Актуализация знаний обучающихся | - Чему же мы учимся на уроках русского языка? Совет: Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте – и всё обязательно поймёте! - Сегодня у нас урок, как и всегда, деловой. Нам предстоит большая и серьёзная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. Я желаю вам успеха. - Откройте тетради, запишите число классная работа. Каллиграфическая минутка – Ребята! Мы продолжим наш урок каллиграфической минуткой. Правильно выполнив задание, вы сами определите тему нашей каллиграфической минутки. Подберите к словам, написанным на доске синонимы (вспомнить что такое синонимы) доктор - … (врач), рёв - … (плач) (слова записываются рядом) - На какую букву оканчиваются все слова, подобранные нами? (на ч) - Верно, тема нашего чистописания - буква ч. - Согласную ч мы напишем с буквой, которая является ударной в подобранных синонимах ( а), какая получилась орфограмма?(ча пиши с буквой а) и поменяем буквы местами. Итак, запишем: ч, ча, ач - Вспомните словарные слова на букву Ч, которые мы прошли во 2 классе. - Запишите их себе в тетрадь. - Давайте проверим написание слов и оценим себя светофорчиком. Словарно-орфографическая работа. - Сегодня новое слово из словаря мы узнаем, соединив верно буквы, которые являются орфограммами в словах: круг, роща, глаз, лесной, грустный, укатился. - Правильно, это слово ГАЗЕТА. Какие орфограммы вы в нем видите? - Что означает это слово? (словарь) - Поставьте ударение - Разделите на слоги. - Разделите слово для переноса. - Измените форму слова. - Подберите однокоренные слова. - Составьте словосочетания. - Составьте предложение со словом газета, используя слова: Петя, киоск, газета, купить, в. - Запишите его, подчеркните известные члены предложения. | Отвечают на вопрос Подбирают синонимы, прописывают буквы - четверг, что, чувствовать Находят орфограммы, отгадывают слово. Ответы детей, работа со словарем. - га – зе – та Га – зета, газе – та. Газету, газетой, газетами… Газетный, газетка… Интересная газета, свежая газета (объяснить значение) - Петя купил в киоске газету. | |
Открытие нового знания | - Что еще продают в киоске? - Дополни предложение, словом журналы, запишите его. - Что заметили? - Вы правильно заметили, что слова газета, журнал мы произносим с интонацией перечисления, а на письме разделяем запятыми (вывешивается табличка) - Прочитайте выразительно 2-ое предложение, соблюдая интонацию перечисления. Подчеркните в предложении все известные члены.. - Что вас удивило? -Может ли быть в предложении сразу несколько одинаковых членов предложения? - Кто считает, что может – поднимите зеленый сигнал. Кто считает, что такого не может быть – поднимите красный сигнал. - Кто может доказать свою точку зрения? - Все согласны с этой мыслью? (вывешивается табличка) - Оба слова отвечают на один и тот же вопрос или на разные? (вывешивается табличка) - От какого слова задали вопрос? (с каким словом связаны?) (вывешивается табличка) связаны с одним и тем же членом предложения - Подумайте, как можно назвать такие члены предложения? - В русском языке они называются однородные члены предложения (вывешиваю на доску тему) - Какую цель поставим на урок? - Давайте оценим себя (Я знаю что такое однородные члены предложения/ Я не знаю, что такое однородные члены предложения) - В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы. - Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными? - Как проверить правильность, сделанного вами вывода? - Откройте учебники на стр. 117, прочитайте правило. | - В киоске продают журналы. - Петя купил в киоске газету, журнал. - Во втором предложении перечисляется, что купил Петя. - Во втором предложении два дополнения. - К словам газету, журнал мы задали от сказуемого вопрос что. Это дополнение. - На один и тот же. - Со сказуемым: купил.
- Одинаковые, похожие и т.д.
- Познакомится с понятием однородные члены, научиться находить их в предложении. Вывешивают карточку на доску соответствующую своим знаниям.
Составляют ответ с опорой на вывешенные на доске таблички. - Прочитать правило в учебнике. Читают правило в учебнике. | |
Первичное закрепление | - Однородные члены предложения принято обозначать с помощью кружков. Давайте составим схему второго предложения. Сколько у нас однородных членов? - Значит, кружка будет тоже два. Нарисуйте схему в тетрадях. Как разделены однородные члены предложения на письме? - Верно, но так бывает не всегда. Подробнее об этом мы узнаем на следующих уроках. А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении – запятые. - Как вы предлагаете обозначить на схеме что это однородные дополнения? - Как вы думаете, однородными могут быть только дополнения? Вывешиваю на доску примеры схем. - Давайте поработаем в парах. Я буду читать предложения, а вы составите схему предложения из предложенных моделей. Расписные миски, ковши, ложки продавались на ярмарке. На уроке физкультуры мы бегаем, прыгаем, играем. Ребята украсили класс красными, синими, жёлтыми шарами. Красиво, легко, весело кружатся в воздухе снежинки. Проверка у доски. Каждое предложение моделируется разными парами. Оценивают себя светофорами. | - Два. - Запятыми. - Поставить в кружках _ _ _ - Нет, однородными могут быть любые члены предложения. Составляют в парах схемы предложений. | |
Закрепление | - А сейчас мы поработаем в тетради. Выберите себе задание (зеленая и желтая карточки) Спиши предложения. Найди и подчеркни однородные члены. 1. Ранней весной расцветают подснежники, медуница, одуванчики. 2. Моя сестра замечательно шьёт и вяжет. 3. Мама любит белые, жёлтые и сиреневые гвоздики. Составь и запиши предложения. Слова в скобках ставь в нужную форму. Подчеркни однородные члены. В тайге водятся (медведь, волк, рысь, белка, лиса). От (дома, деревья, столбы) побежали длинные тени. Осенний лес переливался (жёлтый, оранжевый, зеленый) листвой. - Оцените, как вы справились с заданием, сложно ли вам было с помощью светофора. | Самостоятельная работа в тетрадях. Оценивают себя | |
Рефлексия | - С какой новой темой познакомились на уроке? - Что узнали об однородных членах? - Давайте вернемся к нашему вопросу. Кто желает перевесить свои листочки, сделайте это. - А теперь подумайте и оцените свою работу на уроке. Нарисуйте кружок светофора на полях (2 человека комментируют) - А я хочу отметить ……., они получают отметку… | Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою деятельность на уроке. | |