СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Краеведение на уроках географии и биологии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План выступлений

 

1.И.В. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрены: федеральный (инвариантная часть) и национально-региональный компоненты (вариативная часть) содержания образования краеведческой направленности.

1.С.А. Этот закон рекомендует преподавание интегрированного учебного предмета Краеведение или преподавание краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

 

2.И.В. Краеведение –  важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического  воспитания. Краеведение  воспитывает любовь и уважение к своей малой родине, формирует гражданскую позицию.

2.С.А. Как изучать родной край? На уроках, в  кружках и обществах, на экскурсиях и в туристических походах, на встречах с местными краеведами, вечерах, конкурсах, олимпиадах и т.п.

 

3.И.В. Печатных изданий по краеведению Ростовской области  не очень много, это……..

3.С.А. Многие районы Ростовской области по инициативе учителей и краеведов составляют рабочие тетради и пособия для изучения родного края на уроках. Созданы рабочие тетради по краеведению в Неклиновском, Зимовниковском и др. районах области. В них много увлекательных и занимательных  заданий, кроссвордов, практических работ, которые можно использовать не только на уроках.

 

4.И.В. Рабочая группа учителей Волгодонска  под руководством методиста Савельевой  О.А. ВО ИПЦ, во главе автора идеи и главного составителя  проекта  Кустовой Л.А. – создали мультимедийный диск – Краеведение. Мой город Волгодонск. В структуре мультимедийной программы по краеведению:  уроки, практические работы, проверочные работы, статистика, приложение с дополнительным материалом.

 

5.С.А. Сейчас, используя материалы данных пособий, проведём небольшой мастер класс по изучению родного края.

5.И.В. Итак, перед нами чёрный ящик. Творческие группы получают предметы и объясняют, как они связаны с нашим родным краем:

1 группа – пшеница, ленты; 2 группа – тростник, саман;  3 группа – шерсть, полынь.

 

6.С.А. ( пока команды думают , обращаемся к публике) Издавна преобладающие народности в Войске Донском имели свой цвет. Какой цвет был у казаков? (синий). У калмыков? (жёлтый). У русских? (алый) А что означает белый цвет? (Единение всех народов,  неотрывность от России).

- Давайте проверим, знаете ли вы символику Волгодонска. Раскрасьте наш герб.

( раздаются листочки, на которых изображен герб Волгодонска, его нужно раскрасить ).

 

 

7.8.9.И.В. Выслушаем ответы каждой команды.( задание черного ящика) Следующие задание для команд. Прослушав видеофрагмент, установите правильную последовательность смены племён и народов на Дону, пронумеровав их.

 

 Проверим правильно  ли раскрасили герб

 

10.11.С.А..Ответы команд правильно ли они установили последовательность смены племен и народов на Дону.

 

 

 

 

 

 

 Данное задание для команд, предлагает нам стать архитекторами древнего жилища.

 

 

12.13.И.В. Пока команды думают, мы с вами (публика) разгадаем кроссворд. Названия нескольких городов нашей области оканчивается на «ск». Назовите эти   названия в горизонтальные строчки     пирамиды.

 

14.15.С.А. Команды готовы ответить, проверяем

 Саман – 4, 5

Крыша – 1, 3, 4, 5, 7

Окно – 2

Дверь-завесь – 7

Плетень – 1, 6

 

 

 

 

Составьте пищевую цепь поступления вредных веществ в организм человека. 1.Щука. 2.Человек. 3.Окунь. 4.Пшеничное поле возле реки.5.Малёк. 6.Водоросли.

Вы должны выйти к доске и показать  пирамиду с помощью карточек, на которых написаны слова под номерами.

     

16.17. 18. 19. И.В.Уважаемые коллеги для выполнения этого задания необходимо ручка и бумага. И так мы с вами делимся на 1 вариант и 2 вариант. Задания называется «Географический диктант». Я задаю вопрос вы записываете номер правильного ответа , 1 вар номера слева, 2 вар номера справа.

 

20. И.В.

 У вас должно получиться четыре цифры, если их правильно расположить, то мы получим очень значимую дату для нашей области. Что это за дата?

Правильный ответ это 13 сентября  1937 г дата образования ростовской области.

 

21. 22. С.А. Проверим составление пищевой цепи.

Участники выходят к доске и показывают пирамиду с помощью карточек, на которых написаны слова под номерами

 

 

 

 

 

Изучение родного края невозможно без использования карт. Сейчас мы совершим небольшую экскурсию по Волгодонскому району.

 

23.С.А.Пользуясь картой Ростовской области, ответим на вопросы слайда.

1.Станица Романовская

2.Потапов, Семёнкин

3.Дубенцовская

4.Морозов

5.Большовская

 

24- 28.И.В.Все мы в детстве мечтали о путешествиях и дальних странах. Но, оказывается, много удивительного находится рядом. Одним из таких чудес нашей области является озеро Пелёнкино Азовского района с лечебными грязями. Расстояние от Волгодонска до него – 270 км. Пользуясь картой в рабочей тетради, прочертите примерный маршрут до г. Азова.

 

29-34.И.В. Преодолев 97 км, мы приезжаем в г. Новочеркасск, где находится жемчужина православного зодчества Войсковой Вознесенский собор. Также прочерчиваем маршрут по карте до г. Новочеркасска.

 

35-36 .И.В. Далее наш путь лежит на окраину г. Красный Сулин, где в хуторе Скелеватка расположен этот удивительный природный объект. Высота Скелеватой скалы достигает 25 метров, а в длину она тянется более чем на километр. Мы проезжаем 77 км, не забывая отмечать маршрут по карте.

 

37-41 .И.В.Через 66 км мы оказывается в населённом пункте Углеродовский Каменского района, где можно увидеть уникальные донские водопады. Один водопад – под названием «Косы» расположен на восточной стороне каньона, а на противоположной стороне «Две слезы» высотой метров в десять. Отмечаем пройденный путь на карте.

 

42-44 .И.В.В 30 км от г. Каменск-Шахтинского располагается посёлок Чистоозёрный, где находится самый большой по длине затопленный бывший карьер в Ростовской области. Из-за вытянутой формы каньон иногда называют червяком. Вода в озере чистая, прозрачная, видимость 5-7 метров. Из-за каменистого дна тут практически нет ила. Продолжаем отмечать маршрут на карте.

 

45-50.И.В. А теперь отправляемся на север области в  Мигульский монастырь. Настоящее чудо – древний подземный монастырь в нескольких километрах от станицы Мигулинской Верхнедонского района. Отмечаем маршрут на карте.

 

51.С.А. Наш путь лежит на восток области в Орловский район, где находится Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский». Его украшением является солёное озеро Маныч-Гудило с островами Птичий, где живут краснокнижные виды птиц и Водный – местом обитания донских мустангов.

 

52.С.А. Возвращаемся мы в г. Волгодонск через село Дубовское и станицу Жуковскую.

 

53.С.А. Вблизи станицы Жуковской можно увидеть крутые отроги Ергенинской возвышенности. В природе всё взаимосвязано и гармонично. У вас на столах лежат краски с кисточками  и стоят стаканы с водой. Возьмём кисть с жёлтой краской, олицетворяющей Солнце, и опустим её в стакан с водой. Что получили? (Приятный лимонный цвет). Теперь возьмём кисть с синей краской, олицетворяющей воздух и воду. Получаем красивое сочетание цветов. Добавим зелёной краски –  символа растений. Наблюдаем гармонию цветов. А теперь добавим чёрного цвета, олицетворяющего деятельность человека. Что получаем? (Некрасивый цвет).

 

54.И.В. На основании проведённого опыта можно сделать вывод о том, что человек, вооружённый краеведческими знаниями никогда не нанесёт вреда живой и неживой природе. Ведь в ней всё взаимосвязано, наше здоровье и продолжительность жизни зависят от состояния окружающей среды. У вас на столах лежат конверты со словами, составьте из них предложения и зачитайте.

1. Краеведение способствует общему образованию, расширяет кругозор.

2. Краеведение формирует практические умения, помогает в выборе профессии.

3.Краеведение – важнейшее средство всестороннего развития личности.

Видеофрангмент