Актуализация знаний | Запишите в тетрадях число. Сегодня 17 октября, и классная работа. Обратите внимание на то, как пишется слово «Классная». Кто скажет, как его нужно написать? Правильно. Записываем. Сейчас проведем небольшой математический диктант. Я вам буду читать выражения, а вы должны записать их значение. Записываем ответы в столбик, т.е. мы пишем 1), и записываем ответ. С новой строки пишем 2), и записываем ответ. И так каждое задание. Вызываю к доске ученика. Пишем самостоятельно, на доску не смотрим. Запишите число, состоящее из 8 десятков; Увеличьте 9 в 5 раз; Произведение чисел 6 и 4 уменьши в 3 раза; Уменьшите 9 в 3 раза; Первый множитель 5, второй 7. Найдите произведение. Хорошо, кто уже записал, поставьте руку на локоток. Теперь проверим ответы. Возьмите в руки простой карандаш, и обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Я зачитываю ответ, а вы, если он правильный подчеркиваете его карандашом, а если нет, зачеркиваете и пишите рядом правильный. Представьте себя в роли учителей и оцените работы друг друга. Если у вас нет ошибок, то поставьте на рядом карандашом 5. Если у вас 1 ошибка, поставьте 4. Если у вас 2-3 ошибки, поставьте 3. Если у вас 4-5 ошибок, то поставьте 2. Ученика у доски оценивает учитель. Молодец, отметка 5. Садись на место. Ребята, а сейчас поиграем в волшебников. Я загадала число, а вам нужно узнать, какое число я загадала, и назвать его. Я вам дам подсказку: если это число увеличить в 4 раза, то получится 24. Какое число я загадала? Отвечаем по поднятой руке. Правильно, молодцы. Запишем это число, и пропишем его целую строку. Пишем красивым, аккуратным почерком. А теперь увеличьте число 6 в 4 раза. Какой получился ответ? (Спрашиваю у конкретного ученика). Правильно. Запишите получившийся пример с новой строки. А теперь попробуйте уменьшить число 24 в 4 раза. Какой ответ получился? (Спрашиваю по поднятой руке). Правильно, запишите с новой строки получившееся выражение и его значение. Ребята, а кто-то догадался какова тема нашего занятия? А как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | С большой буквы и с удвоенной с. Ученик пишет у доски, остальные в тетрадях. 1)80 2)45 3)8 4)3 5)35 Показывают знак готовности. Проверяют результаты друг друга. Ученик, решающий у доски, проверяет сам себя. Оценивают результаты. Число 6. Прописывают число в тетради. 24. Записывают пример: 6*4=24 6. Записывают: 24:4=6 Умножение и деление на число 6. Мы будем учиться умножать и делить на число 6. | Л4 Л2 | | Р3 Р2 Р4 К4 |
Изучение нового материала | Теперь обратимся к учебнику. Откройте учебники на странице 44. Посмотрите на красную рамку. Что вы видите? Посмотрите на первый столбик примеров в этой таблице. Какие примеры вы видите? Хорошо, рассмотрим этот столбик с примерами, но сначала вспомним компоненты умножения и результат его действия. Правильно, а теперь по цепочке прочитаем примеры в столбике. Начинаем с первого ряда. Хорошо, молодцы, ребята. Поднимите руку, если вы заметили, что в таблице есть какие-то особенности. Спрашиваю конкретного ученика: какие особенности ты заметил? Да, действительно. Обратите внимание на первую строку. В ней есть только один пример и одно выражение. Назовите мне компоненты умножения в первом примере. Отвечаем по поднятой руке. А чему равен результат умножения? Отвечаем по поднятой руке. Хорошо, вспомните, как найти неизвестный множитель? Отвечаем по поднятой руке. Да, обратите внимание на выражение в этой строке. Прочитаем его. Вернемся к нашему правилу. Здесь неизвестен один