КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ И ПЕДАГОГА
по теме «Удивительные свойства воздуха»
Разновидность познавательно-исследовательской деятельности: экспериментирование
Возрастная группа: средняя.
Тема календарно-тематического плана: «Лето»
Дидактические единицы
- представления о свойствах воздуха
- представления о экспериментальной деятельности
Образовательные задачи
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Формировать у детей представления о свойстве воздуха
ОТНОШЕНИЯ
1. Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
ДЕЙСТВИЯ
- Продолжать формировать умения детей демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Формировать умения детей в ходе экспериментирования определять свойство воздуха.
Задания для совместной деятельности
Задание/ инструкция педагога
(действие и его содержание)
|
Способ
предъявления педагогом задания детям
|
Результат выполнения задания детьми
|
Отгадайте загадку о воздухе
|
Словесный
|
Ответ
|
Что вы знаете о воздухе?
Где находится воздух? Почему мы не видим воздух?
|
Словесный
|
Ответы
|
Приглашаю вас в нашу мини - лабораторию.
Предлагаю вам провести первый опыт - «Воздух».
Перед Вами лежит бутылка и воздушный шарик?
Возьмите бутылку и наденьте на него воздушный шарик, начиная нажимать на бутылку, что происходит.
|
Наглядно- словесный
|
Практический (демонстрационный)
Проводят опыт, делают вывод.
|
Проведем второй опыт - «Стакан с водой, соломенная трубочка».
Попробуйте подуть в трубочку. Что происходит?
|
Наглядно- словесный
|
Практический (демонстрационный)
Проводят опыт, делают вывод.
|
Проведем третий опыт- «дудочка и воздух».
Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?
Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
|
Наглядно- словесный
|
Практический (демонстрационный)
Проводят опыт, делают вывод.
|
Изобразите схематически с помощью условного знака воздух
|
Наглядно- демонстрационный
|
Составление схемы из карточек.
|
Расскажите, что вы узнали нового о свойстве воздуха
|
Словесный
|
Составление короткого рассказа о свойстве воздуха
|
Материалы и оборудование
1. Стимульный материал:
– письмо от Незнайки
2. Материалы для деятельности детей:
*Материальные средства для деятельности детей:
- пластиковые бутылки,
- воздушные шары,
- стакан с водой,
- соломенные трубочки,
- музыкальные инструменты (дудочка)
3. Дидактический материал:
– иллюстративный материал (воздушный шар, ребенок надувает мыльные пузыри)
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– мини-лаборатория.
-карточки с изображением капельки воды, стеклянного стакана, кусочками льда, палитры с красками.
– письменные принадлежности (карандаши.)
-клеёнки на столы.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Мотивационно-целевой
|
Сообщает, что сегодня на занятии будут изучать свойство воздуха. Включает фонограмму (Раздается аудиозапись ветра)
Спрашивает, что это за звук?
Интересуется, кто бы это мог быть?
Идет к двери и показывает конверт. Достает листок из конверта и читает загадку.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
|
У детей возникает интерес, постепенно включаются в беседу.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы педагога.
Отгадывают загадку.
|
Интересуется, что дети знают о воздухе. Задает вопросы
что же такое воздух?
Где находится воздух?
Почему мы не видим воздух?
Для чего нам нужен воздух?
|
Дети по очереди отвечаю на вопросы.
Что воздух находится воздух он повсюду, вокруг нас.
А воздух мы не видим воздух, потому что он невидимый.
Воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо
|
Предлагает стать учёными и исследователями.
Задает вопрос, чем занимаются учёные?
Рассказывает рассказ о том, что такое наука и чем занимаются ученые, и какие действия они выполняют.
Задает вопросы:
- Где работают учёные?
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Предлагает произнести волшебные слова, чтобы попасть в научную лабораторию
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Хвалит детей
Приглашает в мини- лабораторию.
Предлагает провести первый опыт.
|
У детей возникает интерес.
Внимательно слушают рассказ
Отвечают на вопросы педагога.
(в научной лаборатории)
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину)
Дети проговариваю волшебные слова
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Дети проходят за столы
|
Содержательно-деятельностный
|
ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».
Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки Затем сжимая и разжимая бутылку.
Предлагает провести опыт.(воздушный шарик раздумается)
Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»
Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|
Отвечают на вопросы.
Проводят опыт:
сдавливают и разжимают бутылку.
Отвечают на вопросы педагога.
Делают выводы.

