СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Природная зона - Пустыня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Природная зона - Пустыня"»

Технологическая карта урока

ФИО: Шрейдер Анна Александровна (303 группа)

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении: «Пустыни».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:
1.Формировать представление о природной зоне пустынь, ее климате и особенностях растительного и животного мира.


2.Формировать умение видеть особенности растительного и животного мира в зависимости от климата, видеть экологические проблемы пустыни.

Предметные:

  1. Научатся объяснять, что такое «природная зона пустыни».
    Получат возможность научиться определять климат и особенности растительного и животного мира.

  2. Научатся видеть особенности растительного и животного мира в зависимости от климата.
    Получат возможность видеть экологические проблемы пустыни.

Развивающие:
1.Формировать умение определять учебную задачу,

планировать свои действия.



2. Формировать умение анализировать, классифицировать и

составлять схемы и таблицы.




3. Формировать умение владеть диалогической формой речи,

работать в парах и группах.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Научатся определять учебную задачу.
- Получат возможность научиться составлять план своих действий.

Познавательные:
- Научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам.
- Получат возможность научиться составлять схемы и таблицы.
Коммуникативные:
- Научатся владеть диалогической речью.
- Получат возможность научиться работать в парах и группах.

Воспитательная:
-Формировать интерес к изучению: природной зоны «Пустыни» и понимание экологических проблем, умение находить пути их решения.

Личностные:

-У обучающихся будет сформирован интерес к изучению: природной зоны «Пустыни» и понимание экологических проблем, умение находить пути их решения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: учебник, лист исследователя, презентация.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, экран.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята меня зовут Анна Александровна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Проверьте своё рабочее место, там у вас должны быть учебник, лист исследователя, ручка и карандаш.
Сегодня нас ждёт необычная природная зона, а какая вы узнаете разгадав ребус. (Слайд 1)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.


– О какой природной зоне идет речь?

Здравствуйте!





Разгадывают ребус.















О пустыне


- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

- само-определение (Л)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.
Отправляясь в путешествие, что мы с вами возьмем в дорогу?



Правильно, но еще нам нужно взять знания, приобретенные в дороге. Мы должны четко представлять, куда мы отправляемся. 

Исходя из предыдущих уроков, какие природные зоны мы знаем?



Правильно, а на какие части делится лесная зона?




Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию?



В какой части лесной зоны расположен наш край?



Что вы можете сказать о климате в нашей области?





А каков животный и растительный мир зоны лесов?

С чем связаны экологические проблемы лесной зоны?

Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов?

Как называется промежуточная зона между лесом и степью?
А какой характерный признак степей?













Хорошо. Что характерно для растений степи?



А что является основным занятием населения степей?
Верно, здесь самые плодородные земли.

Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека?



Хорошо, молодцы!




Воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи, и т.п.



Арктика, тундра, лесная зона и зона степей.

Тайга, смешанные леса и широколиственные леса.


Хвойные – тайга.


В зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи.

Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Животный и растительный мир зоны лесов богат.

С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса.

Степи


Лесостепи


Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра – суховеи, которые переходят в пыльные черные бури.

Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.


Земледелие


Распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство.


– выполнение пробного учебного действия (Р);


– выражение своих мыслей с достаточной  опроса или тесты по данной теме. полнотой и точностью (К);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);



3.Выявление места и причины затруднения

Как звучит тема нашего урока?
Откройте учебник на странице 87, проверьте правильно ли звучит наша тема.
(Слайд 2)

Пустыни




– постановка и формулирование проблемы (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);


4.Построение проекта выхода из затруднения

Какую цель перед собой поставим?
На этой же странице под темой написана цель нашего урока, прочитайте внимательно.
«Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.» (Слайд 3)

Какие задачи мы поставим перед собой?
(Слайд 4)





Это и будет планом наших действий.

Узнать о природе зоны пустынь.





Показать на карте зоны полупустынь и пустынь.
Дать краткую характеристику зоны пустынь по плану.

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– самоопределение (Л);

5.Реализация построенного проекта

Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон Слайд 5). Итак, мы – путешественники.

Ребята, посмотрите на эту картину – плакат. Какой здесь вы видите пустыню?




Как вы думаете, от какого слова произошло слово «пустыня»?
Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

Ребята, в мире много пустынь. Такие как пустыня Сахара (Слайд 6), на территории Евразии пустыня Гоби (Слайд 7), пустыня Кызылкум и Каракум (Слайд 8), в Австралии большая песчаная пустыня Виктория.

Давайте послушаем о пустыне в России:
Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте).
Ребята, давайте посмотрим фильм о пустыне. (просмотр фильма)

Ребята, как вы поняли, что такое оазисы?




Что такое «суховей»?


Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые. (Слайд 9) Посмотрите также по учебнику на стр.87, там тоже есть фотографии этих пустынь.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70◦ С, а в тени выше 40◦ С. Ночью прохладно, песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12◦ С, а в отдельные дни морозы достигают -20◦ С, -25◦ С. Зима длится 2-3 месяца.

Послушайте!
Лучи солнца в пустынях падают прямо, т.к. пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры на Арктику, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают серые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.


Чего хочется человеку, когда ему жарко?

К сожалению, в пустыне мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Итак, давайте обобщим с вами:

Что же такое пустыня? (Слайд 10)






Верно! Молодцы!





В пустыне видим много песка, солнце и голубое безоблачное небо.

От слова «пусто».

















Островки в которые стекается вода из подземных рек.

Сухой горячий ветер
























Пить, купаться.



Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

































– построение логической цепи рассуждений (П);

– познавательная инициатива (Р);


– смыслообразование (Л)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ну а теперь пора включаться в исследовательскую работу.

За работу принимаются исследователи. Сейчас мы отправимся в исследовательскую экспедицию на «корабле». Что это за «корабль», отгадайте загадку?

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке!

По колючкам – босиком!

Кто идёт с горбом – мешком!

(три верблюда слайд 11)

- А почему их три?

Класс раздели на три группы.

1 группа - исследует растительный мир пустынь

2 группа - исследует животный мир пустынь

3 группа - исследует экологические проблемы и деятельность человека в пустынях.
Для выполнения работы пользуйтесь учебником и вспомните наш ранее просмотренный фильм.
Рассказ 1 группы.


Хорошо ребята! А еще в пустыне растёт Саксаул – невысокое дерево с листьями чешуйками. Бывает белый и чёрный. (Слайд 13)

В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату.

Рассказ 2 группы.

Также в пустыне обитает Верблюд – из растительноядных самое крупное животное. Ест колючие травы, ветки кустарников. Ноги у него имеют мозоли, которые защищают от раскалённого песка. У верблюда густая шерсть. Она также хорошо защищает от холода и зноя. На голодные дни он имеет запас жира в горбах. Кроме того в организме из жира образуется вода, поэтому верблюд может долго не есть и не пить, зато потом сразу выпивает несколько вёдер.
Песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая.



Вывод исследователей животного мира пустынь хорошо приспособленных к природным условиям:

- Некрупные

- Окраска под цвет песка

- Ведут ночной образ жизни

- Воду получают, поедая растения

- Неприхотливы в выборе пищи

- Быстро передвигаются или впадают в спячку






Рассказ 3 группы.























Итог: экологические проблемы пустыни: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство.

Ребята, вы все большие молодцы!















1 группа.
Верблюжья колючка
 – корни проникают на глубину до 20 м. любимое лакомство верблюдов. (Слайд 12)
Колосняк- корнями закрепляет пески, чтобы не давать им двигаться под действием ветра.
Джузгун – вместо листьев зелёные веточки. Плоды лёгкие, их переносит ветер.



2 группа.
Тушканчик – маленький грызун окраска под цвет песка.. живёт в норах. Передвигается очень быстро, благодаря задним ногам, делая большие прыжки из стороны в сторону. Большие уши – признак отличного слуха.
Песчанки- это грызуны, которые роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами.
Также там живут ушастый ёж и маленькая лисичка корсак, а ещё более крупное животное сайгак. (Слайд 14)

3 группа.
В пустыне люди построили каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники.
Экологические проблемы: неумеренное орошение вызывает засоление почвы. Перевыпас. Браконьерство.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы нам с вами закрепить знания о зоне пустынь вы будете работать с листом исследователя. Возьмите лист исследователя и начинайте выполнять задания. Далее мы с вами будем их проверять.
Выполняя работу можете пользоваться учебником.


Итак, ребята. Сейчас мы с вами проверим работу.
Для проверки своих вариантов ответа смотрите на слайд.
(Проверка заданий) (Слайд 15-19)

Вы все очень хорошо справились, молодцы!

Выполняют задания в листе исследователя

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);


– выполнение действий по алгоритму (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);


8.Включение в систему знаний и повторение

У пустыни два хозяина – солнце и ветер. Солнце, потому что там всегда жарко. Оно направляет на эту территорию почти прямые свои лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует

А сейчас еще раз обобщим особенности пустыни, ее растительного и животного мира.

Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
Вот и закончилось наше путешествие. Вы были большие молодцы!









Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.


– выведение следствий (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);
– контроль, коррекция, оценка (Р);


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Скажите ребята, с какой целью мы изучили эту тему?


Какие выводы вы сделали?
Кто из вас заинтересовался этой темой?
Кто хочет продолжить изучать данную тему?


Спасибо за урок. До свидания!

Узнать о природе и экологических проблемах зоны пустынь.

Ответы детей.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);