Тема урока | Авторская песня: прошлое и настоящее |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Создать условия для знакомства с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторской песней |
Задачи урока | Образовательные - познакомить с жанром авторская песня, раскрыть такие понятия как ваганты, барды. Воспитательные - содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся; - умение выделять главное, существенное; - развитие творческой активности. |
Планируемый результат | Предметные: знать исполнителей авторской песни; Уметь анализировать творчество исполнителей авторской песни. Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; выражение собственной точки зрения по теме урока; Метапредметные: Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству. |
Основные понятия | Ваганты, авторская песня, бард |
Межпредметные связи | История, литература |
| экран, проектор, ноутбук, презентация, доска, фотографии композиторов авторских песен |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
УМК | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. |
№ | Этапы проведения урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предмет-ные | Личностные и метапредметные |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. | | | - Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок музыки начнем с игры «Угадай мелодию». По началу звучания песни вы должны догадаться, что это за песня. 1 «Как здорово…» 2 «Милая моя» 3 «До свидания, мальчики». Раздаю карточки (тем, кто узнал песню или по одной на пару) с названиями песен. На обратной стороне карточек написаны фамилии: Олег Митяев, Булат Окуджава, Юрий Визбор. | | |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели | Принимают участие в беседе, формулируют задачи. Ставят цель: познакомиться с жанром авторской песни. | Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи урока. | Урок открыла песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» - Кто исполнитель? (Олег Митяев) Давайте и мы исполним эту песню. (Поем 1 куплет) - А как называют такие песни, когда автор слов, музыки, исполнитель - один и тот же человек? (Авторские песни) - О чем пойдет речь на нашем уроке? (Об авторских песнях) - Тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее». - Какова цель нашего урока? (Познакомиться с авторской песней, историей создания, авторами) | | |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | | | - Откройте учебники на страниц. Вам нужно прочитать статью об истории авторских песен и ответить на следующие вопросы (на доске): 1. Кто такие ваганты? 2. Чем они прославились? 3. На что опирались в своем творчестве? (5-7 минут) Ответы на вопросы. Ваганты - шутники | | |
4. | Постановка учебной задачи Цель: постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы. | | | | | |
5. | Изучение нового материала Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | | | До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв. Одна из них называется «Гаудеамус». (слушание песни) - Кого прославляет эта песня? (академию и преподавателей-профессоров) Уже несколько лет эта песня является Международным студенческим гимном. -А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра? «Из вагантов» | | |
6. | Закрепление нового материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | | | Следующее задание. Работа в парах. - Подумайте, кто автор этих песен? (2-3 минуты) «Как здорово…» - Олег Митяев «Милая моя» - Юрий Визбор «До свидания, мальчики» - Булат Окуджава | | |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | | | | | |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | | | . | | |