II. .Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний (задание на «включение» самореализации). Интеллектуальная разминка. | Начнем наш урок с эпиграфа . Дети читают эпиграф: Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная. А.С.Пушкин. - Как вы поняли смысл высказывания? - Что создают авторы. И что мы читаем? Запишите ключевые слова в тетради. - Верно. Тексты. Таким образом, мы сегодня углубим знания по какой теме? ( «Текст») - Любые ли несколько предложений можно назвать текстом? - Чтобы узнать текст перед нами или нет, что мы должны знать? (признаки текста, особенности строения текста) - Попробуйте теперь сами сформулировать тему урока и цель. («Текст. Признаки текста». Цель: сформулировать признаки текста и уметь аргументировать свою точку зрения при выборе доказательств.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
III. Усвоение новых знаний (с опорой на имеющиеся знания по теме, составление опорной схемы). | Любой предмет обладает рядом признаков, которые выделяют его из множества других, помогают узнавать его. Так и текст имеет основные признаки. Назовите их. (Составление кластера) – Слайд № 5. А теперь, опираясь на имеющиеся знания о тексте, выполним упражнения. Индивидуальное задание (2 человека). Остальные учащиеся работают с учителем. Учёный-лингвист Л.В.Щерба отмечал: «Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов». Вам сейчас предстоит самим убедиться в том, что это так. Упражнение 71 . Прочитайте 1 абзац. 1.ученик читает текст, 1 у доски работает с орфограммами и записывает основную мысль текста. Спишите этот отрывок, объясняя пропущенные орфограммы. Какие средства связи вы здесь обнаружили? (параллелизм предложений, повторы, однокоренные слова, синонимы, слова одной тематической группы, контекстуальные антонимы). Пофантазируйте, о чем бы вы задумались, оказавшись в подобной ситуации. Запишите свои мысли (это должен быть текст с типичными его признаками). | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из тестового источника, в том числе с использованием ИКТ. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. |
V. Актуализация полученных знаний. | В будущем году вам предстоит сдавать ЕГЭ. Обратимся к заданиям из демонстрационной версии. Прочитайте текст и выполните задания 22–27. | Познавательные УУД 1. Производить отбор и систематизацию материала. 2. Осуществлять анализ, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций. 3. Группировать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных познавательных задач. 3. Осуществлять речевой самоконтроль. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. | Урок наш подходит к концу, давайте подведём итоги. Снова обратимся к эпиграфу. Сегодня мы следовали за мыслью Пушкина, Щербы, Лескова, Солоухова. А что же стало для вас самым примечательным на уроке? - Что нам удалось сегодня на уроке сделать? - В какой форме происходило повторение? (диалог) - А во время диалога собеседники прислушиваются к мнению друг друга, соглашаются, а иногда и вступают в спор, отстаивая свою позицию. - Так вот для вас, что сегодня на уроке было новым, интересным, а может быть, вы вспомнили и уточнили для себя то, что было для вас непонятным? - Выполнение какого задания вызвало больший интерес? Почему? В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). | Регулятивные УУД, ТОУУ 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |