воспитывать умение вести учебный диалог.
Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | - Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. | Дети читают стихотворение, настраиваются на рабочий лад. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. | Запись числа, классная работа. Нарисуем сугробы. Элементы каких букв содержит данный росчерк? - У вас на столе карточки, закрасьте в каждой строчке лишнюю букву и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. -Что получилось? Сегодня мы продолжим наш разговор о словах. Что мы уже знаем? | Дети записывают число, классная работа. Данный узор содержит элементы букв п, р, т, г. Дети в каждой строчке закрашивают лишнюю букву. Получилось слово «слово». Слова делятся на слоги, один слог бывает ударный. Слова называют предметы, признаки и действия предметов. | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Выявление места и причины затруднения. Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение. | - Прочитайте на доске слова. На какие две группы их можно разделить: Трям, зима, кукаляка, снежинка, мумука, лыжи, варежки, тилимилитрямдия. - Слышали когда-нибудь такие слова? Мы не знаем, что они обозначают, значит таких слов нет. У другой группы слов есть значение. | Одна группа: зима, снежинка, лыжи, варежки. Другая группа: Трям, кукаляка, мумука, тилимилитрямдия. Такие слова мы не слышали, их нет в русском языке. | Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели урока выбор способа решения учебной проблемы, | - Сформулируйте тему нашего урока. Значение слов. - Чему будем учиться на уроке? (толковать значение слов) | Дети пытаются сформулировать тему, цель, построить план урока. Тема урока: значение слова. Узнаем, что такое значение слова, будем учиться толковать значение слов. Узнаем, где можно узнать значение слов. | Регулятивные: Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. |
Реализация построенного проекта. Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. | Cлова служат в языке для названия всего того, что нас окружает. Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Значит, узнать новое слово – понять его лексическое значение. В переводе с древнегреческого языка лексис значит «слово», «выражение». Окружающий нас мир многообразен, каждая его «частичка» имеет свое название, свое слово. Слов в русском языке великое множество, пересчитать их практически невозможно, больше 500 тыс. слов. Выпускник школы имеет словарный запас от 1,5 тыс. до 4 тыс. слов. Взрослый – 8000 слов, А.С. Пушкин – 21 тыс. слов. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке. - Представим, что кто-то не знает значение данных слов, попробуем объяснить. - А теперь я буду говорить значение слов, а вы отгадывать слова. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Наметенная ветром большая куча снега (сугроб) Зимняя верхняя одежда – меховая или на вате (шуба) Человеческая фигура, слепленная из комков снега (снеговик)
- Маленький мальчик Федя так объяснил значение услышанных им слов: Печник – человек, который делает печи. Садовод – дядя, который водит детей в детский сад. Пороша – то, что мама использует для стирки белья. - Согласны ли вы с Федей? В чём проблема? (дети не могут объяснить значение слова пороша) - А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? ( Выставка словарей. Работа в группах. Найти значение слова пороша. Составить и записать предложение.
|
Стараются объяснить значение слов. Дети отгадывают слова: коньки, сугроб, шуба, снеговик.
Ученики приходят к выводу, что не все слова понятны по значению и есть необходимость, где-то посмотреть. Учащиеся высказывают предположения, что необходимо использовать толковые словари . Дети рассматривают разные словари Дети ищут значение слова пороша в словаре. Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Ехать по первой пороше. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера Регулятивные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словари, учебник; вычитывать все виды текстовой информации Предметные результаты: умение определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.
Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: первично закрепить новые понятия | Упр.2. прочитайте текст. - Значение каких слов вам непонятно? Можете сами объяснить? Что нам может помочь? Работа со словарями. Дифференцированная работа. 1 группа детей. Списать данный текст. 2 группа. Получает задание: составить и записать предложения со словами роса и иней. 3 группа. Задание: Продолжить ряд слов: роса, иней, ……. Проверка. - Назовите зимние явления природы. Задание: Найти лишнее слово: Роса, росистый, росинка, вырос. - Как называются слова, имеющие общую часть и сходные по значению? - В какой части слова заключено его основное значение? Запись родственных слов, разбор по составу. ФИЗМИНУТКА Упр.3. работа в паре. Выписать группы слов: 1) домашние животные, 2)мебель; 3) цвета; 4) время суток; 5) плодовые деревья. Выписать одну группу слов, дополнить её своими словами. - Слова какой группы - имена прилагательные? | Весь класс ищет значение слова иней в школьных словариках. 1 человек в толковом словаре слово роса. Гром, гроза, молния, ветер, ураган, радуга, дождь, град, снегопад, вьюга, буран, листопад, ледоход, половодье, туман) Лишнее слова - вырос, имеет другое лексическое значение. Основное значение слова заключено в корне. Дети работают в паре, выписывают группы слов. Имена прилагательные – цвета. | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Предметные: Классифицировать и объединять некоторые слова по значению (мебель, животные, растения и др) |
Словарная работа Цель: изучить новое словарное слово, учиться объяснять его значение, подбирать родственные слова, синонимы, антонимы, пословицы. | Загадка: Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз? - Объясните значение этого слова. - Поставим ударение. Какие орфограммы встретились? Как проверим парный согласный на конце слова? Безударный гласный проверить нельзя, надо запомнить, что пишется О. Подобрать родственные слова.
Какое слово близкое по значению? противоположное ? - Как понимаете выражения: ударил мороз, стоят морозы, мороз по коже. Пословицы: Зимы без мороза не бывает. Два друга – мороз да вьюга. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Какие приметы знаете о приближении морозов?
| Дети отгадывают загадку. Значение слова мороз – холод, холодная погода. Подбирают родственные слова коллективно: Морозец, морозище, морозный, морозить, заморозить, , мороженое, морозилка и др. Близкое по значению – холод, противоположное – жара. Приметы: кошка клубком сворачивается – к морозу, кошка нос прячет, на печку ложится, из трубы дым столбом, морозы на Крещение – крещенские, на Рождество – рождественские. | Коммуникативные: Обогащение словарного запаса. |
Творческая работа в группах. Цель: развитие творческих способной учащихся. | Упр. 6. Сказка Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье» Героиня Алиса услышала стихотворение: Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзике в мове. - Знаете ли вы значение слов, из которых составлено стихотворение? Почему их нет в словаре? Работа в группах. Замените слова в стихотворении на знакомые нам. – Что у вас получилось? Чья работа больше всего понравилась? Как вам помогла работа в группах? | Значение таких слов мы не знаем, их нет в русском языке. Дети работают в группах, потом читают полученные переводы. | Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах, в парах.
Развитие творческих способностей. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем сурово: "Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!" - К чему призывает автор? - Что вы узнали на уроке? Что запомнилось? Что дал вам урок для жизни? - Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была «не кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов. - У вас на парте снежинка, покажите, какое у вас настроение было на уроке, такое «лицо» нарисуйте снежинке. - Какую строчку вы выбираете? Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться Да, трудно всё-таки учиться! Д.з. на другой стороне снежинки: упр.2, найти значение записанных слов. .
| Бывают слова, которые могут обидеть человека, больно ранить. Нужно быть добрыми, вежливыми, внимательными к друг другу, не обижать людей словами. Дети выбирают строчку и объясняют свои выбор. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |