СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Основные средства грамматической связи предложений в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Основные средства грамматической связи предложений в тексте.»

Задание. Внимательно прочитайте материалы различных ис­точников. Выпишите наиболее понятное для вас определение, тол­кование. Составьте список признаков текста по всем толкованиям и определениям.

Например: 1. Целостность, 2. .. 3. .. и т. д. Подчеркните в вашем списке признаки, которые встречаются во всех толкованиях и определениях.

Составьте свое определение понятия текст и запишите его.

1. Текст (от лат. - ткань, сплетение, соединение) - объе­диненная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.. (Русский язык. Энциклопедия. -М., 1997.)

2. Текст (лат. - связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. (Ро-зенталь Д. Э., Тепенкова М. А. Словарь-справочник лингвистиче­ских терминов. — М., 1985.)

3. Текст - произведение речи, речевое произведение - реально высказанное (написанное и т. п.) предложение или совокупность предложений (включая отрезок устной или письменной речи лю­бой длины, вплоть до целого литературного произведения, произ­ведения устного творчества и т. п.), могущее, в частности, служить материалом для наблюдения фактов данного языка. (Ахманави О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1969.)

4. Текст, -а, м. Всякая записанная речь (литературное произве­дение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них). Текст сочинений Пушкина. Подлинный текст оперы. С рисунками и тексте.. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1979).

5. Текст, -а, м. 1) Слово, предложение в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочи­нение, документ и т. д., напечатанные, написанные или запечат­ленные в памяти. Текст воинской присяги. Текст пьесы. Записать текст сказки. Г. Ордынский исследован текст аристотелевой «Политики». Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля. От прежнего текста рассказа не осталось камня на камне, каждая гранка исчеркана вдоль и поперек. Федин, Горький среди нас. II От­рывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей. Чтение латинских текстов. Перевод иностранного текста на экзамене. [Митрий Степаныч] наизусть читал тексты священного писания. Гладков, Повесть о детстве. 2) Основной материал какого-либо сочинения, документа и т. п., в отличие от примечаний, комментариев к нему; основная часть на­бора без выносок, подстрочных примечаний, рисунков и т. п. Руко­пись написана слишком мелко, особенно выноски и ссылки, кото­рых наберется не меньше текста. С. Аксаков, литературные и театральные воспоминания. Он ложится па постель и читает «Ниву» за прошлый год, рассматривая давно уже пересмотренные картинки и не пропуская ни одной строчки текста. Гаршин, Ден­щик и офицер. 3) Слова к музыкальному сочинению. Текст песни. [Бородин] добросовестно изучал «Слово о полку Игореве» и Ипатьевскую летопись для выработки подробностей и текста своей оперы. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жиз­ни. 4) Типографское название размера одного из крупнейших шрифтов. (От лат. - связь, соединение.) (Словарь русского языка в IV т. - Т. 4. - М., 1988.)


Задание. Внимательно прочитайте материалы различных ис­точников. Выпишите наиболее понятное для вас определение, тол­кование. Составьте список признаков текста по всем толкованиям и определениям.

Например: 1. Целостность, 2. .. 3. .. и т. д. Подчеркните в вашем списке признаки, которые встречаются во всех толкованиях и определениях.

Составьте свое определение понятия текст и запишите его.

1. Текст (от лат. - ткань, сплетение, соединение) - объе­диненная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.. (Русский язык. Энциклопедия. -М., 1997.)

2. Текст (лат. - связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. (Ро-зенталь Д. Э., Тепенкова М. А. Словарь-справочник лингвистиче­ских терминов. — М., 1985.)

3. Текст - произведение речи, речевое произведение - реально высказанное (написанное и т. п.) предложение или совокупность предложений (включая отрезок устной или письменной речи лю­бой длины, вплоть до целого литературного произведения, произ­ведения устного творчества и т. п.), могущее, в частности, служить материалом для наблюдения фактов данного языка. (Ахманави О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1969.)

4. Текст, -а, м. Всякая записанная речь (литературное произве­дение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них). Текст сочинений Пушкина. Подлинный текст оперы. С рисунками и тексте.. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1979).

5. Текст, -а, м. 1) Слово, предложение в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочи­нение, документ и т. д., напечатанные, написанные или запечат­ленные в памяти. Текст воинской присяги. Текст пьесы. Записать текст сказки. Г. Ордынский исследован текст аристотелевой «Политики». Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля. От прежнего текста рассказа не осталось камня на камне, каждая гранка исчеркана вдоль и поперек. Федин, Горький среди нас. II От­рывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей. Чтение латинских текстов. Перевод иностранного текста на экзамене. [Митрий Степаныч] наизусть читал тексты священного писания. Гладков, Повесть о детстве. 2) Основной материал какого-либо сочинения, документа и т. п., в отличие от примечаний, комментариев к нему; основная часть на­бора без выносок, подстрочных примечаний, рисунков и т. п. Руко­пись написана слишком мелко, особенно выноски и ссылки, кото­рых наберется не меньше текста. С. Аксаков, литературные и театральные воспоминания. Он ложится па постель и читает «Ниву» за прошлый год, рассматривая давно уже пересмотренные картинки и не пропуская ни одной строчки текста. Гаршин, Ден­щик и офицер. 3) Слова к музыкальному сочинению. Текст песни. [Бородин] добросовестно изучал «Слово о полку Игореве» и Ипатьевскую летопись для выработки подробностей и текста своей оперы. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жиз­ни. 4) Типографское название размера одного из крупнейших шрифтов. (От лат. - связь, соединение.) (Словарь русского языка в IV т. - Т. 4. - М., 1988.)

IV. Обобщающее слово учителя о признаках текста.

1. Текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений, порядок слов в предложениях, ин­тонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.

4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего на­писан текст).

5. В тексте всегда есть начало.

6. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (на­чало текста), основная часть, заключение (конец текста).

7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы) - наименьшей составной части темы целого текста, называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст - часть текста, в котором рас­крывается микротема.

8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.

9. Последнее предложение текста должно заканчиваться слова­ми, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, то­гда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все есть, все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.

10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).

V. Итог урока.

Беседа-обобщение.

Учитель. Что вы знаете о тексте? Какие разновидности тек­стов вы знаете? Каковы их особенности?

Слово текст в данных словосочетаниях употребляется в раз­ных значениях. Но есть и что-то общее в семантике, объединяющее эти значения. Что же это?