|
ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».
Предлагает вспомнить, когда идет проливной дождь, на лужах появляются пузырьки.
Задает вопрос:
Что же происходило?
Предлагает провести опыт.
Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой?
Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|
Отвечают на вопросы.
Проводят опыт:
Опускают трубочку в стакан с воду и начинают выдувать воздух в трубочку
Отвечают на вопросы педагога.
Делают выводы
|
ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»
Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее
Задает вопрос: что мы слышим?
Почему он появился?
Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|
Дети проводят опыт и выполняют действия.
Отвечают на вопросы педагога.
Делают выводы:
Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
|
Оценочно-рефлексивный
|
Хвалит детей. Отмечает тех детей, которые старались и тех, кто был невнимателен.
Предлагает вспомнить, что поясняет первая, вторая и третья картинка.
Спрашивает, чем они занимались сегодня на занятии, понравилось ли им проводить исследования и быть исследователями.
Просит рассказать, что узнали нового о свойстве воздуха
|
Дети внимательно рассматривают картинки и дают ответы.
Взаимоконтроль по картам схемам, выбор смайликов.
|
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера),
Вопросы беседы:
Ребята сегодня на занятие мы будем с вами изучать свойство воздуха. Раздается аудиозапись ветра.
1. - Ребята, как вы думаете, что это за звук?
2. - Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть?
3.- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает письмо).
В письме лежит загадка:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),
Вопросы беседы:
- Задает вопросы
что же такое воздух?
Где находится воздух?
Почему мы не видим воздух?
Для чего нам нужен воздух?
– создание ситуации успеха:
- «Это совсем не трудно».
- «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ».
- «Мы же рядом, мы все готовы помочь».
- «У вас обязательно получится…».
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- «Возможно, лучше всего начать с...»,
- «Выполняя работу, не забудьте о...».
Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
– демонстрация игрового персонажа
Письмо от Незнайки
– создание проблемной ситуации «(в прямой речи)»
- Ребята, нужно помочь Незнайке. А как можно ему помочь?
Ребята, а откуда мы можем узнать о свойстве воздуха?
Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
Сегодня вы будете юными исследователями и проводить опыты! Вы готовы? Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах и отослать его Незнайке.
Вопросы поискового характера:
- Как мы можем поймать в воздух?
- А можно воздух увидеть?
- Возможно ли услышать воздух?
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи
- умение выделять сезонные изменения в природе.
- в ходе экспериментирования исследовать свойства льда и снега.
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем
- добиваться положительного результата.
– предвосхищающее поощрение
- Сегодня вы будете юными исследователями, и проводить опыты! Вы готовы?
- «У вас обязательно получится…».
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
Обсуждение правил проведения опытов в мини – лаборатории.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (разгадывание загадки «Воздушный шар»)
Вопросы беседы:
- Скажите, пожалуйста, как они называются?
- Воздушные шарики
- А как вы считаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Можем ли мы в таком случае предположить, что в нас тоже есть воздух?
Текст.
Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака.
– наглядные (демонстрация натуральных объектов, как показ способа действия, наблюдение).
Рассматривание иллюстраций.



– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
Карта – схема для определения свойства воздуха.
Цель: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний о свойстве воздуха.
Содержание: по мере проведения опытов дети отмечают карточками свойства, которые присущи снегу или льду.
ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».
|
 
|

|

|
|
|
ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».
|
 
|

|

|
|
|
ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»
|

/https:/www.thestar.com/content/dam/thestar/life/health_wellness/2011/05/25/vuvuzelas_spread_more_germs_than_a_sneeze_research_finds/vuvuzela.jpeg)
|

|

|
|
|
|
|
|
|
наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
– Проведение ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».
Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;
- закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;
- развивать наблюдательность;
- учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Материал, оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Содержание: Вспоминаем с ребятами о свойствах воздуха. Воздух обладает различными свойствами – он прозрачный, не имеет вкуса, запаха и цвета и определённой формы, обладает упругостью.
Прошу ребятам рассказать о том, какими способами можно надуть воздушный шарик.
Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.
Предлагает провести опыт. (Воздушный шарик начинает раздуваться)
Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему это происходит?»
Вывод. Воздушный шарик наполняется воздухом.
– Проведение опыта ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Материал, оборудование: Стакан с водой, соломенная трубочка, поднос, стакан.
Содержание: Предложить детям опустить трубочку в стакан с водой? подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
– Проведение ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.
Материал, оборудование: музыкальная дудочка
Содержание: В. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим?
Д.- Звук.. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий:
- Чему вы научились сегодня? (научились определять свойство воздуха)
- О чём бы вы рассказали маме? (Рассказали, что воздух можно поймать в бутылку и надуть воздушный шар… и т.д.).
- Что было для вас самым интересным? (разбивать лед).
– взаимоконтроль – Детям предлагается карта-схема, где они с помощью фишек отмечают правильность суждений, далее дети меняются местами и проверяют друг у друга.
Пластиковая бутылка и воздушный шарик
|

|

|

|
Стакан с водой и соломенная трубочка
|

|

|

|
Музыкальная дудочка
|

|

|
/https:/www.thestar.com/content/dam/thestar/life/health_wellness/2011/05/25/vuvuzelas_spread_more_germs_than_a_sneeze_research_finds/vuvuzela.jpeg)
|

Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.
Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?»
Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|

Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|


Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее. Задает вопрос: что мы слышим? Почему он появился?
Делают выводы. Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта
|
– рефлексия деятельности:
- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Экспериментировали - узнали что воздух вокруг нас. Он везде)
- Кто помог тебе сегодня? (Егор, она показала, как правильно это делается)
- Выберите себе смайлик. Если у вас все получилось, возьмите улыбающийся, если что-то не получилось, то возьмите смайлик без улыбки, а если ничего не получилось, то возьмите грустный смайлик.
- Посмотрите, все ребята взяли улыбающихся смайликов, это значит, что на нашем занятии у вас все получилось!
- Продолжите фразу «После занятия мне захотелось…» (узнать еще какие можно сделать опыты с воздухом, рассказать друзьям, что я узнал и т.д.)
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия совместной познавательно - исследовательской деятельности детей 4 - 5 лет и педагога, по теме: «Удивительные свойства воздуха»»
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ И ПЕДАГОГА
по теме «Удивительные свойства воздуха»
Разновидность познавательно-исследовательской деятельности: экспериментирование
Возрастная группа: средняя.
Тема календарно-тематического плана: «Лето»
Дидактические единицы
представления о свойствах воздуха
представления о экспериментальной деятельности
Образовательные задачи
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Формировать у детей представления о свойстве воздуха
ОТНОШЕНИЯ
1. Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
ДЕЙСТВИЯ
Продолжать формировать умения детей демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Формировать умения детей в ходе экспериментирования определять свойство воздуха.
Задания для совместной деятельности
Задание/ инструкция педагога (действие и его содержание) | Способ предъявления педагогом задания детям | Результат выполнения задания детьми |
Отгадайте загадку о воздухе | Словесный | Ответ |
Что вы знаете о воздухе? Где находится воздух? Почему мы не видим воздух? | Словесный | Ответы |
Приглашаю вас в нашу мини - лабораторию. Предлагаю вам провести первый опыт - «Воздух». Перед Вами лежит бутылка и воздушный шарик? Возьмите бутылку и наденьте на него воздушный шарик, начиная нажимать на бутылку, что происходит. | Наглядно- словесный | Практический (демонстрационный) Проводят опыт, делают вывод. |
Проведем второй опыт - «Стакан с водой, соломенная трубочка». Попробуйте подуть в трубочку. Что происходит? | Наглядно- словесный | Практический (демонстрационный) Проводят опыт, делают вывод. |
Проведем третий опыт- «дудочка и воздух». Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. | Наглядно- словесный | Практический (демонстрационный) Проводят опыт, делают вывод. |
Изобразите схематически с помощью условного знака воздух | Наглядно- демонстрационный | Составление схемы из карточек. |
Расскажите, что вы узнали нового о свойстве воздуха | Словесный | Составление короткого рассказа о свойстве воздуха |
Материалы и оборудование
1. Стимульный материал:
– письмо от Незнайки
2. Материалы для деятельности детей:
*Материальные средства для деятельности детей:
- пластиковые бутылки,
- воздушные шары,
- стакан с водой,
- соломенные трубочки,
- музыкальные инструменты (дудочка)
3. Дидактический материал:
– иллюстративный материал (воздушный шар, ребенок надувает мыльные пузыри)
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– мини-лаборатория.
-карточки с изображением капельки воды, стеклянного стакана, кусочками льда, палитры с красками.
– письменные принадлежности (карандаши.)
-клеёнки на столы.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Сообщает, что сегодня на занятии будут изучать свойство воздуха. Включает фонограмму (Раздается аудиозапись ветра) Спрашивает, что это за звук? Интересуется, кто бы это мог быть? Идет к двери и показывает конверт. Достает листок из конверта и читает загадку. Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! | У детей возникает интерес, постепенно включаются в беседу. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы педагога. Отгадывают загадку. |
Интересуется, что дети знают о воздухе. Задает вопросы что же такое воздух? Где находится воздух? Почему мы не видим воздух? Для чего нам нужен воздух? | Дети по очереди отвечаю на вопросы. Что воздух находится воздух он повсюду, вокруг нас. А воздух мы не видим воздух, потому что он невидимый. Воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо |
Предлагает стать учёными и исследователями. Задает вопрос, чем занимаются учёные? Рассказывает рассказ о том, что такое наука и чем занимаются ученые, и какие действия они выполняют. Задает вопросы: - Где работают учёные? - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Предлагает произнести волшебные слова, чтобы попасть в научную лабораторию Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. Хвалит детей Приглашает в мини- лабораторию. Предлагает провести первый опыт. | У детей возникает интерес. Внимательно слушают рассказ Отвечают на вопросы педагога. (в научной лаборатории) (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину) Дети проговариваю волшебные слова Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. Дети проходят за столы |
Содержательно-деятельностный | ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик». Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки Затем сжимая и разжимая бутылку. Предлагает провести опыт.(воздушный шарик раздумается) Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?» Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта | Отвечают на вопросы. Проводят опыт: сдавливают и разжимают бутылку. Отвечают на вопросы педагога. Делают выводы. |
ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка». Предлагает вспомнить, когда идет проливной дождь, на лужах появляются пузырьки. Задает вопрос: Что же происходило? Предлагает провести опыт. Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта | Отвечают на вопросы. Проводят опыт: Опускают трубочку в стакан с воду и начинают выдувать воздух в трубочку Отвечают на вопросы педагога. Делают выводы |
ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка» Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее Задает вопрос: что мы слышим? Почему он появился? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта | Дети проводят опыт и выполняют действия. Отвечают на вопросы педагога. Делают выводы: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. |
Оценочно-рефлексивный | Хвалит детей. Отмечает тех детей, которые старались и тех, кто был невнимателен. Предлагает вспомнить, что поясняет первая, вторая и третья картинка. Спрашивает, чем они занимались сегодня на занятии, понравилось ли им проводить исследования и быть исследователями. Просит рассказать, что узнали нового о свойстве воздуха | Дети внимательно рассматривают картинки и дают ответы. Взаимоконтроль по картам схемам, выбор смайликов. |
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера),
Вопросы беседы:
Ребята сегодня на занятие мы будем с вами изучать свойство воздуха. Раздается аудиозапись ветра.
1. - Ребята, как вы думаете, что это за звук?
2. - Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть?
3.- Ребята, никого нет, но посмотрите, что я нашла возле двери. (Воспитатель показывает письмо).
В письме лежит загадка:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),
Вопросы беседы:
- Задает вопросы
что же такое воздух?
Где находится воздух?
Почему мы не видим воздух?
Для чего нам нужен воздух?
– создание ситуации успеха:
- «Это совсем не трудно».
- «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ».
- «Мы же рядом, мы все готовы помочь».
- «У вас обязательно получится…».
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- «Возможно, лучше всего начать с...»,
- «Выполняя работу, не забудьте о...».
Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
– демонстрация игрового персонажа
Письмо от Незнайки
– создание проблемной ситуации «(в прямой речи)»
- Ребята, нужно помочь Незнайке. А как можно ему помочь?
Ребята, а откуда мы можем узнать о свойстве воздуха?
Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
Сегодня вы будете юными исследователями и проводить опыты! Вы готовы? Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах и отослать его Незнайке.
Вопросы поискового характера:
- Как мы можем поймать в воздух?
- А можно воздух увидеть?
- Возможно ли услышать воздух?
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи
- умение выделять сезонные изменения в природе.
- в ходе экспериментирования исследовать свойства льда и снега.
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем
- добиваться положительного результата.
– предвосхищающее поощрение
- Сегодня вы будете юными исследователями, и проводить опыты! Вы готовы?
- «У вас обязательно получится…».
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
Обсуждение правил проведения опытов в мини – лаборатории.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (разгадывание загадки «Воздушный шар»)
Вопросы беседы:
- Скажите, пожалуйста, как они называются?
- Воздушные шарики
- А как вы считаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Можем ли мы в таком случае предположить, что в нас тоже есть воздух?
Текст.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
– наглядные (демонстрация натуральных объектов, как показ способа действия, наблюдение).
Рассматривание иллюстраций.
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
Карта – схема для определения свойства воздуха.
Цель: Организовать деятельность детей по расширению и обобщению знаний о свойстве воздуха.
Содержание: по мере проведения опытов дети отмечают карточками свойства, которые присущи снегу или льду.
ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик». |
|
| |
| |
ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка». |
|
| |
| |
ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка» |
|
| |
| |
наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
– Проведение ОПЫТ 1. «Пластиковая бутылка и воздушный шарик».
Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;
- закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;
- развивать наблюдательность;
- учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Материал, оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Содержание: Вспоминаем с ребятами о свойствах воздуха. Воздух обладает различными свойствами – он прозрачный, не имеет вкуса, запаха и цвета и определённой формы, обладает упругостью.
Прошу ребятам рассказать о том, какими способами можно надуть воздушный шарик.
Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку.
Предлагает провести опыт. (Воздушный шарик начинает раздуваться)
Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему это происходит?»
Вывод. Воздушный шарик наполняется воздухом.
– Проведение опыта ОПЫТ 2. «Стакан с водой и соломенная трубочка».
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Материал, оборудование: Стакан с водой, соломенная трубочка, поднос, стакан.
Содержание: Предложить детям опустить трубочку в стакан с водой? подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
– Проведение ОПЫТ 3. «Музыкальная дудочка»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.
Материал, оборудование: музыкальная дудочка
Содержание: В. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим?
Д.- Звук.. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий:
- Чему вы научились сегодня? (научились определять свойство воздуха)
- О чём бы вы рассказали маме? (Рассказали, что воздух можно поймать в бутылку и надуть воздушный шар… и т.д.).
- Что было для вас самым интересным? (разбивать лед).
– взаимоконтроль – Детям предлагается карта-схема, где они с помощью фишек отмечают правильность суждений, далее дети меняются местами и проверяют друг у друга.
Пластиковая бутылка и воздушный шарик |
| | |
Стакан с водой и соломенная трубочка |
| | |
Музыкальная дудочка |
| | |
Предлагает взять пластиковую бутылку, снять крышку и надеть шарик на горлышко пластиковой бутылки. Затем сжимая и разжимая бутылку. Задает вопрос: «Что происходит с шариком?», «почему?» Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта | Задает вопрос: Как вы думаете, что происходит с водой? Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта | Предлагает взять музыкальный инструмент и подуть в нее. Задает вопрос: что мы слышим? Почему он появился? Делают выводы. Предлагает в карточек зафиксировать результата опыта |
– рефлексия деятельности:
- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Экспериментировали - узнали что воздух вокруг нас. Он везде)
- Кто помог тебе сегодня? (Егор, она показала, как правильно это делается)
- Выберите себе смайлик. Если у вас все получилось, возьмите улыбающийся, если что-то не получилось, то возьмите смайлик без улыбки, а если ничего не получилось, то возьмите грустный смайлик.
- Посмотрите, все ребята взяли улыбающихся смайликов, это значит, что на нашем занятии у вас все получилось!
- Продолжите фразу «После занятия мне захотелось…» (узнать еще какие можно сделать опыты с воздухом, рассказать друзьям, что я узнал и т.д.)