СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования для обучающихся "Юный географ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественно-научной направленности

"Юный географ»

 

Возраст обучающихся: 13-14лет

Срок реализации: 1года

 

Автор-составитель: Мешалкина Вера Ивановна

 учитель географии и биологии:

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

Сергиевка

2016 г.

 

 

Паспорт программы

 

Полное наименование программы: Юный географ

 

Руководитель:  Шиповская Светлана  Вячеславовна

 

Рецензент: Тимофеев Александр Юрьевич, зам директора по УВР филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1 в  с. Сергиевка

 

Организация – заявитель: филиал МБОУ Токаревской  СОШ №1 в селе Сергиевка

 

Организация- исполнитель: Муниципальное  бюджетное      

                                                общеобразовательное учреждение

                                                Токарёвская средняя           

                                                общеобразовательная школа №1

                                                филиал в селе Сергиевка         

                                                Токаревского района  

                                                Тамбовской области

 

Адрес , телефон организации исполнителя: с. Сергиевка Токаревского района  

                                                                           Тамбовской области

                                                                           8-(47557) -41- 2-83

 

Ф.И.О., должность составителя: Мешалкина В.И.-  учитель географии и       

                                                        биологии  филиала МБОУ Токаревской  

                                                        СОШ №1 в  с. Сергиевка

 

География программы: Филиал  МБОУ Токаревской  СОШ №1 в  с. Сергиевка

 

Целевые группы: возраст детей: 13-14 лет

 

Цель программы: формирование мотивации у обучающихся к  туристско-    

                               краеведческой  деятельности

 

Направленность программы:  туристско – краеведческая

 

Срок реализации: 1 года

 

Вид программы: модифицированная

 

Уровень реализации: креативный

 

Уровень освоения: краткосрочный

 

 

Пояснительная записка

 

          Настоящая  дополнительная  образовательная  программа предназначена для организации обучения основам географических знаний обучающихся.

Модифицированная, по уровню освоения  -  общекультурная, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности -  интегрированная.

        Направленность  образовательной программы    

            -  туристско- краеведческая

 Содержание  дополнительной образовательной программы направлено на:

 

         * реализацию  деятельностного  подхода к образованию,  на развитие познавательных навыков у учащихся, на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

        * формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках географии, краеведении и в реальной жизни для решения практических задач.

 

 Новизна  образовательной программы

         Учебный план филиала МБОУ Токарёвской  СОШ №1 в селе Сергиевка  не предусматривает изучение предмета « Юный географ» как учебного курса, но данная программа интегрирует и расширяет содержание соответствующих разделов природоведения, биологии, географии, ОБЖ, используя краеведческий материал музея школы. Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению  образовательных программ  дополнительного образования детей  Министерства образования РФ, дополняет и у углубляет программы «ОБЖ», «Биология», «Краеведение», «Физическая культура». Программа  рассматривает темы,  касающиеся подготовки и осуществления, как простого туристического похода, так и сложного, опасного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов  продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях, например в зоне ближайшего стихийного бедствия.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования для обучающихся "Юный географ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токаревская средняя образовательная школа №1


Принято на Утверждаю

заседании педагогического совета Директор МБОУ Токаревской СОШ №1

МБОУ Токаревской СОШ №1 ___________/С.В. Шиповская/

Протокол №____

от «____»_____20___г№__ Приказ № от «____» 20___г.№___





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественно-научной направленности

"Юный географ»


Возраст обучающихся: 13-14лет

Срок реализации: 1года


Автор-составитель: Мешалкина Вера Ивановна

учитель географии и биологии:





















Сергиевка

2016 г.



Паспорт программы


Полное наименование программы: Юный географ


Руководитель: Шиповская Светлана Вячеславовна


Рецензент: Тимофеев Александр Юрьевич, зам директора по УВР филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Сергиевка


Организация – заявитель: филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в селе Сергиевка


Организация- исполнитель: Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя

общеобразовательная школа №1

филиал в селе Сергиевка

Токаревского района

Тамбовской области


Адрес , телефон организации исполнителя: с. Сергиевка Токаревского района

Тамбовской области

8-(47557) -41- 2-83


Ф.И.О., должность составителя: Мешалкина В.И.- учитель географии и

биологии филиала МБОУ Токаревской

СОШ №1 в с. Сергиевка


География программы: Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Сергиевка


Целевые группы: возраст детей: 13-14 лет


Цель программы: формирование мотивации у обучающихся к туристско-

краеведческой деятельности


Направленность программы: туристско – краеведческая


Срок реализации: 1 года


Вид программы: модифицированная


Уровень реализации: креативный


Уровень освоения: краткосрочный



Пояснительная записка


Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для организации обучения основам географических знаний обучающихся.

Модифицированная, по уровню освоения - общекультурная, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная.

Направленность образовательной программы

- туристско- краеведческая

Содержание дополнительной образовательной программы направлено на:


* реализацию деятельностного подхода к образованию, на развитие познавательных навыков у учащихся, на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

* формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках географии, краеведении и в реальной жизни для решения практических задач.


Новизна образовательной программы

Учебный план филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1 в селе Сергиевка не предусматривает изучение предмета « Юный географ» как учебного курса, но данная программа интегрирует и расширяет содержание соответствующих разделов природоведения, биологии, географии, ОБЖ, используя краеведческий материал музея школы. Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению  образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и у углубляет программы «ОБЖ», «Биология», «Краеведение», «Физическая культура». Программа рассматривает темы,  касающиеся подготовки и осуществления, как простого туристического похода, так и сложного, опасного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов  продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях, например в зоне ближайшего стихийного бедствия.


Актуальность

Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы краеведческого и географического развития школьников.

Материал в предлагаемой программе не изучается в школьном учебном плане, вместе с тем развивает интерес и любовь к географии и краеведению, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся, нередко вносит элементы здорового отдыха, создаёт у них хорошее настроение. Способствует интересу знаний обучающихся, развитию их дарования, логического мышления, расширяет их кругозор. Обучающиеся проявляют творческую самостоятельность в составлении различных задач, среди них устанавливаются атмосфера соревнований, борьба за лучшее составление ребусов, головоломок.




Педагогическая целесообразность

Туристско- краеведческое образование ставит своей целью развитие познавательного интереса обучающихся. В тематическом планировании представлены различные формы проведения занятий: уроки, путешествия, экскурсии, практикумы. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений оценивать, объяснять, прогнозировать, определять, называть и показывать т.е. способствуют планированию результатов обучения.


Цель образовательной программы:

формирование мотивации у обучающихся к туристско- краеведческой деятельности.


Образовательные задачи:

      • формировать у обучающихся умения проектной деятельности;

      • способствовать овладению обучающимися навыками поведения в туристическом походе, путешествии;

      • обучать правилам безопасности и оказанию экстренной медицинской помощи в туристических походах;

      • создать условия к освоению обучающимися умений и навыков ориентировки на местности;

      • углубить теоретические и практические знания обучающихся в области туризма.


Развивающие задачи:

      • углублять знания по предметам экологии, географии, ОБЖ, истории и др.;

      • развивать умения обучающихся основам ориентирования;

      • развивать интерес и потребность к туризму и спорту;

      • расширять географический кругозор обучающихся ;

      • развивать наблюдательность и находчивость.


Воспитательные задачи:

      • обеспечить профилактику асоциального поведения;

      • воспитывать патриотические и духовно-нравственные чувства у обучающихся;

      • способствовать социальному развитию личности;

      • воспитывать трудолюбие, волевые качества.


В процессе освоения курса обучающиеся получают знания:


- географическое положение села;

- как составить прогноз погоды;

- особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;

- природные комплексы своей местности;

- построение градусной сетки на карте.


На основе усвоенных знаний формируются умения:


- определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

- находить по географической карте географические объекты, направления, расстояния, географические координаты;

- охранять природу своей местности.

Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе федеральной образовательной программы по географии и экологии для основной школы, программы кружка для занятий с обучающимися туристско-краеведческого направления.

Образовательная программа предназначена для подростков в возрасте 13-14 лет, проявляющих интерес к учебным предметам: географии, экологии, биологии, любящих родной край, путешествовать и имеющих желание защищать и преумножать богатства родного края, расширить и углубить свои знания в этой области, овладеть практическими навыками.

Данная программа рассчитана на 1 года изучения (35часов)

Для освоения данной образовательной программы предусмотрены следующие формы обучения:

- индивидуальный;

- индивидуально-групповой;

- фронтальный.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- частно- поисковые;

- исследовательские.

Занятия могут быть комбинированными, теоретическими, практическими.

Предусмотрены также выставки, наблюдения, викторины.

Формами текущего контроля являются:

предоставление конспектов, отчетов практических работ и экскурсий, составление схем маршрутов, оформление фотовыставки «Наши экскурсии», проектной деятельности, подготовка выступлений и докладов.

Виды контроля:

Формой итогового контроля реализации дополнительной образовательной программы «Юный географ» является фотовыставка «Наши экскурсии». Материалы должны быть оформлены в виде выставки.


Режим занятий: 1час в неделю (35часов на 1год).




Учебно - тематический план




Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

I

1.1

Вводное занятие

Составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационный)


1


1


II

Родной край

39



2.1

История прошлого села


2

1

1

2.2

Экскурсия в школьный музей« Возникновение нашего родного села»


4

2

2

2.3

Растительный и животный мир местности

4

2

2

2.4

Экскурсия

«Зеленый наряд села»

(эколого-флористическая экскурсия)




4



2



2

2.5

Личное снаряжение, организация привала



2


1


1

2.6

Постановка палатки и виды костров

2

1

1

2.7

Преодоление водных препятствий



2


1


1

2.8

Ориентирование в лесу и на местности



2


1


1

2.9

Питьевой режим.

Воспитание бережливости к воде



2


1


1

2.10

Времена года


2

2


2.11

Местные признаки изменения погоды

2

1

1


2.12

Операция

«Мастерим домики для птиц»


4


2


2

2.13

Поэты и писатели о нашем крае



2


1


1

2.14

Поход-соревнование «Юный географ»

6

1

5

III


Какие бывают карты

27






3.1

Загляните в прошлое. Карты Эратосфена. Викторина «Знатоки»


2


1


1

3.2

События и явления на картах

Путешествие «Где это находится?»


2


1


1

3.3

Бывают и другие карты

Практическая работа «Немая карта»

2

1

1

3.4

Модель земли.

От глобуса к карте.

Игра «Карта Робинзона»



2


2


3.5

Изменение расстояний площадей и координат



2


2


3.6

Путешествия по картам «Составь карту»

2


1

1

3.7

На помощь приходит аэрофотосъёмка

2

2


3.8

Космическая картография

2

2


3.9

Выдающиеся ученые географы -путешественники


2


2


3.10

Географическая викторина

« Что? Где? Когда?»


4


1


3

IV

Подведение итогов

5



4.1

Оформление результатов исследований.

Защита проектов


3


1


2

4.2

Фотовыставка

«Наши экскурсии»

2

1

1


Всего, из них

35

10

32


Практических работ


10




Экскурсий

4




Походов


4






Содержание программы

(35часов)

I.Вводное занятие: 1час


Выбор актива кружка, знакомство с планом работы, объяснение целей и задач программы. Техника безопасности.


II. Родной край: 20часов


  • Возникновение нашего родного села. История прошлого села.

Практическая работа №1 «Географическое положение на карте».

Экскурсия в краеведческий школьный музей « Возникновение нашего родного села».

  • Определение различных видов растений и животных (интересные представители родного края). Охрана лекарственных растений и редких животных родного края.

Экскурсия «Зеленый наряд села» (эколого-флористическая экскурсия) 2часа.

  • Знакомство с правилами поведения в природе. Личное снаряжение. Сбор в поход. Укладка вещей.

Практическая работа №2 « Сбираемся в поход».

  • Необходимые вещи для похода, экскурсии. Организация привала, место для привала небольшая поляна. Место для привала в горах. Дневной и ночной привал. Постановка палатки. Площадка для палатки, место расположения. Палатки бывают двух видов: двухскатные и шатровые. Виды костров и их разжигание.

Практическая работа№3«Установка палатки и разжигание костра».

Игра «Привал».

  • Преодоление препятствий. Организация переправы, подъем и спуск по крутым склонам. Оказание первой помощи пострадавшему в походе.

Практическая работа№4 « Преодоление препятствий».

  • Ориентирование на местности. Ориентирование без компаса. Азимут и хождение по азимуту. Определение на глаз расстояний до предмета и его высоты. Ведение дневника в походе и зарисовки, записи.

Практическая работа №5 «Ориентирование на местности».

  • Питьевой режим. Приготовление пищи ( туристический суп, каша и компот). Источник загрязнения воды. Воспитание бережливости к воде.

Беседа: «Без воды нет жизни».


  • Времена года. Какие они времена года. Народный календарь природы.

  • Местные признаки изменения погоды. Изготовление искусственных гнездовий для птиц. Виды кормушек и корма для птиц. Развешивание кормушек и наблюдение за птицами.

Операция «Мастерим домики для птиц».

Практическая работа №6 « Покормите птиц зимой».

  • Поэты и писатели о нашем крае.

Практическая работа №7 подготовка и проведение похода «Юный географ»


III Какие бывают карты: 11 часов


  • Заглянем в прошлое карты Эратосфена. Тайны арабских карт. Ошибки на карте.

Викторина «Знатоки».

  • События и явления на картах. Карты на разные темы. Истории карт. В чем отличие плана от карты, условные знаки. Карта на один день.

Путешествие « Где это находится?».

  • Бывают и другие карты. Карта туристов, спортсменов. Иллюстрации, карикатуры.

Практическая работа №8 «Немая карта».

  • Модель Земли. Земной шар на сетке параллелей и меридианов. Шкала глобуса, широта и долгота. От глобуса к карте. Перенос градусной сетки с глобуса на плоскость.

Игра «Карта Робинзона».

  • Изменение расстояний, площадей и координат. Измерение Гулливера. Определение географических координат.

  • Путешествия по картам в кресле не выходя из дома. Чтение карт. Путешествие начинается с карты и заканчивается картой.

Практическая работа № 9 «Составь карту».

  • На помощь приходит аэрофотосъёмка. Знакомство с аэрофотосъёмками. Снимки в трех измерениях.

  • Космическая картография. Вид Земли из космоса. Составление карт по космическим снимкам.

  • Выдающиеся ученые географы, путешественники. Создатели карт топографы, геодезисты. «Карта – второй язык географии».

Практическая работа № 10 географическая викторина « Что? Где? Когда?».


IV Подведение итогов: 3часа

  • Защита проектов членами кружка. Оформление фотовыставки по итогам работы кружка.



Методическое обеспечение


п/п

Тема урока

Форма занятий

Форма контроля

Тема 1. Вводное занятие. 1час


1

Составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационный)


беседа


анкетирование

Тема 2. Родной край. 39часов

2

История прошлого села

комбинированный

конспект

3-4

Экскурсия в школьный музей « Возникновение нашего родного села»

практическая работа №1

отчет

5

Растительный и животный мир местности

комбинированный

конспект

6-7

Экскурсия

«Зеленый наряд села»

(эколого-флористическая экскурсия)


трудовой десант

стенгазета

8-9

Личное снаряжение, организация привала


практическая работа №2

отчет

10-11

Постановка палатки и виды костров

практическая работа №3

игра

12

Преодоление водных препятствий


практическая работа №4

отчет

13

Ориентирование в лесу и на местности


практическая работа №5

конспект

14

Питьевой режим.

Воспитание бережливости к воде


комбинированный

конспект

15

Времена года


комбинированный

конспект

16

Местные признаки изменения погоды

комбинированный

конспект

17-18

Операция

«Мастерим домики для птиц»

практическая работа №6

выставка

19

Поэты и писатели о нашем крае


комбинированный

конспект

20-21

Поход-соревнование «Юный географ»

поход

отчет

Тема 3. Какие бывают карты. 30часов

22

Загляните в прошлое. Карты Эратосфена. Викторина «Знатоки»

изучение нового материала

викторина

23

События и явления на картах

Путешествие «Где это находится?»

путешествие

конспект

24

Бывают и другие карты

Практическая работа «Немая карта»

практическая работа №8

отчет

25

Модель земли.

От глобуса к карте.

Игра «Карта Робинзона»


беседа

игра

26

Изменение расстояний площадей и координат


изучение нового материала

конспект

27

Путешествия по картам «Составь карту»

практическая работа №9

отчет

28

На помощь приходит аэрофотосъёмка

изучение нового материала

конспект

29

Космическая картография

изучение нового материала

конспект

30

Выдающиеся ученые географы -путешественники

деловая игра

выступления

31-32

Географическая викторина

« Что? Где? Когда?»

практическая работа №10

Викторина

Тема 4. подведение итогов. 3 часов

33-35

Защита проектов членами кружка

Оформление фотовыставки по итогам работы кружка








Материально- техническое обеспечение программы дополнительного образования « Юный географ»


  1. Компьютер с выходом в Internet-1

  2. Гербарии

  3. Термометр-1

  4. Барометр- 1

  5. Компасы- 6

  6. Рулетки-2

  7. Нивелир-1

  8. Планшет- 1

  9. Палатка-1

  10. Карты мира-2

  11. Карта России-1

  12. Карты Тамбовской области-5

  13. Картографические таблицы-1

  14. Учебные картины

  15. Портреты путешественников и исследователей





Список литературы, используемый педагогом при написании образовательной программы



  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде ( что мы о ней знаем и что не знаем) /П.И. Астапенко-2е изд. СИП, и дополнительная литература Гидрометиоиздат 2006 г.

  2. Буйвалова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив, документы и материалы. – М.; Просвещение,2008г.

  3. География: «Раннее развитие детей» - География детям

Сайт:http:// www/danilova.ru

  1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ, редактор –составитель З.И. Невдахина. Выпуск 3. – М.; Народное образование, 2007 г.

  2. Журналы: «География в школе», «Биология в школе», «Человек и природа».

  3. Занимательная география в летнем лагере, г. Тамбов, Тамбовский дом творчества детей и юношества, 2005г.

  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие

для преподавателей. СПб.:КАРО, 2004 г.

  1. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы/ В.И. Сиротин Просвещение, 2003г.

  2. Студенцов Я.Я. Занимательные географические задачи и вопросы, пособие для учителей / Студенцов Я.Я. 3- издание- М; Просвещение 2006 г.










Список литературы, рекомендованный учащимся, для успешного освоения данной программы



  1. Завьялов А.Я.Занимательные вопросы юного географа. М; Просвещение, 2007г.

  2. Земля и люди: Географический календарь – М.,: Мысли.

  3. Куприн А.М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы / А.М. Куприн –М.,: Просвещение 2009 г.

  4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

  5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

  6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2007 г.

  7. Пивоварова Г.Я. По страницам занимательной географии: Книга для учащихся 6-8 классов /Г.Я. Пивоварова- М; Просвещение, 2005г.

  8. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. Педагогика, 2011г.









Приложения к программе


Словарь специальных терминов

Актив наиболее деятельная часть коллектива. Некоторые считают

активом только тех, кого выбрали. Актив – понятие широкое; это

все те, кто активно участвует во всех делах кружка, различных

клубов или объединений.

Анкета – сбор сведений путем получения ответов на определенные

вопросы .Метод, который все чаще используют учителя

в своей работе. С помощью анкеты учителя узнают желания,

увлечения, настроения своих учащихся.

Байдарка – узкая и легкая спортивная лодка без уключин. Проста по

устройству и легко может быть изготовлена самими учащимися

Балл - цифровая система оценки знаний учащихся. Часто применяется

для оценки результатов участников различных соревнований.

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой- либо

темой – литературной, географической, исторической и т. д.

Издаются специальные сборники, в которых публикуются вопросы

для викторины.

Воспитатель- тот, кто воспитывает кого – либо.

Выставка – публичный показ каких – либо предметов. На выставках

показывают различные самоделки, модели, стенные газеты,

рисунки, фотографии и т. п.

Дежурный- человек, выполняющий какие – либо обязанности в порядке

очереди. В туристических лагерях дежурные следят за порядком

дня в лагере, чистотой, организуют питание учащихся.

Забота – одно из важных слов лексикона. Учащиеся проявляют заботу о

престарелых людях и инвалидах войны, заботу о своих товарищах

больных, попавших в беду, слабых и т. д.; заботу о природе –

птицах, животных, растениях.

Инструктор- человек, овладевший каким – нибудь мастерством и

передающий свои умения и навыки другим людям.

Информатор – учащиеся, передающий информацию своим товарищам.

Игра - один из самых действенных методов работы с учащимися.

Карта – географическая – изображение части поверхности земли.

Карта - изображение микрорайона школы – зоны действия с

обозначением условными знаками всех объектов.

Класс - помещение для школьных занятий; коллектив школьников,

занимающихся в одном классе.

Компас- прибор для ориентирования на местности. Компас нужен

отправляющемуся в поход, принимающей участие в соревнованиях

по ориентированию на местности.

Кормушка - очень нужное приспособление для помощи зимующим

птицам. Пусть будет больше кормушек в парках, лесах, садах.

Котелок - необходимая принадлежность для туристических походов.

Костер - сбор, проводимый у горящего костра, один из самых

увлекательных вечеров для учащихся всех возрастов.











Памятка родителям

участников полевого туристско-краеведческого мероприятия.

Дорогие родители!

Вы отправляете своего ребенка в туристский поход (полевой учебно-тренировочный сбор, экспедицию, лагерь). Проверьте себя – чего Вы о походе не знаете.

Чтобы пойти в поход, учащемуся необходимо представить справку от школьной медсестры или врача в поликлинике о том, что он по состоянию здоровья может ходить в туристские походы. За сутки до отъезда в поход Вам необходимо взять справку из Санэпидстанции об отсутствии инфекционных заболеваний в Вашей квартире.

В походе Вашего ребенка может укусить клещ. Он может укусить его не только в походе, но и на даче, в лагере и даже в городском парке. Поэтому мы рекомендуем Вам привить Вашего ребенка от клещевого энцефалита. Городской Станцией юных туристов разработана ИНСТРУКЦИЯ о порядке подготовки и проведения полевых туристско-краеведческих мероприятий объединений учащихся в связи с риском заражения клещевым энцефалитом (ИОТ- 09- 2003). Познакомьтесь, пожалуйста с ней, особенно с тем пунктом, в котором говорится об отказе от претензий к учреждению.

Вес рюкзака Вашего ребенка Вы можете определить, взвесив его дома непосредственно перед выходом. Именно такие рюкзаки носили и носят юные туристы на протяжении последних десятилетий и на здоровье не жалуются.

В походе Ваши дети ночуют в палатках в спальных мешках, на тех ковриках, которые Вы им дали с собой. На случай дождя над палатками устанавливает тент, и палатки не промокают, если только Ваши дети не повалили палатку в натекшую с тента лужу.

Если Ваши дети все же промокли – не в палатке, но днем под дождем, в рюкзаке у них должна найтись сухая одежда и они САМИ должны вспомнить о том, что нужно переодеться. Поймите: спортивный туризм не даром называется САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ. В походе Ваши дети должны ВСЕ делать сами – в этом и заключается педагогический смысл путешествия!

Ваши дети пьют воду из попадающихся на маршруте колодцев, родников, ручьев и озер. Вода обеззараживается и кипятится. Не кипяченую воду пить запрещается.

Ваши дети сами готовят себе пищу на костре и готовят ее из тех продуктов, которые несут в своих рюкзаках. Полный список продуктов находится у ребенка, отвечающего за питание в путешествии. В поход не берут скоропортящиеся продукты, используют в основном сублиматы, поэтому не давайте детям «на первые дни» бутерброды с вареной колбасой! Ничего не давайте! Походный рацион сбалансирован, и не надо его нарушать. Может быть, Ваши дети почувствуют большой аппетит: физическая активность на свежем воздухе неминуемо к этому приведет. Может быть, Ваши дети весь поход будут не прочь что-нибудь съесть. Может быть, они даже и похудеют чуть-чуть, как худеют спортсмены, особенно если до похода у них был лишний вес. Но по возвращении они его наберут. Главное, будьте уверены – в походе Ваши дети не голодают и без бутербродов, которые Вы им могли бы вручить.

Готовя пищу, Ваши дети находятся возле костра. Они могут обжечься, особенно, если не будут выполнять правила, которым их учили в течение учебного года, которые им повторили перед походом и о которых напоминают непосредственно в путешествии. Если такое случится, руководитель группы окажет им необходимую помощь.

Еще Ваши дети сами пилят и колют дрова, сами перепрыгивают через канавы, переходят вброд реки. Все в путешествии происходит под наблюдением руководителя группы и должно случаться по правилам. Опасность, которой дети подвергаются в путешествии намного меньше опасности, которой они подвергаются на даче, когда на весь день уходят с участка и даже забывают появиться к обеду.

Если участники путешествия готовились нему в течение учебного года, тогда возможность какого-то происшествия еще менее вероятна, чем возможность происшествия в лагере. В поход идут единомышленники, идут, хорошо зная друг друга, идут с педагогом, которого дети знают, и который знает детей.

Тем не менее, все всегда может случиться. Застрахуйте Ваших детей. И не спешите возлагать ответственность за происшествие в путешествии на педагогов. Городской Станцией юных туристов разработаны инструкции о мерах по обеспечению безопасности на туристских соревнованиях (ИОТ-11-2003) и в путешествиях (ИОТ-6-2003, ИОТ-8-2003), по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (ИОТ-4-2003) и другие. Инструкции должны выполняться. Что еще можно сделать для безопасности наших детей? Предлагайте, мы выслушаем Ваши предложения.

Врач в походной группе отсутствует. Походная аптечка находится у руководителя группы. Руководитель группы в состоянии оказать доврачебную помощь и отправить заболевшего участника путешествия домой вместе со своим заместителем. Для этого с каждой группой в поход отправляются два ответственных взрослых.





Экологический турнир

(сценарий для учащихся 5-7 классов)

Правила:

  1. В турнире участвуют две—три команды.

  2. У каждой команды должен быть Совет консультан­тов из числа болельщиков.

  3. К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитаю­щихся баллов.

Визитная карточка

Жюри по пятибалльной системе оценивает сценические костюмы, название, девиз команды и ее герб.

Конкурс-разминка «Иx нужно спасти»

Команды получают по комплекту открыток «Красная книга: животные и растения». Ведущий зачитывает текст. Задача команд — выбрать из открыток ту, на ко­торой изображен правильный ответ на вопрос, опере­див при этом соперников. За каждый правильный от­вет команда получает 1 балл. Варианты заданий:

1. Эта замечательно красивая птица – единственный представитель в своем семействе. Живет она по все­му земному шару. Она несколько крупнее коршуна и заметно отличается от него светлой окраской. Селит­ся около рек, озер, морей. Теперь эта птица стано­вится редкостью не только у нас, но и в других стра­нах, где взята под охрану. В зоопарках нашей страны
эти птицы не содержатся. (Скопа.)

  1. Птица относится к семейству падальщиков. Это очень красивая птица с пучком волосовидных перьев под клювом. Ее заостренные, как у сокола, крылья до­стигают в размахе трех метров. В Западной Европе этих птиц разводят только в неволе, чтобы вернуть в Альпы. В московском зоопарке пара этих птиц раз­множается уже свыше десятилетия. Посетители могут видеть сына этой пары по кличке Дракон. (Бородач.)

  2. Одно из немногих животных, умеющих пользо­ваться орудиями труда. Достав со дна моря раковину, оно, лежа на спине и пристроив ее у себя на груди, разбивает раковину заранее припасенным камнем. В таком же положении самка кормит детеныша. Еще в прошлом столетии они водились на огромном про­странстве вод Тихого океана, начиная от Курильских островов вдоль побережья Камчатки, Командорских и Алеутских остров до побережья Северной Америки. Из-за великолепного, самого дорогого меха этих жи­вотных безжалостно истребляли, и уже в начале про­шлого века они оказались на грани исчезновения. В зоопарках страны они не содержались. (Калан.)

  3. Самый крупный грызун и лесоруб нашей фауны. Его мех с давних пор ценился очень высоко. Вырубка лесов в поймах рек привела к резкому сокращению поголовья животного. В 20-30 годах прошлого столе­тия насчитывалось всего несколько сотен зверьков.

Существует два подвида этих животных: европейский и азиатский, который сохранился всего в двух райо­нах Сибири, несколько сотен зверьков - на севере Урала, по рекам Конде и Сосьве, и всего несколько десятков - в верховьях Енисея в Саянах. Азиатский подвид занесен в Красную книгу. (Бобр.)

  1. Крупнейший среди своих собратьев и всех живот­ных, когда-либо населявших Землю. Вес его может достигать ста пятидесяти тонн. Обычная длина взрос­лого животного - 23-24 метра. Рыбу он не ест, его пища - маленькие рачки. У наших берегов встречает­ся северный вид этого животного. Как исчезающее оно занесено в Международную Красную книгу охраны природы и природных

  2. команда получает дополнительно 1 балл.

Конкурс болельщиков «Экокомфорт»

Правильный ответ оценивается в 1 балл и зачисляется в актив команды, за которую болеет ученик, давший правильный ответ. Вопросы:

  1. Из какого материала и почему должен быть пост­роен дом с точки зрения экологической безопаснос­ти? (Из дерева и кирпича, так как эти материалы ме­нее радиоактивны, чем, например, глиноземье, сили­катный шлак, фосфогипс строительных блоков. Очень опасно строительство домов из железнодорожных шпал, так как они пропитаны креозотом - одним из канцерогенных веществ.)

  2. Как избавиться от вредного для человека геопа­тогенного излучения в комнате? (Нужно положить на пол шкуры животных или раковину рапана в каждом углу отверстием вниз.)

  3. Какое растение способно лучше других очистить воздух в комнате? (Растение-паук - осока в белую по­лоску. Ее латинское название «хлорофитум». Это рас­тение хорошо иметь на кухне.)

  4. Как сделать, чтобы мухи не залетали в квартиру? (Повесить на окно веточку полыни - ее запах отпугнет мух.)

  5. Каким способом можно увлажнить слишком сухой воздух в помещении? (Положить мокрую тряпку на ба­тарею или поставить тазик с водой в укромное место.)

  6. Запаха какого растения боятся тараканы, живу­щие в домах? (Бузины.)

  7. Как сохранить в комнате приятный запах на дол­гое время? (Нанести на чистую лампочку духи, кото­рые вам нравятся, при включении света комната на­полнится приятным ароматом.)

Конкурс капитанов «Экотест»

Капитаны дают письменные ответы на вопросы и полу­чают за каждый правильный ответ по 1 баллу. Вопросы:

1. Родители просили тебя полить цветы в саду, ты:

а) поливаешь все цветы из шланга;

б) поливаешь каждое растение из лейки;

в) кладешь включенный шланг в центр сада и зани­маешься своими делами.

2. Когда лучше поливать растения?

а) на восходе солнца;

б) в полдень;

в) после заката.

3. Ты решил подкрепиться на пляже. Что ты сдела­ешь с остатками еды?

а) бросишь их рядом;

б) отнесешь в мусорный бак;

в) тщательно зароешь в песок.

4. На свете существует множество пауков. Один из них сползает по стенке рядом с тобой. Что ты дела­ешь?

а) берешь тапочку и убиваешь;

б) усыпляешь и берешь в коллекцию;

в) наблюдаешь, куда он уходит.

Капитанский конкурс-поиск «В Беловежской пуще»

Среди изображенных на рисунке зверей капитаны дол­жны найти определенных по жребию: рысь и лося.


Зоокроссворд

Задание для обеих команд: прослушав загадки, запол­нить кроссворд. Команда, первой ответившая правиль­но, получает 1 балл. В случае неправильного ответа другая команда имеет право ответить.

1



2








3



4

5





6


7


8



















9








10


11










12


13

14







15






















По горизонтали:

5. У зверенка клюв пророс, Получился... (утконос).

8. Погулять выводят летом Ребятишек поутру. Не нужны коляски детям, Если мама... (кенгуру).

9. Барашек-ребенок
Зовется... (ягненок).

14. В цирке можно посмотреть, Как танцует вальс... (медведь).

15. в море кто играет в прятки? Это кит. Точней... (касатка).


По вертикали:

I. В лунке плавает без звука.
Стережет добычу... (щука).

2. Пронесется по дороге –

Пыль столбом, в глазах огонь.

Стригунком был тонконогим,

А теперь красавец -... (конь).


3. Ищет рыбка в море нитку,

Так найти и не смогла,

Эта тоненькая рыбка

Называется... (игла).

4. По двору пройти боюсь - там живет драчливый... (гусь).

6. В зоопарке в темной клетке,

Словно яблочко на ветке,

Вспоминает воли ширь

Раскрасневшийся... (снегирь).

7. Пасть раскрыв, как чемодан,

Громким голосом орет

Великанский баклажан –

Африканский... (бегемот).

8. Видишь норку под кустом?

Кто хозяин в доме том?

Прошмыгнул около ног

Рыжий хищник... (колонок).

10.Грациозно, словно дама,
По горам шагает... (лама).

II. Вот живая голова -
Из дупла глядит... (сова).

12. Эту плоскую рыбешку

Опасайся, говорят.

Электричеством дерется,

Защищаясь, рыба-... (скат).

13. Чернокрылый друг пернатый

Прочь летит от нашей хаты.

Не печалься и не плачь –

К нам весной вернется... (грач).

Конкурс болельщиков «Недолго думая»

Зрителям демонстрируются плакаты с наиболее извест­ными животными и растениями из Красной книги. На­звавший наибольшее количество получает приз.

Домашнее задание

Рассказать русскую народную сказку «Колобок», ис­пользуя экологическую терминологию. Подведение итогов турнира. Награждение команды-по­бедительницы и победителя зрительского конкурса.


Зоолого-экологический хоккей

(сценарий игры для учащихся 8-9 классов)

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды. В каждой команде 6 че­ловек: три нападающих, два защитника и вратарь (капитан).

  2. Соревнование проходит за игровым столом.

  3. «Вбрасывание шайбы» - кружков из плотной бумаги, на обратной стороне которых написаны вопросы и зада­ния для команд.

  4. Жюри — судейская коллегия. В нее входят: полевые ар­битры, которые производят «вбрасывание шайб» и оглаша­ют вопросы, и судья-информатор, оглашающий счет пропу­щенных и забитых шайб.

