Постановка цели. Актуализация знаний (7 мин.) | - Начнем занятие с традиционной орфоэпической разминки. Обратимся к раздаточному материалу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). - Хорошо, с заданием справились. Прочтем высказывание Л. Н. Толстого о русском языке (СЛАЙД 1). - Какие синтаксические особенности текста вы можете назвать? - Правильно, таким образом, первый день нового месяца принес нам с вами два радостных события: День Рождения Розы и новую тему по русскому языку. Запишем число, «классная работа» и тему урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» (СЛАЙД 2). - Тема вам уже знакома, поэтому новой считать ее можно лишь условно. Освежим в памяти знания об однородных членах предложения. Какие члены предложения называются однородными? Как связываются между собой однородные члены? Какие члены предложения могут быть однородными: главные или второстепенные? Является ли обязательным условие, чтобы однородные члены были частями одной и той же части речи? Какова роль однородных членов в художественном тексте?
| Ученики по цепочке проговаривают предложенные слова, правильно расставляя ударения. Ученик с выражением читает высказывание со слайда: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». Ученик: «Высказывание отличается использованием нескольких цепочек однородных членов». Обучающиеся внимательно слушают, делают записи в тетради. Обучающиеся отвечают на вопросы: «Однородными являются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, одинаково относятся к общему для них главному/второстепенному члену, отвечают на один и тот же логический вопрос, находятся между собой в синтаксической связи – сочинение». «Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией или с помощью сочинительных союзов». «Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения». «Однородными членами могут быть слова разных частей речи». «Однородные члены играют роль изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью». | Общеучебные (П) Логические (П) Смыслообразование (Л) |
Обобщение и систематизация знаний (15 мин.) | - Какие знаки препинания встречаются между однородными членами? Обобщить правило постановки знаков препинания нам поможет таблица (СЛАЙД 3). - Пропустите 6 строчек и запишите название схемы «Знаки препинания при однородных членах предложения».  - Обратимся к схеме. От названия схемы нарисуем 2 стрелочки и подпишем соответствующим образом: «ставится запятая, если соединены», «не ставится». - Запишем предложение под первой стрелкой, расставим знаки препинания и подчеркнем однородные члены. - Ребята, назовите средство связи однородных членов в этом предложении? - Чем отличаются бессоюзные ряды однородных членов от союзных? - Обратимся к таблице, зарисуем еще 3 стрелки. Какие виды сочинительных союзов вы знаете? Назовите противительные союзы. Запишем схему отражающую наличие в предложение противительных союзов. К доске пойдут два человека и запишут предложения.
- Какие сочинительные союзы встретились нам в этом предложении? (отображаем схему, соответствующую этому предложению).
- Запишем еще одно предложение. По мере написания фиксируем соответствующую схему предложения. | Ученик: «Чаще всего однородные члены отделяются друг от друга запятыми, но встречается также «тире» и «двоеточие».
Ученики записывают название схемы-таблицы.
Обучающиеся чертят в тетради таблицу-схему. Один ученик записывает предложение на доске, остальные работают в тетради: «Тогда мать заскочила в избу, сдёрнула со стены ружьё, достала патроны, схватила фонарь и, крикнув Чуку, чтобы он не смел двигаться с места, выбежала во двор на поиски Гека». Ученик: «В предложении отсутствуют союзы, связь – интонация». Ученик: «Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего» (работа у доски оценивается) Ученик: «сочинительные союзы бывают противительные, разделительные, соединительные. Кроме того, выделяют еще повторяющиеся и двойные союзы. Противительными являются союзы а, но, да в значении но, однако, однако же, зато». Обучающиеся фиксируют схему. Обучающиеся записывают предложения на доске по очереди, класс записывает предложения под стрелками: «Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе — или в нефтелавке, или на рынке, или перед воротами дома, или на лестнице» (Булг.). Ученик: «в предложении встречаются повторяющиеся разделительные союзы». «Говорят, что летом Созополь наводняют курортники, то есть не то чтобы курортники, а отдыхающие, приехавшие провести отпуск у Черного моря (Сол.). Ученик: «Предложение с двойным союзом не то чтобы, а» (За работу у доски ставится оценка) | Смыслообразование(Л) Целеполагание(Р) Контроль (Р) Коррекция (Р) Постановка и решение проблемы (П) |
Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин.) | - В русской пунктуации существуют особые случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Об этом вы расскажете мне сами. Каждая группа/ряд проанализирует раздаточный материал и расскажет, почему в этих случаях запятая не нужна (СЛАЙД 4). | Обучающиеся работаю в группах (рядах), делают соответствующие выводы: Цельное смысловое сочетание; Цельное смысловое сочетание и одиночный соединительный союз; Составное глагольное сказуемое. Обучающиеся записывают предложения в тетрадь, образуя три новые стрелки под заголовком «запятая не ставится», делают схемы. |
Смыслообразование (Л) Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Нравственно-этическая ориентация (Л) Общеучебные (П) |
Контроль усвоения знаний и обсуждение ошибок (7 мин.) | Помня, что между однородными членами предложения могут встречаться и другие знаки препинания, запишем несколько предложений.
Проверим работу у доски. В каком случае между членами предложения ставится двоеточие? - Отлично, после предложения в скобках сделаем схемк (СЛАЙД 5).  Запишем еще одно предложение.
- В каких случаях между членами предложения ставится тире? После предложения запишем схему.  | Обучающиеся записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски: «Брошены были все привычные занятия, шахматы, шашки, волейбол, городки. И то, что они сидели в гостиной, где все: и люстра в чехле, и кресла, и ковры под ногами - говорило, что здесь когда-то ходили, сидели, пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов». Класс проверяет написанное на доске. Ученик: «Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие» (работа у доски оценивается).
Ученики работают в тетрадях, один из обучающихся работает у доски: «Художники: Серов, Добужинский, Лансере, Бенуа, Остроумова-Лебедева – запечатлели в своём творчестве новый подход к Петербургу». Ученик: «Если обобщающее слово стоит после однородных членов, перед ним ставится тире, в данном предложении нужно поставить и тире и дефис» (работа у доски оценивается). | Смыслообразование (Л) Общеучебные (П) Логические (П) |
Рефлексия. Домашнее задание (5 мин.) | - Мы отлично поработали сегодня. Какие выводы можно сделать? - Да, это был плодотворный урок (работа в течение урока оценивается). - Запишите домашнее задание в дневники: составить осложненные предложения со следующими словами, выписав их определение из толкового словаря (СЛАЙД 6). 1 ряд – инаугурация, незаурядный; 2 ряд – дивиденд, прагматичный; 3 ряд – инсталляция, тривиальный. Благодаря заданию вы обратитесь к словарю, пополните свой лексический запас и закрепите умение видеть и образовывать ряды однородных членов. Все свободны, спасибо за урок. | Ученик: «Мы углубили и систематизировали свои знания об однородных членах предложения, вспомнили случаи постановки разных знаков препинания между ними». Обучающиеся внимательно слушают, записывают домашнее задание. | Самоопределение (Л) Контроль (Р) |