МКОУ «Долиновская средняя школа»
Тема проекта:
«Вода – одно из самых удивительных
веществ в природе»

Автор проекта:
Ученица 3 класса
Вышневская Ангелина.
Руководитель проекта:
Подкорытова Л.С.
2019г.
Введение
Вода – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух.
Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.
Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она всегда была, она есть и всегда будет.
Актуальность темы исследования: расширение кругозора. Практическое применение знаний, умений, навыков во взаимодействии с окружающим миром. Поиск ответов на вопросы: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.
Цель работы: Узнать причины изменения состояния воды (газообразное, жидкое, твердое). Выяснить, что количество воды в природе не меняется.
Предмет исследования: вода.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Расширить свои знания о воде.
Уточнить, в каких состояниях она существует в природе.
Изучить свойства воды и выяснить её роль в природе.
Провести опыты с водой и льдом.
Сделать правильные выводы.
Описание этапов проекта:
Выяснить, что вода окружает нас повсюду, её состояние разнообразно, а количество воды в природе неизменно.
Узнать, что такое круговорот воды в природе и как он происходит.
Провести исследования воды. Ответить на вопрос «Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?»
Понаблюдать на практике за превращением воды в пар, воды в лёд, т. е. за процессами испарения воды, замораживание воды.
Практическая часть
Узнав о свойствах воды и ее превращениях в природе, мы захотели на практике посмотреть, как вода может находиться в разных состояниях.
Опыт № 1
Проверим, какими качествами обладает вода.
Для этого возьмем питьевую воду и фруктовый сок. Нальем воду в прозрачный стакан. В такой же стакан нальем фруктовый сок. Сравним жидкости органолептическим методом, т.е. сравним их вкус, цвет, запах с помощью наших органов чувств.
Мы сделали вывод, что в отличие от сока, вода - это жидкость без вкуса, запаха и цвета.
Опыт № 2
Возьмем сахар, прозрачный стакан с водой и ложку. Добавим в стакан с водой сахар, перемешиваем. Сравним, изменились ли свойства воды органолептическим методом. Увидим, что сахар из стакана исчез, а вода осталась прозрачной и имеет сладкий вкус.
Мы сделали вывод, что вода является растворителем.
Опыт № 3
Попробуем перевести воду из жидкого состояния в твердое. Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время вытащим формочку и убедимся, что она замерзла и превратилась в лед.
Мы сделали вывод: при низких температурах вода превращается в лед.
Опыт № 4
Проверим, как проходят процессы испарения воды.
Для этого нальем воду в кастрюлю и накроем стеклянной крышкой. Нагреем кастрюлю на газовой плите. Через некоторое время вода в кастрюле закипела, и на крышке появилось испарение. Выключим плиту и охладим крышку. Обнаружим появившийся на ней конденсат. Проследим, куда падают капли.
В ходе опыта мы сделали вывод, что нагреваясь, вода испаряется. Пар оседает на поверхности крышки. Охлажденный пар образует капли воды, которые падают вниз на землю.
Опыт № 5
Узнаем, тонет ли лед? Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Опустим полученный кубик льда в стакан с водой. Лед не утонул в стакане и плавает на поверхности.
Следовательно, лед легче воды. Можно сделать вывод, что именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут.
Заключение
Работая над проектом, мы узнал много интересных сведений о воде:
При нагревании вода расширяется (парообразное состояние).
При охлаждении вода сжимается (жидкое состояние).
При замерзании вода опять расширяется (твердое состояние).
Вода необходима для всех живых существ, растений и животных. Человек должен беречь воду от загрязнения. Вода – это источник жизни на Земле.