СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока в 5 классе. Тема: "Предложение".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока в 5 классе. Тема: "Предложение".»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

п/п

36

предмет

Русский язык

класс

5АБВ

Тема

Предложение.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Дать понятие о предложении.

Задачи урока

1. Ознакомление обучающихся с предложением как единицей речи. Углубление знаний о грамматической основе предложения.

2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов.

3. Воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

4. Воспитание любви к слову

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение видеть признаки предложения, составлять предложения, правильно интонировать предложения, находить грамматическую основу предложения, определять границы предложения и его отличия от других языковых единиц.


Метапредметные

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).



Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «Русский язык. 5 класс» / М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, опорные таблички.

Основные понятия

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения.

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Ход у р о к а

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Работа с дежурным звуком.

Приветствие. Настрой на предстоящую работу.


- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок русского языка.

- Покажите своё настроение на начало урока:





Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Показывают смайлики.

II. Проверка домашнего задания

- Какое было домашнее задание? Упр.140 – выписать словосочетания с выделенными словами, произвести их разбор. богатство духовное, овладел речью, речью родной, её красоты, не почувствовал красоты, подготовлен к овладению, к овладению языками. СЛАЙД 1.

- Запись числа, вида работы. СЛАЙД 2

Проверяют выполнение домашней работы (взаимопроверка).

Записывают число, классная работа


III. Актуализация знаний


СЛАЙД 3.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

- Что изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС?

- С какой синтаксической единицей вы уже знакомы и умеете делать ее разбор?

СЛАЙД 4.

РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ

Произвести разбор словосочетаний: интересное задание, идти к другу, слушать внимательно.














К

к кому?

У

Х

ИДТИ ДРУГ

гл. + сущ. с предлогом

какое?

ОЕ

Х

ИНТЕРЕСН ЗАДАНИЕ

прил. + сущ.

как?

Х

СЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО

гл. + наречие



- Вы справились с заданием?

- Где возникли затруднения?

- Что необходимо повторить, чтобы не допускать больше ошибок? 

- Сегодня мы знакомимся со следующей, более крупной единицей синтаксиса.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на экран: СЛАЙД 5

На слайде написаны слова и словосочетания.

дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко, небо

Беседа с классом.

Учитель. - Обратите внимание на экран. Прочитайте. Ребята, а что перед нами?

(Ответы: мы видим слова и словосочетания)

Учитель: - А есть ли смысл в этих словах и словосочетаниях? Что нужно сделать, чтобы появился смысл?

(Ответы: - нужно соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.)

Учитель: Я вам даю время, соедините слова и словосочетания так, чтобы получился смысл.

Итоги 2 этапа. СЛАЙД 6. Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Учитель: - Сделайте вывод из проделанной работы.

Делают вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.

Какая тема нашего урока?

Запишите тему урока.

СЛАЙД 7.

Цели урока:

Вспомнить…

Узнать…

Научиться…

Слайд 8.

Что такое предложение?

Компетенция: информационная, коммуникативная.

Аспекты компетенций: информационная – обработка информации; коммуникативная – продуктивная коммуникация.

Стимул: Помогите Коле составить правило.

Задачная формулировка: Из рассказа о предложении составьте определение, что такое предложение.

Источник информации: (на партах лежат тексты, групповая работа).

Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Бланк для выполнения задания:


Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . Главные члены предложения – это ____________________________________. В конце предложения обычно ставится _____________________, ____________________ или _____________________ .

Инструмент проверки:

СЛАЙД 9. 1. Определение: Предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Ученики работают в группах. После работы каждая группа представляет своё определение и проводит защиту, почему именно так звучит данное понятие.

Отвечают на вопросы.





Делают соответствующие записи в тетради.


III. Физминутка


Слайды 10.

Выполняют упражнения.





IV. Выявление места и причины затруднения


Слайд 11

Вернемся к созданным строкам. Докажите, что это предложения. (ответы: есть знаки, есть грамматические основы ( выделяем подлежащее и сказуемое, в последнем предложении помогаю выделять), есть общий смысл).

- Вам понравился отрывок из данного стихотворения?

- Определите тему стихотворения.

- А вам нравится осень? А чем?

(Ответы: осень; сейчас у нас такая же погода; сейчас у нас поздняя осень.)

Учитель: - Посмотрите на слайд. СЛАЙД 12. Перед вами предложения. Что в них необычного? Посмотрите на наличие главных членов предложения.

Грязь. Стало холодно. Рано темнеет. Поздняя осень.

Учитель. - Докажите, что предложения. (Ответы: есть знаки, есть грамматические основы – выделяют).

Учитель: Мы открыли новые для себя сведения.

Сравним полученные нами знания с материалом параграфа. (Параграф 28, страница 67-68). Прочитайте и скажите: все ли мы с вами правильно сделали? (Ответы: мы сделали правильные выводы, такие предложения есть).

Разбирают вместе с учителем предложения














Разбирают предложения, находят грамматическую основу




Доказывают, что это предложения

V. Закрепление (Слайд 13)

Перед вами предложения.

1). Холодает.

2). Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

3). Зима.

4). Подул холодный ветер.

5). Унылая пора!

6). И ждем мы все зимы.

Учитель: - Распределите в два столбика эти предложения: с одним главным членом, с двумя главными членами. Но сами предложения переписывать не надо, только лишь номера предложений.

- Поменяйтесь тетрадками, проверьте работу одноклассника по слайду

Выполняем упражнение 141. (Слайд 14)

Разбирают предложения





















Взаимопроверка



Выполняют упражнение


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


- Что такое предложение?

- Какие знаки могут стоять в конце предложения?

- Из каких главных членов предложения могут состоять грамматические основы?

Вспомнил… (Слайд 15)

Узнал…

Научился…

Покажите своё настроение на конец урока:






Выставление оценок за работу на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку.


VI. Домашнее задание


Слайд 16

Проводит инструктаж домашнего задания.

  1. Упражнение 143, стр. 68.

Проверяет запись домашнего задания в дневнике.

Знакомятся с заданиями, высказывают своё понимание (непонимание), записывают в дневник домашнее задание.




3