Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята меня зовут Анна Александровна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Проверьте своё рабочее место, там у вас должны быть учебник, лист исследователя, ручка и карандаш. Сегодня нас ждёт необычная природная зона, а какая вы узнаете разгадав ребус. (Слайд 1) Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. – О какой природной зоне идет речь? | Здравствуйте! Разгадывают ребус. О пустыне | | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | - само-определение (Л) |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний. Отправляясь в путешествие, что мы с вами возьмем в дорогу? Правильно, но еще нам нужно взять знания, приобретенные в дороге. Мы должны четко представлять, куда мы отправляемся. Исходя из предыдущих уроков, какие природные зоны мы знаем? Правильно, а на какие части делится лесная зона? Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию? В какой части лесной зоны расположен наш край? Что вы можете сказать о климате в нашей области? А каков животный и растительный мир зоны лесов? С чем связаны экологические проблемы лесной зоны? Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов? Как называется промежуточная зона между лесом и степью? А какой характерный признак степей? Хорошо. Что характерно для растений степи? А что является основным занятием населения степей? Верно, здесь самые плодородные земли. Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека? Хорошо, молодцы! | Воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи, и т.п. Арктика, тундра, лесная зона и зона степей. Тайга, смешанные леса и широколиственные леса. Хвойные – тайга. В зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи. Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Животный и растительный мир зоны лесов богат. С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса. Степи Лесостепи Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра – суховеи, которые переходят в пыльные черные бури. Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья. Земледелие Распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство. | | – выполнение пробного учебного действия (Р); – выражение своих мыслей с достаточной опроса или тесты по данной теме. полнотой и точностью (К); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); | |
3.Выявление места и причины затруднения | Как звучит тема нашего урока? Откройте учебник на странице 87, проверьте правильно ли звучит наша тема. (Слайд 2) | Пустыни | – постановка и формулирование проблемы (П); | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Какую цель перед собой поставим? На этой же странице под темой написана цель нашего урока, прочитайте внимательно. «Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.» (Слайд 3) Какие задачи мы поставим перед собой? (Слайд 4) Это и будет планом наших действий. | Узнать о природе зоны пустынь. Показать на карте зоны полупустынь и пустынь. Дать краткую характеристику зоны пустынь по плану. | – поиск и выделение необходимой информации (П); | – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | – самоопределение (Л); |
5.Реализация построенного проекта | Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон Слайд 5). Итак, мы – путешественники. Ребята, посмотрите на эту картину – плакат. Какой здесь вы видите пустыню? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «пустыня»? Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? Ребята, в мире много пустынь. Такие как пустыня Сахара (Слайд 6), на территории Евразии пустыня Гоби (Слайд 7), пустыня Кызылкум и Каракум (Слайд 8), в Австралии большая песчаная пустыня Виктория. Давайте послушаем о пустыне в России: Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте). Ребята, давайте посмотрим фильм о пустыне. (просмотр фильма) Ребята, как вы поняли, что такое оазисы? Что такое «суховей»? Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые. (Слайд 9) Посмотрите также по учебнику на стр.87, там тоже есть фотографии этих пустынь. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70◦ С, а в тени выше 40◦ С. Ночью прохладно, песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12◦ С, а в отдельные дни морозы достигают -20◦ С, -25◦ С. Зима длится 2-3 месяца. Послушайте! Лучи солнца в пустынях падают прямо, т.к. пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры на Арктику, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают серые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие. Чего хочется человеку, когда ему жарко? К сожалению, в пустыне мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Итак, давайте обобщим с вами: Что же такое пустыня? (Слайд 10) Верно! Молодцы! | В пустыне видим много песка, солнце и голубое безоблачное небо. От слова «пусто». Островки в которые стекается вода из подземных рек. Сухой горячий ветер Пить, купаться. Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками. | – построение логической цепи рассуждений (П); | – познавательная инициатива (Р); | – смыслообразование (Л) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Ну а теперь пора включаться в исследовательскую работу. За работу принимаются исследователи. Сейчас мы отправимся в исследовательскую экспедицию на «корабле». Что это за «корабль», отгадайте загадку? Сколько важности в походке! По пустыне – сковородке! По колючкам – босиком! Кто идёт с горбом – мешком! (три верблюда слайд 11) - А почему их три? Класс раздели на три группы. 1 группа - исследует растительный мир пустынь 2 группа - исследует животный мир пустынь 3 группа - исследует экологические проблемы и деятельность человека в пустынях. Для выполнения работы пользуйтесь учебником и вспомните наш ранее просмотренный фильм. Рассказ 1 группы. Хорошо ребята! А еще в пустыне растёт Саксаул – невысокое дерево с листьями чешуйками. Бывает белый и чёрный. (Слайд 13) В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату. Рассказ 2 группы. Также в пустыне обитает Верблюд – из растительноядных самое крупное животное. Ест колючие травы, ветки кустарников. Ноги у него имеют мозоли, которые защищают от раскалённого песка. У верблюда густая шерсть. Она также хорошо защищает от холода и зноя. На голодные дни он имеет запас жира в горбах. Кроме того в организме из жира образуется вода, поэтому верблюд может долго не есть и не пить, зато потом сразу выпивает несколько вёдер. Песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Вывод исследователей животного мира пустынь хорошо приспособленных к природным условиям: - Некрупные - Окраска под цвет песка - Ведут ночной образ жизни - Воду получают, поедая растения - Неприхотливы в выборе пищи - Быстро передвигаются или впадают в спячку Рассказ 3 группы. Итог: экологические проблемы пустыни: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство. Ребята, вы все большие молодцы! | 1 группа. Верблюжья колючка – корни проникают на глубину до 20 м. любимое лакомство верблюдов. (Слайд 12) Колосняк- корнями закрепляет пески, чтобы не давать им двигаться под действием ветра. Джузгун – вместо листьев зелёные веточки. Плоды лёгкие, их переносит ветер. 2 группа. Тушканчик – маленький грызун окраска под цвет песка.. живёт в норах. Передвигается очень быстро, благодаря задним ногам, делая большие прыжки из стороны в сторону. Большие уши – признак отличного слуха. Песчанки- это грызуны, которые роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. Также там живут ушастый ёж и маленькая лисичка корсак, а ещё более крупное животное сайгак. (Слайд 14) 3 группа. В пустыне люди построили каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Экологические проблемы: неумеренное орошение вызывает засоление почвы. Перевыпас. Браконьерство. | – выполнение действий по алгоритму (П); | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); | – осознание ответственности за общее дело (Л); |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Чтобы нам с вами закрепить знания о зоне пустынь вы будете работать с листом исследователя. Возьмите лист исследователя и начинайте выполнять задания. Далее мы с вами будем их проверять. Выполняя работу можете пользоваться учебником. Итак, ребята. Сейчас мы с вами проверим работу. Для проверки своих вариантов ответа смотрите на слайд. (Проверка заданий) (Слайд 15-19) Вы все очень хорошо справились, молодцы! | Выполняют задания в листе исследователя | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – выполнение действий по алгоритму (П); | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | |
8.Включение в систему знаний и повторение | У пустыни два хозяина – солнце и ветер. Солнце, потому что там всегда жарко. Оно направляет на эту территорию почти прямые свои лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует А сейчас еще раз обобщим особенности пустыни, ее растительного и животного мира. Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? Вот и закончилось наше путешествие. Вы были большие молодцы! | Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники. | | – выведение следствий (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); | |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Скажите ребята, с какой целью мы изучили эту тему? Какие выводы вы сделали? Кто из вас заинтересовался этой темой? Кто хочет продолжить изучать данную тему? Спасибо за урок. До свидания! | Узнать о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Ответы детей. | – рефлексия способов и условий действия (П); | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); |