2. Минутка чистописания | -Начнём урок с минутки чистописания. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах: Нос, сон, небо, няня (Звук ) -Правильно ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной и заглавной буквы Н по очереди. - Откройте ваши тетради. Запишите в строчку цепочку букв, соблюдая соединения. Пропишите цепочку до конца строчки, продолжив закономерность. - Прочитайте предложение. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. (слайд) -Ребята, как называется такое предложение? (скороговорка) -Попробуйте произнести ее быстро. -Спишите это предложение, соблюдая соединения. | Звук «Н» Скороговорка Произносят скороговорку Списывают предложение Соблюдая соединение | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Словарная работа а) Предъявление нового слова учащимся Работа над слуховым образом словарного слова Запись слова с окошком Работа над зрительным образом словарного слова Орфографическое проговаривание. Запись однокоренных слов или многократная запись слов с выделением орфограммы. Введение нового слова в активный словарь детей Постановка учебной задачи Формулировка правила | -Ребята, отгадайте загадку: Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» - Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. (Дети проговаривают вместе с учителем слово извини и слово извините) -Давайте произнесем это слово с ударением (Извините [е]) -Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место? Почему вы так решили? Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь. (Дети списывают слово с окошком в тетрадь) И зв ните -Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «Извините». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? (Букву и) -Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (изв (пишу букву и) – ните -Пропишите строчку в тетради слова «извините», выделяя ошибкоопасное место. -Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «извините» -Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «Извините». (Дети составляют предложения, например: Извините я пролил чай на стол. Извините меня , но я не могу вспомнить это правило ) Перед вами слова прочитайте их: Здравствуйте, спасибо, пожалуйста Что объединяет эти слова? Как их называют? В каких ситуациях их используют? Спишите предложение. КОЛЯ НАРИСОВАЛ ЗАМОК. - К какому рисунку подходит эта запись?(СЛАЙД ) Отчего это зависит? На какой слог падает ударение на 1 рисунке? А на какой слог падает ударение на 2 рисунке? Ребята в русском языке ударение может падать на какой слог по счету? - Составьте предложение, чтобы было понятно о каком предмете идет речь. (По группам) -Почему сейчас стало понятно о каком предмете идет речь? 2 –Чему мы будем сегодня учится? Давайте определим тему урока Перед вами слова (Медведь,лиса собака, заяц, волк ) Давайте вместе со мной произнесем эти слова, выделяя голосом ударный слог. На какие слоги падало ударение? Медведь Лиса Собака Заяц Волк И так что же такое ударение? | Извини Извините Ребята проговаривают вместе с учителем слова Извини, извините Извините [е]) В первом слоге. Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная И проверить ее мы не можем. Ребята списывают слово с окошком в тетрадь И зв ните Ребята открывают орфографический словарь в конце учебника В этом слове мы должны писать Букву и (изв (пишу букву и) – ните Дети прописывают строчку и выделяют орфограммы Вина, извинение, извиняться Ребята составляют предложение Читают Вежливые слова(Волшебные) Когда здороваются , Когда благодарят за что-либо. Списывают предложение К обоим Все зависит от ударения. Замок(на 1 слог) Замок(2 слог) Ударение подвижно, и оно может падать на любой слог. Коля нарисовал замок(ударение на 2 слог) Коля нарисовал замок (ударение на 1 слог) Построили предложение, где раскрывается лексическое значение слова и от постановки ударения Определять ударный слог. «Как определять ударный слог» Произносят, выделяют интонацией 2 слог 2 слог 2 слог 1 слог 1 слог Выделение голосом одного из слогов в слове , ударный слог выделяется интонацией ,тянется дольше. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
4. Работа над правилом Первичное закрепление | А теперь откройте учебник на стр. 67 и сравните свое сформулированное правило с правилом в учебнике Прочитайте правило Ответьте мне на такие вопросы: Что же такое ударение? Чем отличается ударный слог от безударного? Где ставится знак ударения в слове? Давайте выполним упражнение на стр. 68 № 100 Прочитайте . Что нужно сделать в этом упражнении? «Пожелтел листок- осенняя весточка» Когда так говорят? Нужно узнать ,как определить ударение в словах? Спишите это предложение. Давайте поставим ударение в первом слове, вместе со мной произносим Пожелтел В каком слоге мы поставим ударение? Над какой буквой? Слово : Листок Слово : осенняя Весточка : На какие слоги падало ударение? А сейчас выполним упражнение № 101 , внимательно прочитайте , что нужно сделать в этом упражнении? Дети, перед вами 4 схемы, что можно сказать про 1 схему? Про 2? Про 3? Про 4? Вместе с ними я произношу слова , выделяя голосом ударный слог. Договор(3) , дождь,(1) торты(2) , шофер(ударение на е не ставится)(2) день(1) , свекла(2),позвонит(4),столяр(3) , щавель(2) понял (2) , поняла( 4) В учебнике у вас написано ,что нужно записать в столбик , а мы с вами запишем в строчку И так давайте найдем слова ,которые будут относиться к 1 схеме? ( слово состоящее из одного слога) Запишите в 1 строчке Ко 2 схеме?(Падает ударение на 1 слог) Записывайте на след. строчке К 3 схеме? (Падает ударение на 2 слог) К 4 схеме? (Падает ударение на последний слог) А сейчас выполним с вами упр. № 102 Прочитайте , что нужно сделать в данном упражнении?(При чтении диалога спрашиваю детей ,которые хорошо читают) Списывают 1 строчку Здравствуй, милая пчела! Прочитайте с ударением Запишите 2 строчку Как здоровье? Как дела? Прочитайте с ударением Последующие 2 строчки записывают и ставят ударение самостоятельно. Все в порядке! Все жужжу! Извините , я спешу Вежливая речь участников разговора? Почему? Синоним слова простите? Когда употребляют в речи эти слова? | Читают Это выделение голосом одного из слогов в слове Тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче , сильнее. Ставится над буквой , которая обозначает ударный гласный звук. Прочитать. Объяснить значение данного выражения. Нужно узнать ,как определить ударение в словах Списать и обозначить ударение в словах . Первая желтизна на листочках говорят о приходе осени. Прочитать слово и поставить ударение(выделить интонационно , тянуть ) 3 Над буквой е - 2 Над буквой о 1 Над буквой е 1 Над буквой е 2,1 Прочитать. Ответить на вопрос почему не над каждым ударенным слогом стоит знак ударения? Записать слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем. Слово состоит из 1 слога Ударение в 1 слоге Ударение во 2 слоге Ударение в 3 слоге Дождь , день Торты , шофер, свекла, щавель, понял Столяр, договор Позвонит, поняла Выразительно прочитать Диалог. Списать. Поставить ударение. Вежливая ли речь участников разговора? Почему? Найти синоним к слову простите? Когда употребляют в речи эти слова Здравствуй(1 слог) Милая(1 слог) Пчела(1 слог) Здоровье (2 слог) Дела(2 слог) В порядке(2 слог) Жужжу (2 слог) Извините (3 слог) Спешу(2 слог) -Извините Когда просят прощение, извиняются за что-либо. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) |