СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Антонимы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ястребовская средняя общеобразовательная школа им. И.И. Золотухина»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

открытого урока по русскому языку в 5 классе

по теме «Антонимы»










Учитель русского языка и литературы:

Боршевцева Ирина Владимировна





2023 г.


Тип урока: Урок открытия нового знания в условиях реализации ФГОС

Дата проведения: 08.12.2023 г.

Форма урока: комбинированный урок.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5часов в неделю).

Цель урока: сформировать понятие об антонимах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить антонимы в тексте;

  • формировать умение использовать антонимы в речи;

  • развить умение различать антонимы в тексте;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно - деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, сличать результат с эталоном; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов.

Межпредметные связи: география, биология, чтение (обогащение словарного запаса).

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» М.Т. Баранов и др.;

  • ПК, мультимедийный проектор;

  • раздаточный материал, тесты;

  • выставка словарей;

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная.










Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

2-3мин.


        1. Приветствие.

        2. Перед учениками на столе лежат разрезанные карточки.

- Ребята, как вы думаете, какое задание я вам приготовила? (по какому-то принципу сгруппировать). Переверните карточки, посмотрите на них и выполните задание.

1. Лексическое значение - грамматическое значение.

2. Однозначные слова - многозначные слова.

3. Пассивный словарный запас - активный словарный запас.

4. Прямое значение - переносное значение.

5. Совершенно разное значение (омонимы) – одинаковое/близкое значение (синонимы).

ВСЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЛАЙДЕ

- По какому принципу вы разделили эти слова-термины на группы?

– На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока.

- Сегодня мы будем говорить о словах, имеющих противоположное значение (Антонимы.) СЛАЙД

-Тема знакома вам по программе начальной школы.

-А что такое антонимы? Дайте, пожалуйста, определение.

Но если вы знаете, что такое антонимы, то зачем сегодняшний урок?

- Чему мы должны научиться на уроках в этом учебном году?

Посмотрите на слайд: ПЕРЕД ВАМИ ТЕКСТ.

Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни – как клавиши у рояля, на белых речках – черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. На бело-черных березах черно-белые сороки сидят.

Н. Сладков. «Черным по белому» (ноябрь).

- Назовите антонимы.

- Действительно, в русском языке слова с противоположным значение называют антонимами. А в литературных произведениях это совсем не антонимы. А как именно они называются, вы узнаете на уроке.

Выполняют задания

Формулируют тему урока

Формулируют цели урока

















Высказывают предположения темы урока





Формулировка определения.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

2-3мин.

Ребята, прочитайте текст. Вставьте ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. Озаглавьте текст .

Странный в начале окт..бря лес: в нем рядом и в..сна и ос..нь, жёлтый лист и з..леные тр..винки. 
Поблекшие и зацв..тающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое со..нце и х..лодная белая радуга. 
Ув..дание и расцвет. Т..шина и песни. Грус..но и радос..но
.

Проверяем. – Назовите слова с орфограммой проверяемая гласная в корне слова (2-3 примера).

С орфограммой непроизносимая согласная в корне слова. САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ.

-Ребята, есть ли в тексте слова, имеющие противоположные значения? Назовите их.

ПОБЛЕКШИЕ И ЗАЦВЕТАЮЩИЕ, теплое и холодное, увядание и расцвет, тишина и песни, грустно и радостно.

- Найдите в тексте слова, близкие по значению. Как они называются? Подберите синонимы к словам из текста:


3) Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельност

3-4мин.

1.

I. "Хмурый осенний день".

Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора.


II. "Солнечный осенний день"

Сегодня теплый солнечный день. Стоит прекрасная погода. Дует слабый ветерок. Небо чистое, высокое. Под ногами сухо. Веселая пора.

Прочитайте I текст. НА СЛАЙДЕ ТОЛЬКО ! ТЕКСТ

- Как он называется?

- О чем этот текст: Каким описан день?

- Что помогло вам определить, что день хмурый?

- Какая картина предстает перед вами?

- Но не все осенние дни бывают хмурыми и холодными. И вы сейчас в это убедитесь.

- Самостоятельно составьте текст, в котором осень будет яркой.

- Благодаря чему хмурый осенний день стал солнечным?

Обратите внимание на слова, которые говорят нам об этих днях. Что в них особенного? Какие они по значению?



1.










4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

4-6мин.

  1. Обратимся к экрану.

  2. Перед вами пары слов. Все ли они являются антонимами?

Правдивый - ложь

Добрый - щедрый

Мерзнет – зябну (влияет ли грамматическая форма слова на его значение? НЕТ, не влияет)

- Где можно узнать грамматическое и лексическое значение слова? Есть и словари антонимов. Знакомство со словарем.

СЛАЙД

Словарь антонимов – это словарь, содержащий пары слов антонимов. В 1971 г. вышел первый у нас “Словарь антонимов русского языка” Л. А. Введенской.

В словаре антонимов Н.П. Колесникова собрано более 1300 пар слов с противоположным значением. Как и в любом словаре, слова в нем располагаются по алфавиту. Вот так выглядит словарная статья из этого словаря:

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

Организует динамичную физкультминутку:

Я -руки вверх

Я- вправо

Я- левая рука

Я- ладошка вверх

Я- рука на правое плечо

Я встану


  1. - Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте , так и в речи.

АЛГОРИТМ

I шаг

Слова отвечают на один вопрос

II шаг

Слова являются одной и той же частью речи

III шаг

Слова имеют противоположное значение


1.Коллективная работа по составлению

алгоритма

Оформление алгоритма на доске и

озвучивание своих действий.

Заранее подготовленный ученик знакомит

со словарем антонимов










Вы- руки вниз

Вы- влево

Вы- правая рука

Вы- ладошка вниз

Вы- рука на левое плечо

Вы-садитесь

5) Этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

5-8мин.



1.Организует самостоятельную работу высказыванием Ф. Кривина. «Язык. Устный и письменный литературный и разговорный, свой и чужой, знакомы и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей» , контролирует выполнение работы

- Как вы понимаете высказывание Ф.Кривина? Найдите антонимы, аргументируйте свой ответ, пользуясь алгоритмом.

1.Работа с высказыванием Ф. Кривина















6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

4-5мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Рейтинговые задания

Задание № 1

Подберите антонимы к именам прилагательным и именам существительным в словосочетаниях:

Образец: добрый друг – злой враг

Теплый день –

Хорошее начало –

Полезный труд –

Последнее поражение –

Утренний уход –

Задание № 2 К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Близкий злой

Честь холодный

Редкий незнакомый

Правдивый новый

Узкий молчать

Известный дальний

Говорить ложный

Активный густой

Старый бесчестье

Горячий широкий

Добрый пассивный


Задание № 3. Записать антонимичные пары, обозначающие время, пространство, характер и настроение человека (по 2 примера).

-Кто выбрал 1-е задание? 2-е ? 3-е?

Проверка задания.





1.Выполняют задания по выбору




8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


1.Организует работу с тестовыми заданиями.

1.Найдите слово, которое НЕ имеет антонима:

А.Вход,

Б.Рука,

В.Неприятель,

Г.Толстый

Вывод: Ко всем ли слова русского языка можно подобрать антоним? нет


2. Продолжите пословицу:

А.Не было бы счастья, да …………помогло.

Б.Хороша веревка длинная, а речь………..


- Ребята, скажите, а пословицы – это литературное произведение?

- Прочитайте названия литературных произведений. По какому принципу они построены?

Толстый и тонкий. Война и мир. Что такое хорошо и что такое плохо. (По принципу противопоставления). В русском языке есть термин АНТОНИМ, а в литературе термин АНТИТЕЗА  (от греч. ἀντίθεσις «противопоставление»). 

Посмотрите на экран. Найдите примеры антитезы.


Какое над нами небо –

Высокое или низкое?

Какое над нами небо –

Далекое или близкое?

С.Баруздин


Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л.Н. Толстой.

- Какова роль антитезы в этих примерах? (Помогает ярче представить нарисованную автором картину природы, или показать совершенно различные возможности слова).


1.Выполняют тест.

Самопроверка по слайду

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

.


1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

На уроке я узнал…..

Мне было непросто выполнить задание…

У меня получилось……

Я смог……..

Было интересно узнать…..




ДЗ.1. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризовать названных ниже животных – героев сказок и басен. Составить и записать сложные предложения с союзом а, подчеркнуть антонимы.

Волк простодушный, а лиса хитрая.

2. Придумать пару, которая имеет противоположную форму, составить с ними рассказ, используя антитезу


1.Рефлексия

2.Записывают домашнее задание.