музыкальная дудочка

Содержание: В. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим?

Д.- Звук.. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.


3. Методы контроля и самоконтроля:

вербальная оценка результатов выполнения заданий:

- Чему вы научились сегодня? (научились определять свойство воздуха)

- О чём бы вы рассказали маме? (Рассказали, что воздух можно поймать в бутылку и надуть воздушный шар… и т.д.).

- Что было для вас самым интересным? (разбивать лед).


взаимоконтроль – Детям предлагается карта-схема, где они с помощью фишек отмечают правильность суждений, далее дети меняются местами и проверяют друг у друга.


Пластиковая бутылка и воздушный шарик





Стакан с водой и соломенная трубочка



Музыкальная дудочка







Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.

Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»

Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта

Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта





Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее. Задает вопрос: что мы слышим? Почему он появился?

Делают выводы. Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта



рефлексия деятельности:

 - Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Экспериментировали - узнали что воздух вокруг нас. Он везде)

- Кто помог тебе сегодня? (Егор, она показала, как правильно это делается)

- Выберите себе смайлик. Если у вас все получилось, возьмите улыбающийся, если что-то не получилось, то возьмите смайлик без улыбки, а если ничего не получилось, то возьмите грустный смайлик.

- Посмотрите, все ребята взяли улыбающихся смайликов, это значит, что на нашем занятии у вас все получилось!

- Продолжите фразу «После занятия мне захотелось…» (узнать еще какие можно сделать опыты с воздухом, рассказать друзьям, что я узнал и т.д.)