МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105 КУПИНСКОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» На заседании ШМО «___»__________2019 Протокол Руководитель Предметного МО _____________ О. С. Цыганкова | Принято: На Педагогическом Совете МКОУ СОШ №105 Купинского район | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №105 Купинского района _________________ Т. Д. Екимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ТЕХНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ДЛЯ 8 КЛАССА
Рабочую программу составил:
Учитель высшей
квалификационной категории
Кашедова Лариса Васильевна
г. Купино
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Технопредпринимательство» для 8 классов основного общего образования разработана на основе:
нормативных документов
Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 2821– 10;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Стандарты CDIO (CDIO Standards)
Конституции Российской Федерации;
Конвенции ООН о правах ребенка.
информационно-методических материалов
Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
ООП ООО МКОУ СОШ №105;
Компетенции Jonior Skills;
Наталья Владимировна ТОПЕШКИНА,«Практическая экономика и предпринимательство» МИОО Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства: итоги экспериментальной работы
В системе общего образования наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.
Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи
очевидна и сомнения не вызывает. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня
сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как
появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим
временем, что для этого нужно? С одно стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» для предопределения развития ситуации.
Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется во внеурочной деятельности. Практико-ориентированная
деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута,
неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют
школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из
них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых
знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия –
реальная предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей.
Программа курса «Технопредпринимательство» направлена на обеспечение:
формирования у обучающихся общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с бизнесом и управленческой деятельностью;
равных возможностей получения качественного образования;
реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации
посредством личность и общественно значимой деятельности;
Цель реализации программы:
Повышение уровня образования и практических навыков по основам
предпринимательской деятельности и бизнес-планирования.
Задачами реализации программы являются:
- обеспечение в процессе изучения курса условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми;
- создание в процессе изучения курса условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также бизнес организациями и институтами;
- обеспечение в процессе изучения курса формирования умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;
создание условий для работы с одарёнными обучающимися,организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
- создание условий для формирования у обучающихся накопления управленческого опыта, близкого к реальному;
- создание условий для формирования у обучающихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики.
Общая характеристика курса
Современные социально-экономические условия в России предполагают новые требования к подрастающему поколению. Для того чтобы найти своё место в жизни молодой человек должен быть более самостоятельным, более активным и целеустремлённым. Для того, чтобы выбор был более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к современной жизни ему необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству. Предприниматель играет значительную роль в развитии рыночной экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, организует рабочие места. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем культуры предпринимательства. Для этого необходимо заботиться о подготовке квалифицированных предпринимателей. Подготовка должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был осознан.
Курс предполагает знакомство учащихся с наиболее общими сведениями и формирование основных навыков необходимых современному предпринимателю. Данный курс способствует более осознанному профессиональному выбору на данном этапе.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Курс «Технопредпринимательство» изучается в 8 классе в течение учебного
2019 – 2020 уч. года. На изучение отводится 33 часа, в неделю один час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в поддержании политики протекционизма;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 5) навыки сотрудничества с предпринимателями, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
4.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
4.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей экономической культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа молодых предпринимателей;
4) повышение финансового благосостояния через организацию предпринимательской деятельности, расширению горизонта планирования;
5) развитие предпринимательских способностей;
6) обеспечение самозащиты при выборе организационно-правовой форме предпринимательства;
7) повышение уровня экономического самообразования, необходимого обучающимся на протяжении всей жизни.
8) сформированность системы знаний и практических навыков по основам предпринимательской деятельности и бизнес-планирования;
9) понимание сущности предпринимательской деятельности, ее роли в социально-экономическом развитии общества;
10) сформированность конструктивного экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
11) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
12) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства);
13) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
14) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально- экономической политики государства
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ урока | Тема занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности | Количество Часов |
1 | Введение. Технопредпринимательство — что это? | | 1 |
2 | Предприниматель и предпринимательская деятельность | - овладеть знаниями о предпринимательстве как важной форме человеческой деятельности; - знать характерные черты и качества предпринимателя - знать характерные черты и качества предпринимателя - знать признаки предпринимательской деятельности - знать этику цивилизованного предпринимательства; - развивать уважение к чужой собственности. | 1 |
| Предприниматель | |
| Предпринимательская функция |
Предпринимательская деятельность. Цель предпринимательства |
Виды предпринимательской деятельности |
3 | Государственная поддержка предпринимательства в России | 1 |
| -Законодательные основы предпринимательской деятельности в России - Поддержка молодежного предпринимательства | |
4 | Предпринимательский подход | | 3 |
| - Понимание того, что необходимо делать: - Системный и комплексный анализ реальных социальных и экономических ситуаций | - знать базовые экономические понятия и категории; | 1 |
5 | - Генерирование новых идей - Анализ банка идей (оценка ключевых преимуществ) | | 1 |
6 | - Принятие собственного решения о реализации идеи - Краткое описание идеи и ее возможной реализации - Какие необходимы ресурсы | | 1 |
7 | Бизнес-планирование | | 3 |
| - Продукт - Маркетинг | - уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства); | 1 |
8 | - Технология - Трудовые ресурсы | 1 |
9 | - Риски - Финансы | 1 |
10 – 23 | Разработка и реализация предпринимательского проекта «МАССАЖЕРЫ» | | 24 |
10 | Управленческий цикл: - Планирование - Реализация | - знать понятия дохода, затрат, прибыли | 1 |
11 | - Контроль - Завершение - Внесение изменений | - знать назначение бизнес-плана - знать основные правила составления бизнес-плана - знать содержание разделов бизнес-плана | 1 |
12 | Процессы проекта: - Интеграция - Цель - Время | 1 |
1 |
13 | - Финансы - Управление персоналом - Качество |
14 | - Риски - Поставки | 1 |
Организация процесса выполнения проекта: | | |
15 | - Создание школьной фирмы «….» | | 1 |
16 | - Материально-техническое снабжение. | | 2 |
17 | - Производственный процесс. Сбыт | | 8 |
18 | - Инвестирование | | 1 |
19 | - Формирование команды | | 2 |
20 | - Создание сайта | | 1 |
21 | - Реклама | | 1 |
22 | - Финансово-экономический учет | | 2 |
23 | Завершение проекта и анализ его результатов | | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Бараненко С.П., Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М., Цетрполиграф, 2010.
2. Горфинкель В.Я., Предпринимательство: учебник. – М., Юнити-Дана, 2012.
3. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. Учебное пособие. – М., Инфра-М, 2014.
4. Гудырин С.Н. Основы маркетинга. – М. , Вита-пресс, 2005.
5. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011. 6. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.
7. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М. Вита-Пресс, 2007.
8. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.
9. Киреев А.П. Интерактивные уроки. –М., Вита-Пресс, 2009.
10. Котерова Н.П. Основы маркетинга. – М., 2003.
11. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.
12. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
13. Розанова Н.М. Моя фирма. – М., Вита-Пресс, 2010.
14. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
15. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.12 7.2.
Материально-техническое обеспечение Учебное оборудование и дидактические пособия:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная техника;
- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и фотооборудование и т.д.).
Планируемые результаты освоения учащимися данного курса:
-знание базовых экономических понятий и категорий;
-овладение знаниями о предпринимательстве как важной форме человеческой деятельности;
-овладение правовым и экономическим мышлением;
-знание этики цивилизованного предпринимательства;
-уважение к чужой собственности.