Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токаревская средняя образовательная школа №1
Принято на Утверждаю
заседании педагогического совета Директор МБОУ Токаревской СОШ №1
МБОУ Токаревской СОШ №1 ___________/С.В. Шиповская/
Протокол №____
от «____»_____20___г№__ Приказ № от «____» 20___г.№___
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
"Юный географ»
Возраст обучающихся: 13-14лет
Срок реализации: 1года
Автор-составитель: Мешалкина Вера Ивановна
учитель географии и биологии:
Сергиевка
2016 г.
Паспорт программы
Полное наименование программы: Юный географ
Руководитель: Шиповская Светлана Вячеславовна
Рецензент: Тимофеев Александр Юрьевич, зам директора по УВР филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Сергиевка
Организация – заявитель: филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в селе Сергиевка
Организация- исполнитель: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя
общеобразовательная школа №1
филиал в селе Сергиевка
Токаревского района
Тамбовской области
Адрес , телефон организации исполнителя: с. Сергиевка Токаревского района
Тамбовской области
8-(47557) -41- 2-83
Ф.И.О., должность составителя: Мешалкина В.И.- учитель географии и
биологии филиала МБОУ Токаревской
СОШ №1 в с. Сергиевка
География программы: Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Сергиевка
Целевые группы: возраст детей: 13-14 лет
Цель программы: формирование мотивации у обучающихся к туристско-
краеведческой деятельности
Направленность программы: туристско – краеведческая
Срок реализации: 1 года
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: креативный
Уровень освоения: краткосрочный
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для организации обучения основам географических знаний обучающихся.
Модифицированная, по уровню освоения - общекультурная, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная.
Направленность образовательной программы
- туристско- краеведческая
Содержание дополнительной образовательной программы направлено на:
* реализацию деятельностного подхода к образованию, на развитие познавательных навыков у учащихся, на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
* формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках географии, краеведении и в реальной жизни для решения практических задач.
Новизна образовательной программы
Учебный план филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1 в селе Сергиевка не предусматривает изучение предмета « Юный географ» как учебного курса, но данная программа интегрирует и расширяет содержание соответствующих разделов природоведения, биологии, географии, ОБЖ, используя краеведческий материал музея школы. Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и у углубляет программы «ОБЖ», «Биология», «Краеведение», «Физическая культура». Программа рассматривает темы, касающиеся подготовки и осуществления, как простого туристического похода, так и сложного, опасного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях, например в зоне ближайшего стихийного бедствия.
Актуальность
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы краеведческого и географического развития школьников.
Материал в предлагаемой программе не изучается в школьном учебном плане, вместе с тем развивает интерес и любовь к географии и краеведению, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся, нередко вносит элементы здорового отдыха, создаёт у них хорошее настроение. Способствует интересу знаний обучающихся, развитию их дарования, логического мышления, расширяет их кругозор. Обучающиеся проявляют творческую самостоятельность в составлении различных задач, среди них устанавливаются атмосфера соревнований, борьба за лучшее составление ребусов, головоломок.
Педагогическая целесообразность
Туристско- краеведческое образование ставит своей целью развитие познавательного интереса обучающихся. В тематическом планировании представлены различные формы проведения занятий: уроки, путешествия, экскурсии, практикумы. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений оценивать, объяснять, прогнозировать, определять, называть и показывать т.е. способствуют планированию результатов обучения.
Цель образовательной программы:
формирование мотивации у обучающихся к туристско- краеведческой деятельности.
Образовательные задачи:
формировать у обучающихся умения проектной деятельности;
способствовать овладению обучающимися навыками поведения в туристическом походе, путешествии;
обучать правилам безопасности и оказанию экстренной медицинской помощи в туристических походах;
создать условия к освоению обучающимися умений и навыков ориентировки на местности;
углубить теоретические и практические знания обучающихся в области туризма.
Развивающие задачи:
углублять знания по предметам экологии, географии, ОБЖ, истории и др.;
развивать умения обучающихся основам ориентирования;
развивать интерес и потребность к туризму и спорту;
расширять географический кругозор обучающихся ;
развивать наблюдательность и находчивость.
Воспитательные задачи:
обеспечить профилактику асоциального поведения;
воспитывать патриотические и духовно-нравственные чувства у обучающихся;
способствовать социальному развитию личности;
воспитывать трудолюбие, волевые качества.
В процессе освоения курса обучающиеся получают знания:
- географическое положение села;
- как составить прогноз погоды;
- особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;
- природные комплексы своей местности;
- построение градусной сетки на карте.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
- определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния;
- находить по географической карте географические объекты, направления, расстояния, географические координаты;
- охранять природу своей местности.
Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе федеральной образовательной программы по географии и экологии для основной школы, программы кружка для занятий с обучающимися туристско-краеведческого направления.
Образовательная программа предназначена для подростков в возрасте 13-14 лет, проявляющих интерес к учебным предметам: географии, экологии, биологии, любящих родной край, путешествовать и имеющих желание защищать и преумножать богатства родного края, расширить и углубить свои знания в этой области, овладеть практическими навыками.
Данная программа рассчитана на 1 года изучения (35часов)
Для освоения данной образовательной программы предусмотрены следующие формы обучения:
- индивидуальный;
- индивидуально-групповой;
- фронтальный.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частно- поисковые;
- исследовательские.
Занятия могут быть комбинированными, теоретическими, практическими.
Предусмотрены также выставки, наблюдения, викторины.
Формами текущего контроля являются:
предоставление конспектов, отчетов практических работ и экскурсий, составление схем маршрутов, оформление фотовыставки «Наши экскурсии», проектной деятельности, подготовка выступлений и докладов.
Виды контроля:
Формой итогового контроля реализации дополнительной образовательной программы «Юный географ» является фотовыставка «Наши экскурсии». Материалы должны быть оформлены в виде выставки.
Режим занятий: 1час в неделю (35часов на 1год).
Учебно - тематический план
№ | Темы занятий | Количество часов |
всего | теория | практика |
I 1.1 | Вводное занятие Составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационный) | 1 | 1 | |
II | Родной край | 39 | | |
2.1 | История прошлого села | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Экскурсия в школьный музей« Возникновение нашего родного села» | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Растительный и животный мир местности | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Экскурсия «Зеленый наряд села» (эколого-флористическая экскурсия) | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Личное снаряжение, организация привала | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Постановка палатки и виды костров | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Преодоление водных препятствий | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Ориентирование в лесу и на местности | 2 | 1 | 1 |
2.9 | Питьевой режим. Воспитание бережливости к воде | 2 | 1 | 1 |
2.10 | Времена года | 2 | 2 | |
2.11 | Местные признаки изменения погоды | 2 | 1 | 1 |
2.12 | Операция «Мастерим домики для птиц» | 4 | 2 | 2 |
2.13 | Поэты и писатели о нашем крае | 2 | 1 | 1 |
2.14 | Поход-соревнование «Юный географ» | 6 | 1 | 5 |
III | Какие бывают карты | 27 | | |
3.1 | Загляните в прошлое. Карты Эратосфена. Викторина «Знатоки» | 2 | 1 | 1 |
3.2 | События и явления на картах Путешествие «Где это находится?» | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Бывают и другие карты Практическая работа «Немая карта» | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Модель земли. От глобуса к карте. Игра «Карта Робинзона» | 2 | 2 | |
3.5 | Изменение расстояний площадей и координат | 2 | 2 | |
3.6 | Путешествия по картам «Составь карту» | 2 | 1 | 1 |
3.7 | На помощь приходит аэрофотосъёмка | 2 | 2 | |
3.8 | Космическая картография | 2 | 2 | |
3.9 | Выдающиеся ученые географы -путешественники | 2 | 2 | |
3.10 | Географическая викторина « Что? Где? Когда?» | 4 | 1 | 3 |
IV | Подведение итогов | 5 | | |
4.1 | Оформление результатов исследований. Защита проектов | 3 | 1 | 2 |
4.2 | Фотовыставка «Наши экскурсии» | 2 | 1 | 1 |
| Всего, из них | 35 | 10 | 32 |
| Практических работ | 10 | | |
| Экскурсий | 4 | | |
| Походов | 4 | | |
Содержание программы
(35часов)
I.Вводное занятие: 1час
Выбор актива кружка, знакомство с планом работы, объяснение целей и задач программы. Техника безопасности.
II. Родной край: 20часов
Практическая работа №1 «Географическое положение на карте».
Экскурсия в краеведческий школьный музей « Возникновение нашего родного села».
Экскурсия «Зеленый наряд села» (эколого-флористическая экскурсия) 2часа.
Практическая работа №2 « Сбираемся в поход».