из множителей. Для того, чтобы его найти, произведение 36 разделили на известный множитель 6. Какой ответ получим? Отвечаем по поднятой руке. Да, это и будет второй множитель. Посмотрите на вторую строку. Спрашиваю конкретного ученика: прочитай первый пример. Правильно, посмотрите на первое выражение в этой строке. Спрашиваю конкретного ученика: прочитай его. Какой ответ получим? Хорошо, кто заметил в первом примере и в выражении что-то общее, поставьте руку на локоток. Спрашиваю ученика: какую особенность ты заметил? А ответ изменился? Значит, какое свойство здесь применили? Вернемся к первой строке. Мы заметили, что во втором столбце нет выражения. Давайте сделаем вывод, почему его там нет? Отвечаем по поднятой руке. Правильно, молодец. Именно по такой же причине выражения нет и в четвертом столбце. Теперь посмотрим на второе выражение в этой строке. Что там нужно сделать? Отвечаем по поднятой руке. А как мы его сможем найти? Отвечаем по поднятой руке. Правильно, молодец. Обратите внимание на 3 выражение в этой строке. Спрашиваю конкретного ученика: что нам нужно найти? Как мы его сможем найти? Молодцы. Какой вывод мы можем сделать, исходя из рассмотренного задания? Отвечаем по поднятой руке. Правильно. Запишите выражения и их ответ в тетради. Обведите в рамку получившиеся примеры. Кто закончил, покажите знак готовности. Проверим, что у вас получилось. Каждый зачитывает по одному выражению с ответом, работаем по цепочке. Начинаем со второго ряда. Молодцы, вы отлично справились. Ребята, мне кажется, что вы немного устали, поэтому вставайте, сейчас мы немного разомнемся. Повторяйте за мной: Видишь, бабочка летает, На лугу цветы считает. Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за месяц... Шесть, семь, восемь, девять, десять. Даже мудрая пчела Сосчитать бы не смогла! Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на задачу 6 на странице 44. Прочитайте ее про себя. Прошу одного ученика прочитать задачу вслух. Итак, о чем говорится в задаче? Что происходило с сахаром? Какие слова мы возьмем для краткой записи? Правильно. Нам известно, сколько сахару было в школьной столовой? Хорошо, как мы это запишем в краткой записи? Нам известно, сколько сахару израсходовали? А что нам про это сказано? Как мы это можем обозначить в краткой записи? А что нужно найти в задаче? А как мы обозначим это в краткой записи? Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием мы сможем найти, сколько кг сахару израсходовали за 6 дней? Почему? Когда мы узнаем, сколько сахару израсходовали за 6 дней, сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? Хорошо, значит, во сколько действий будет эта задача? А какая это задача: простая или составная? Правильно. Вызываю к доске ученика. Все остальные записывают в тетрадях. Пишем самостоятельно. Молодец, отметка 5. Садись на место. Ребята, отложите ручки, и поставьте руки на локотки. Повторяйте за мной: Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик-я, Вот и вся моя семья. Молодцы, рассмотрим задание под номером 1. Что нам нужно сделать в этом задании? Хорошо, вызываю ученика к доске. Итак, комментируя, записывай примеры, остальные записывают в тетради. Правильно, молодец, отметка 5, садись. Вызываю второго ученика. Правильно, молодец, отметка 5, садись на место. Вызываю третьего ученика. Молодец, садись на место, отметка 5. Вызываю к доске ученика. Молодец, садись на место, отметка 5. | . Фронтальная Парная Фронтальная Коллективная Индивидуальная Коллективная | Мы видим примеры с умножением и делением. Примеры с умножением числа 6 на другие числа. Множитель, множитель, произведение. 1 ученик: первый множитель 6, второй множитель 6, произведение 36. 2 ученик: 1 множитель 6, 2 множитель 7, произведение 42. 3 ученик: 1 множитель 6, 2 множитель 8, произведение 48. 4 ученик: 1 множитель 6, второй множитель 9, произведение 54. Поднимают руку. В первом столбике примеры, а в остальных выражения. Выражения во втором и четвертом столбиках расположены не с самой первой строки. Первый множитель 6, второй множитель 6. Результат умножения равен 36. Нужно произведение разделить на известный множитель. Читает конкретный ученик: 36:6 6. 1 множитель 6, второй множитель 7, произведение 42. Первый множитель 7, второй множитель 6. 42. Множители поменялись местами. Нет. От перемены мест множителей ответ не меняется. Во втором столбце нет выражения, т.к. множители одинаковые, и менять их местами нет смысла. Нужно найти неизвестный множитель. Нужно произведение 42 разделить на известный множитель 6, мы получим неизвестный множитель 7. Неизвестный множитель. Мы произведение 42 разделим на известный множитель 7, получим неизвестный множитель 6. По такому же принципу ученики проговаривают оставшиеся строки с примерами и выражениями. От перемены мест множителей произведение не изменяется. Чтобы найти неизвестный множитель, нам нужно произведение разделить на известный множитель. Записывают примеры и обводят в рамку. Показывают знак готовности. 36:6=6 7*6=42 42:6=7 42:7=6 8*6=48 48:6=8 48:8=6 9*6=54 54:6=9 54:9=6 Машем руками-крылышками. Считаем пальчиком. Хлопки в ладоши. Прыжки на месте. Шагаем на месте. Хлопки в ладоши. Машем руками-крылышками. Считаем пальчиком. В школьной столовой было 50 кг сахару. Его расходовали 6 дней, по 2 кг каждый день. Сколько кг сахару осталось? В задаче говорится о сахаре. Он был, его расходовали, он остался. Было, расходовали, осталось. Да, известно, 50 кг. Мы после было поставим тире, и напишем 50 кг без точки. Нет, нам неизвестно. Нам сказано, что его расходовали 6 дней, по 2 кг каждый день. Мы поставим тире после слова «Расходовали», и напишем по 2 кг без точки, 6д. Сколько кг сахару осталось. После слова «Осталось» напишем тире, и напишем знак вопроса. Рядом со знаком вопроса напишем кг. Точку не поставим, а знак вопроса подчеркнем, т.к. это главный вопрос. Нет, не сможем. Потому что нам неизвестно, сколько кг израсходовали за 6 дней. Умножением. Потому что сказано, использовали по 2 кг 6 дней. Да, сможем. Вычитанием. Потому что нужно найти остаток. В два действия. Составная. Было-50 кг Расходовали-по 2 кг, 6д. Осталось-? кг 2 * 6 = 12 (кг)-израсходовали за 6 дней. 50 – 12 = 38 (кг) Ответ: 38 кг сахару осталось. Трогают мизинец на правой и левой руке. Трогают безымянный на правой и левой руках. Трогают средний палец на правой и левой руках. Трогают указательный палец на правой и левой руке. Трогают большой палец на правой и левой руке. Сжимают и разжимают кулачки. Нам нужно увеличить и уменьшить числа в 6 раз. Выходит к доске ученик. 3 мы увеличиваем в 6 раз, получаем 18. 3 * 6 = 18 5 мы увеличиваем в 6 раз, получаем 30. 5 * 6 = 30 7 мы увеличиваем в 6 раз, получаем 42. 7 * 6 = 42 Выходит ученик, записывает остальные три числа с таким же объяснением: 9 * 6 = 54 10 * 6 = 60 1 * 6 = 6 Выходит ученик, и выполняет деление с объяснением. 12 мы уменьшаем в 6 раз, получаем 2. 12 : 2 = 6 24 : 6 = 4 48 : 6 = 8 Выходит ученик, выполняет оставшиеся три примера с таким же объяснением: 42 : 6 = 7 60 : 6 = 10 6 : 6 = 1 | Л4 Л2 | П2 | К2 К3 К4 К1 Р3 |