2.Актуализация знаний, целеполагание | Работа с мини-проектом (у доски): -А теперь обернемся к доске. Перед вами схема-иллюстрация какого-то знакомого вам объекта, местечка (речушка с перекинутым через неё мостиком, серые заборы, пустыри, пруды). Что это? (Дети называют Княж-городок) Чего не хватает в изображении городка? Каких достопримечательностей? (Здание тюрьмы, полуразрушенный замок, кладбище, часовня). - Перечитайте строки об их расположении и прикрепите макеты на схему в нужном месте. Свое мнение обоснуйте. - В таком городке живут наши главные герои Вася и Валек. Где именно живут наши герои? Закрепите фигурки на схеме. Итак, о ком будем говорить сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы, называют Княж-городок Отвечают на вопросы, называют «достопримечательности» городка Находят в тексте и зачитывают описание Княж-городка, затем прикрепляют макеты. Совещаются, закрепляют фигурки героев на схеме-иллюстрации. (Ребята занимают места за столами по группам) Формулируют задачи урока. Записывают тему урока, отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные (устная речь). Коммуникативные (устная речь). Коммуникативные (устная речь). Коммуникативные (устная речь). Регулятивные (целеполагание). |
4.Систематизация знаний: Организация смыслового чтения учащихся: работа с заданием «Черты характера» Выступления групп со своими заданиями ГРУППА 1 ГРУППА 2 | 1) Ознакомление с заданием: - Ребята, у вас на столике книги, ручки, а также листы для записей и листы с заданием для работы. Давайте внимательно прочитаем, что требуется выполнить… Название стратегии: Черты характера Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. 2)Организует выступления ребят, отслеживает коммуникативные навыки детей, привлекает к оцениванию выступлений | Группы отмечают черты характера того героя, которого размещали на схеме. Ответы на вопросы учителя, чтение, оценивание работы. Работа учащихся с текстом и листами с заданием для работы (5 минут) Ход работы: Отметьте черты характера, которыми обладает герой __________ (Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе»). Подтвердите своё мнение эпизодом из книги: Умный честность сильный (физически и психологически) терпеливый смелый настойчивый отчаянный упрямый уверенный в себе любознательный ранимый хороший рассказчик сдержанный искренний задумчи добрый рассудительны послушный заботливы наивный шедрый серьёзный находчивы не располагает к себе людей завистл лживый милосердный не вызывает доверия жадный угрюмый любовь к родным желание понять людей внимание и любовь к природе благородство верность своему слову сострадание Примерные ответы: Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово (эти качества ему свойственны). В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами». | Познавательные (постановка проблемы). Коммуникативные (ответы на вопросы, чтение отрывков текста). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) Рефлексивные (оценка ответов группы, самооценка) |
6.Включение изученного в систему знаний: работа с заданием «Черты характера» наоборот Выступления групп со своими заданиями ГРУППА 1 ГРУППА 2 | 3) Работа учащихся с презентацией и листами с заданием: Примеры эпизодов для групп: ВАЛЕК Слайд 4. 1) - Я тебе не компания, - сказал он грустно. - Отчего же? - спросил я, искренне огорчённый грустным тоном, каким были сказаны эти слова… - Честность, серьезность, ум, благородство …………………………………… Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома». Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил. - Сдержанный Слайд 7. 2) … и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро. …………………………………… Затем Валек уже один умелыми руками принЯлсЯ за стряпню. – Заботливый, умелый, добрый, хозяйственный Слайд 8. 3) Под влиянием этого чувства я тоже умерил свою резвость. Применяясь к тихой солидности нашей дамы, оба мы с Валеком, усадив ее где-нибудь на траве, собирали для неё цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев. – Забота, терпение Слайд 9. 4) (Валек украл булку) - Почему же, - спросил я с усилием, - почему ты не сказал об этом мне? - Я и хотел сказать, а потом раздумал: ведь у тебя своих денег нет. - Ну так что же? Я взял бы булок из дому. - Как, потихоньку? - Д-да. - Значит, и ты бы тоже украл. - Я… у своего отца. - Это ещё хуже! – с уверенностью сказал Валек. – Я никогда не ворую у своего отца. – Любовь к родным, честность, ум ВАСЯ Слайд 3. 1) Я не мог забыть холодной жестокости, с которой торжествующие жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, а при воспоминании о тёмных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце. – Сострадание, милосердие, доброта Слайд 5. 2) Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. – Умение понимать людей, герой заботливый, верный Слайд 6.3) Я дрожал при мысли, что он когда-либо узнает о моём знакомстве с «дурным обществом», но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии. Если бы я изменил им, нарушив данное слов, то не мог бы при встрече поднять на них глаза от стыда. – Верность слову, друзьям Слайд 10. 4) – И ты до сих пор никому ещё не разболтал, куда ходишь? - Никому. - Правда? - Никому, - повторил я. -Похвально!.. Можно рассчитывать, что не разболтаешь и вперёд… - Верность слову, умение хранить тайну Слайд 11. 5) – Нет, не скажу… никогда, никогда не скажу вам… Ни за что! В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. – Упрямый, благородный 4)Организует выступления ребят, отслеживает коммуникативные навыки детей, привлекает к оцениванию выступлений | Учащиеся под руководством учителя работают с презентацией и текстом Анализируют эпизод, определяют черту (-ы), проявившуюся в эпизоде. Называют и записывают в лист с заданием. Анализируют эпизод, определяют черту (-ы), проявившуюся в эпизоде. Называют и записывают в лист с заданием. Называют черты, которые есть у каждого из героев, определяют нравственные качества героя (положительные или отрицательные). Например, сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем. | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Рефлексивные (оценка ответов группы, самооценка) Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) |
7.Обобщение изученного | 5) Слово учителя: Итак, ребята, мы назвали черты характера, которыми обладают наши герои. Попробуйте теперь высказать свое мнение о героях (каждая группа о своем герое) Мы пришли с вами к пониманию парадоксальной мысли: в дурном обществе Вася, наоборот, научился хорошему, он не совершил ни одного дурного поступка. Воровать для того, чтобы хоть как-то выжить — не дурно, дурно — думать лишь о себе и своём благосостоянии, быть равнодушным к чужому горю. | Ребята говорят о положительных качествах каждого из героев, высказывают мнение, что эти качества нужны и сегодня. | Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) |
9.Домашнее задание проблемного характера | - Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко. Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки. Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу… Так ли росли наши герои? Почему вы так думаете? (Валек нищий, ему нечего есть, а Вася одинок, в его семье близкие люди не понимают друг друга). Кому из них живётся тяжелее - Васе, не знающему холода и голода, но и любви и ласки, или Валеку и Марусе, презираемым остальными, почти всегда голодными, но любимыми своим отцом? (Пусть учащиеся поразмышляют над таким неоднозначным вопросом). | Записывают в тетрадь проблемный вопрос: Кому из них живётся тяжелее - Васе, не знающему холода и голода, но и любви и ласки, или Валеку и Марусе, презираемым остальными, почти всегда голодными, но любимыми своим отцом? | Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) |