Необходимые вещи для похода, экскурсии. Организация привала, место для привала небольшая поляна. Место для привала в горах. Дневной и ночной привал. Постановка палатки. Площадка для палатки, место расположения. Палатки бывают двух видов: двухскатные и шатровые. Виды костров и их разжигание.
Практическая работа№3«Установка палатки и разжигание костра».
Игра «Привал».
Практическая работа№4 « Преодоление препятствий».
Практическая работа №5 «Ориентирование на местности».
Беседа: «Без воды нет жизни».
Времена года. Какие они времена года. Народный календарь природы.
Местные признаки изменения погоды. Изготовление искусственных гнездовий для птиц. Виды кормушек и корма для птиц. Развешивание кормушек и наблюдение за птицами.
Операция «Мастерим домики для птиц».
Практическая работа №6 « Покормите птиц зимой».
Практическая работа №7 подготовка и проведение похода «Юный географ»
III Какие бывают карты: 11 часов
Викторина «Знатоки».
Путешествие « Где это находится?».
Практическая работа №8 «Немая карта».
Игра «Карта Робинзона».
Изменение расстояний, площадей и координат. Измерение Гулливера. Определение географических координат.
Путешествия по картам в кресле не выходя из дома. Чтение карт. Путешествие начинается с карты и заканчивается картой.
Практическая работа № 9 «Составь карту».
На помощь приходит аэрофотосъёмка. Знакомство с аэрофотосъёмками. Снимки в трех измерениях.
Космическая картография. Вид Земли из космоса. Составление карт по космическим снимкам.
Выдающиеся ученые географы, путешественники. Создатели карт топографы, геодезисты. «Карта – второй язык географии».
Практическая работа № 10 географическая викторина « Что? Где? Когда?».
IV Подведение итогов: 3часа
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема урока | Форма занятий | Форма контроля |
Тема 1. Вводное занятие. 1час |
1 | Составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационный) | беседа | анкетирование |
Тема 2. Родной край. 39часов |
2 | История прошлого села | комбинированный | конспект |
3-4 | Экскурсия в школьный музей « Возникновение нашего родного села» | практическая работа №1 | отчет |
5 | Растительный и животный мир местности | комбинированный | конспект |
6-7 | Экскурсия «Зеленый наряд села» (эколого-флористическая экскурсия) | трудовой десант | стенгазета |
8-9 | Личное снаряжение, организация привала | практическая работа №2 | отчет |
10-11 | Постановка палатки и виды костров | практическая работа №3 | игра |
12 | Преодоление водных препятствий | практическая работа №4 | отчет |
13 | Ориентирование в лесу и на местности | практическая работа №5 | конспект |
14 | Питьевой режим. Воспитание бережливости к воде | комбинированный | конспект |
15 | Времена года | комбинированный | конспект |
16 | Местные признаки изменения погоды | комбинированный | конспект |
17-18 | Операция «Мастерим домики для птиц» | практическая работа №6 | выставка |
19 | Поэты и писатели о нашем крае | комбинированный | конспект |
20-21 | Поход-соревнование «Юный географ» | поход | отчет |
Тема 3. Какие бывают карты. 30часов |
22 | Загляните в прошлое. Карты Эратосфена. Викторина «Знатоки» | изучение нового материала | викторина |
23 | События и явления на картах Путешествие «Где это находится?» | путешествие | конспект |
24 | Бывают и другие карты Практическая работа «Немая карта» | практическая работа №8 | отчет |
25 | Модель земли. От глобуса к карте. Игра «Карта Робинзона» | беседа | игра |
26 | Изменение расстояний площадей и координат | изучение нового материала | конспект |
27 | Путешествия по картам «Составь карту» | практическая работа №9 | отчет |
28 | На помощь приходит аэрофотосъёмка | изучение нового материала | конспект |
29 | Космическая картография | изучение нового материала | конспект |
30 | Выдающиеся ученые географы -путешественники | деловая игра | выступления |
31-32 | Географическая викторина « Что? Где? Когда?» | практическая работа №10 | Викторина |
Тема 4. подведение итогов. 3 часов |
33-35 | Защита проектов членами кружка | Оформление фотовыставки по итогам работы кружка |
| |
Материально- техническое обеспечение программы дополнительного образования « Юный географ»
Компьютер с выходом в Internet-1
Гербарии
Термометр-1
Барометр- 1
Компасы- 6
Рулетки-2
Нивелир-1
Планшет- 1
Палатка-1
Карты мира-2
Карта России-1
Карты Тамбовской области-5
Картографические таблицы-1
Учебные картины
Портреты путешественников и исследователей
Список литературы, используемый педагогом при написании образовательной программы
Астапенко П.Д. Вопросы о погоде ( что мы о ней знаем и что не знаем) /П.И. Астапенко-2е изд. СИП, и дополнительная литература Гидрометиоиздат 2006 г.