  5. На поставленный вопрос первыми отвечают нападающие — они должны найти правильный ответ за минуту. В слу­чае неверного ответа шайба переправляется защитникам: им время для ответа — 30 сек. И, наконец, если и защит­ники не справятся с вопросом, в игру вступает вратарь (самый эрудированный и подготовленный игрок), который должен дать ответ сразу.

  6. Болельщики имеют право вступать в игру - подсказы­вать своей команде, но только с разрешения полевого су­дьи. В противном случае команда штрафуется голом в свои ворота.

Конкурс-блиц «Жеребьёвка»

Участвуют только капитаны. Их задача — набрать наиболь­шее количество баллов из пяти возможных, что даст ко­манде право вступить в игру первыми. Вопросы:

  1. Какое насекомое выживает, даже получив огромную дозу облучения? (Таракан.)

  2. Наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ с окружающей средой. (Экология.)

  3. Всемирно известный ученый-зоолог - исследователь фауны Африки. (Б. Гржимек.)

  4. Почему книга исчезающих видов животных и расте­ний названа Красной? (Красный цвет - сигнал тревоги.)

  5. Что такое ойкумена? (Часть земной поверхности, за­селенная и используемая людьми.)

1-й период «Экологический вестник Оренбуржья»

Вопросы и задания (учитель готовит вопросы по экологии своего края):

  1. В 1975 году экспедицией Оренбургского отдела Гео­графического общества СССР был найден первый участок для организации Оренбургского степного заповедника - Антуарская степь на юге Кувандыкского района. В каком про­изведении известного русского писателя XIX века есть опи­сание этого чудесного уголка? Назовите фамилию писателя. (Очерк А. К. Толстого "Два дня в Киргизской степи».)

  2. Назовите основные минусы строительства водохра­нилищ на реках Урал, Сакмара, Илек, Самара. (Невозме­стимая потеря пойменных угодий и плодородного слоя, смываемого с полей; снижение самоочищающей способ­ности рек; уничтожение естественных нерестилищ рыб ценных пород.)

  3. За Уралом утвердилась слава «колыбели осетровых рыб»: исстари в нем вылавливали белугу, осетра, севрю­гу, шипа. Водятся эти виды рыб в реке и в наши дни. Но попадаются только взрослые - достаточно крупные особи. Почему мы не видим в среднем течении Урала мо­лодь? (Эти рыбы являются «проходными», то есть заходят в реку из моря только на нерест. Затем личинки и мо­лодь скатываются вниз по течению реки в море и в реке практически не встречаются.)

  1. В каких черноземных почвах (назовите районы) вели­кий русский естествоиспытатель В. В. Докучаев обнаружил наивысшее в Российской империи содержание гумуса (около 15%)? (На территории современных Бугурусланского и Тольгинского районов.)

  2. Назовите несколько растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. (Крапива, ландыш, пижма, кровохлебка.)

6. Назовите животных, занесенных в Красную книгу
Оренбуржья.

2-й период «Видеобаталия»

Ведущий показывает командам изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Задача ко­манд — правильно назвать растение или животное, опере­див при этом соперников.

3-й период «По страницам Красной книги»

Всем известно, что Красная книга — это список редких и исчезающих животных четырех категорий. Сведения о пер­вой категории напечатаны на красной бумаге, о второй - на желтой, о третьей — на белой, о четвертой — на серой. Вопрос: Какая категория животных была представлена на...

  1. Красной бумаге? (Животные, находящиеся под угро­зой исчезновения, спасение которых уже невозможно без специальных мер.)

  2. На белой? (Редкие, не находящиеся под угрозой ис­чезновения, но встречающиеся в небольшом количестве и на ограниченной территории, что может привести к ис­чезновению.)

  3. На серой? (Неопределенные, малоизвестные, оче­видно находящиеся под угрозой, но из-за недостатка све­дений о них, не имеющие достоверной оценки.)

Дополнительный буллит-раунд «Неизвестная зоология»

Он проводится в случае ничейного счета с целью выявле­ния победителя. Это блицконкурс: команда получает балл на свой счет, если первой отвечает правильно на вопрос.

Вопросы:

  1. Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур, воробьев.)

  1. Какой зверь после еды полощет зубы водой? (Тигр.)

  2. Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка.)

  3. Что ест зимой жаба? (Ничего: она спит.)

  1. Кто больше всего ест? (Мотылек полифелиус: в пер­вые 48 часов жизни он поглощает пищу, превышающую по весу его собственный вес в 86 тысяч раз.)

  2. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)

  3. Когда рак движется вперед, а не назад, как обычно? (Когда он подбирается к пище.)

  1. Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви-киви.)

  1. У какого животного подкожный жир зеленого цвета? (У крокодила,)


  1. Птенцы какой птицы шипят, как змеи? (Вертиголовки.)

  2. Кит - это рыба или зверь? (Морской зверь.)

  3. Какое животное морского дна похоже на цветок? (Актиния.)

Судейская коллегия подводит итоги встречи и награждает команду-победительницу.