Буйвалова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив, документы и материалы. – М.; Просвещение,2008г.
География: «Раннее развитие детей» - География детям
Сайт:http:// www/danilova.ru
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ, редактор –составитель З.И. Невдахина. Выпуск 3. – М.; Народное образование, 2007 г.
Журналы: «География в школе», «Биология в школе», «Человек и природа».
Занимательная география в летнем лагере, г. Тамбов, Тамбовский дом творчества детей и юношества, 2005г.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие
для преподавателей. СПб.:КАРО, 2004 г.
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы/ В.И. Сиротин Просвещение, 2003г.
Студенцов Я.Я. Занимательные географические задачи и вопросы, пособие для учителей / Студенцов Я.Я. 3- издание- М; Просвещение 2006 г.
Список литературы, рекомендованный учащимся, для успешного освоения данной программы
Завьялов А.Я.Занимательные вопросы юного географа. М; Просвещение, 2007г.
Земля и люди: Географический календарь – М.,: Мысли.
Куприн А.М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы / А.М. Куприн –М.,: Просвещение 2009 г.
Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2007 г.
Пивоварова Г.Я. По страницам занимательной географии: Книга для учащихся 6-8 классов /Г.Я. Пивоварова- М; Просвещение, 2005г.
Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. Педагогика, 2011г.
Приложения к программе
Словарь специальных терминов
Актив – наиболее деятельная часть коллектива. Некоторые считают
активом только тех, кого выбрали. Актив – понятие широкое; это
все те, кто активно участвует во всех делах кружка, различных
клубов или объединений.
Анкета – сбор сведений путем получения ответов на определенные
вопросы .Метод, который все чаще используют учителя
в своей работе. С помощью анкеты учителя узнают желания,
увлечения, настроения своих учащихся.
Байдарка – узкая и легкая спортивная лодка без уключин. Проста по
устройству и легко может быть изготовлена самими учащимися
Балл - цифровая система оценки знаний учащихся. Часто применяется
для оценки результатов участников различных соревнований.
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой- либо
темой – литературной, географической, исторической и т. д.
Издаются специальные сборники, в которых публикуются вопросы
для викторины.
Воспитатель- тот, кто воспитывает кого – либо.
Выставка – публичный показ каких – либо предметов. На выставках
показывают различные самоделки, модели, стенные газеты,
рисунки, фотографии и т. п.
Дежурный- человек, выполняющий какие – либо обязанности в порядке
очереди. В туристических лагерях дежурные следят за порядком
дня в лагере, чистотой, организуют питание учащихся.
Забота – одно из важных слов лексикона. Учащиеся проявляют заботу о
престарелых людях и инвалидах войны, заботу о своих товарищах
больных, попавших в беду, слабых и т. д.; заботу о природе –
птицах, животных, растениях.
Инструктор- человек, овладевший каким – нибудь мастерством и
передающий свои умения и навыки другим людям.
Информатор – учащиеся, передающий информацию своим товарищам.
Игра - один из самых действенных методов работы с учащимися.
Карта – географическая – изображение части поверхности земли.
Карта - изображение микрорайона школы – зоны действия с
обозначением условными знаками всех объектов.
Класс - помещение для школьных занятий; коллектив школьников,
занимающихся в одном классе.
Компас- прибор для ориентирования на местности. Компас нужен
отправляющемуся в поход, принимающей участие в соревнованиях
по ориентированию на местности.
Кормушка - очень нужное приспособление для помощи зимующим
птицам. Пусть будет больше кормушек в парках, лесах, садах.
Котелок - необходимая принадлежность для туристических походов.
Костер - сбор, проводимый у горящего костра, один из самых
увлекательных вечеров для учащихся всех возрастов.
Памятка родителям
участников полевого туристско-краеведческого мероприятия.
Дорогие родители!
Вы отправляете своего ребенка в туристский поход (полевой учебно-тренировочный сбор, экспедицию, лагерь). Проверьте себя – чего Вы о походе не знаете.
Чтобы пойти в поход, учащемуся необходимо представить справку от школьной медсестры или врача в поликлинике о том, что он по состоянию здоровья может ходить в туристские походы. За сутки до отъезда в поход Вам необходимо взять справку из Санэпидстанции об отсутствии инфекционных заболеваний в Вашей квартире.
В походе Вашего ребенка может укусить клещ. Он может укусить его не только в походе, но и на даче, в лагере и даже в городском парке. Поэтому мы рекомендуем Вам привить Вашего ребенка от клещевого энцефалита. Городской Станцией юных туристов разработана ИНСТРУКЦИЯ о порядке подготовки и проведения полевых туристско-краеведческих мероприятий объединений учащихся в связи с риском заражения клещевым энцефалитом (ИОТ- 09- 2003). Познакомьтесь, пожалуйста с ней, особенно с тем пунктом, в котором говорится об отказе от претензий к учреждению.
Вес рюкзака Вашего ребенка Вы можете определить, взвесив его дома непосредственно перед выходом. Именно такие рюкзаки носили и носят юные туристы на протяжении последних десятилетий и на здоровье не жалуются.
В походе Ваши дети ночуют в палатках в спальных мешках, на тех ковриках, которые Вы им дали с собой. На случай дождя над палатками устанавливает тент, и палатки не промокают, если только Ваши дети не повалили палатку в натекшую с тента лужу.
Если Ваши дети все же промокли – не в палатке, но днем под дождем, в рюкзаке у них должна найтись сухая одежда и они САМИ должны вспомнить о том, что нужно переодеться. Поймите: спортивный туризм не даром называется САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ. В походе Ваши дети должны ВСЕ делать сами – в этом и заключается педагогический смысл путешествия!
Ваши дети пьют воду из попадающихся на маршруте колодцев, родников, ручьев и озер. Вода обеззараживается и кипятится. Не кипяченую воду пить запрещается.
Ваши дети сами готовят себе пищу на костре и готовят ее из тех продуктов, которые несут в своих рюкзаках. Полный список продуктов находится у ребенка, отвечающего за питание в путешествии. В поход не берут скоропортящиеся продукты, используют в основном сублиматы, поэтому не давайте детям «на первые дни» бутерброды с вареной колбасой! Ничего не давайте! Походный рацион сбалансирован, и не надо его нарушать. Может быть, Ваши дети почувствуют большой аппетит: физическая активность на свежем воздухе неминуемо к этому приведет. Может быть, Ваши дети весь поход будут не прочь что-нибудь съесть. Может быть, они даже и похудеют чуть-чуть, как худеют спортсмены, особенно если до похода у них был лишний вес. Но по возвращении они его наберут. Главное, будьте уверены – в походе Ваши дети не голодают и без бутербродов, которые Вы им могли бы вручить.
Готовя пищу, Ваши дети находятся возле костра. Они могут обжечься, особенно, если не будут выполнять правила, которым их учили в течение учебного года, которые им повторили перед походом и о которых напоминают непосредственно в путешествии. Если такое случится, руководитель группы окажет им необходимую помощь.
Еще Ваши дети сами пилят и колют дрова, сами перепрыгивают через канавы, переходят вброд реки. Все в путешествии происходит под наблюдением руководителя группы и должно случаться по правилам. Опасность, которой дети подвергаются в путешествии намного меньше опасности, которой они подвергаются на даче, когда на весь день уходят с участка и даже забывают появиться к обеду.
Если участники путешествия готовились нему в течение учебного года, тогда возможность какого-то происшествия еще менее вероятна, чем возможность происшествия в лагере. В поход идут единомышленники, идут, хорошо зная друг друга, идут с педагогом, которого дети знают, и который знает детей.
Тем не менее, все всегда может случиться. Застрахуйте Ваших детей. И не спешите возлагать ответственность за происшествие в путешествии на педагогов. Городской Станцией юных туристов разработаны инструкции о мерах по обеспечению безопасности на туристских соревнованиях (ИОТ-11-2003) и в путешествиях (ИОТ-6-2003, ИОТ-8-2003), по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (ИОТ-4-2003) и другие. Инструкции должны выполняться. Что еще можно сделать для безопасности наших детей? Предлагайте, мы выслушаем Ваши предложения.
Врач в походной группе отсутствует. Походная аптечка находится у руководителя группы. Руководитель группы в состоянии оказать доврачебную помощь и отправить заболевшего участника путешествия домой вместе со своим заместителем. Для этого с каждой группой в поход отправляются два ответственных взрослых.
Экологический турнир
(сценарий для учащихся 5-7 классов)
Правила:
В турнире участвуют две—три команды.
У каждой команды должен быть Совет консультантов из числа болельщиков.
К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов.
Визитная карточка
Жюри по пятибалльной системе оценивает сценические костюмы, название, девиз команды и ее герб.
Конкурс-разминка «Иx нужно спасти»
Команды получают по комплекту открыток «Красная книга: животные и растения». Ведущий зачитывает текст. Задача команд — выбрать из открыток ту, на которой изображен правильный ответ на вопрос, опередив при этом соперников. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Варианты заданий:
1. Эта замечательно красивая птица – единственный представитель в своем семействе. Живет она по всему земному шару. Она несколько крупнее коршуна и заметно отличается от него светлой окраской. Селится около рек, озер, морей. Теперь эта птица становится редкостью не только у нас, но и в других странах, где взята под охрану. В зоопарках нашей страны
эти птицы не содержатся. (Скопа.)
Птица относится к семейству падальщиков. Это очень красивая птица с пучком волосовидных перьев под клювом. Ее заостренные, как у сокола, крылья достигают в размахе трех метров. В Западной Европе этих птиц разводят только в неволе, чтобы вернуть в Альпы. В московском зоопарке пара этих птиц размножается уже свыше десятилетия. Посетители могут видеть сына этой пары по кличке Дракон. (Бородач.)
Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями труда. Достав со дна моря раковину, оно, лежа на спине и пристроив ее у себя на груди, разбивает раковину заранее припасенным камнем. В таком же положении самка кормит детеныша. Еще в прошлом столетии они водились на огромном пространстве вод Тихого океана, начиная от Курильских островов вдоль побережья Камчатки, Командорских и Алеутских остров до побережья Северной Америки. Из-за великолепного, самого дорогого меха этих животных безжалостно истребляли, и уже в начале прошлого века они оказались на грани исчезновения. В зоопарках страны они не содержались. (Калан.)
Самый крупный грызун и лесоруб нашей фауны. Его мех с давних пор ценился очень высоко. Вырубка лесов в поймах рек привела к резкому сокращению поголовья животного. В 20-30 годах прошлого столетия насчитывалось всего несколько сотен зверьков.
Существует два подвида этих животных: европейский и азиатский, который сохранился всего в двух районах Сибири, несколько сотен зверьков - на севере Урала, по рекам Конде и Сосьве, и всего несколько десятков - в верховьях Енисея в Саянах. Азиатский подвид занесен в Красную книгу. (Бобр.)
Крупнейший среди своих собратьев и всех животных, когда-либо населявших Землю. Вес его может достигать ста пятидесяти тонн. Обычная длина взрослого животного - 23-24 метра. Рыбу он не ест, его пища - маленькие рачки. У наших берегов встречается северный вид этого животного. Как исчезающее оно занесено в Международную Красную книгу охраны природы и природных
команда получает дополнительно 1 балл.
Конкурс болельщиков «Экокомфорт»
Правильный ответ оценивается в 1 балл и зачисляется в актив команды, за которую болеет ученик, давший правильный ответ. Вопросы:
Из какого материала и почему должен быть построен дом с точки зрения экологической безопасности? (Из дерева и кирпича, так как эти материалы менее радиоактивны, чем, например, глиноземье, силикатный шлак, фосфогипс строительных блоков. Очень опасно строительство домов из железнодорожных шпал, так как они пропитаны креозотом - одним из канцерогенных веществ.)
Как избавиться от вредного для человека геопатогенного излучения в комнате? (Нужно положить на пол шкуры животных или раковину рапана в каждом углу отверстием вниз.)
Какое растение способно лучше других очистить воздух в комнате? (Растение-паук - осока в белую полоску. Ее латинское название «хлорофитум». Это растение хорошо иметь на кухне.)
Как сделать, чтобы мухи не залетали в квартиру? (Повесить на окно веточку полыни - ее запах отпугнет мух.)
Каким способом можно увлажнить слишком сухой воздух в помещении? (Положить мокрую тряпку на батарею или поставить тазик с водой в укромное место.)
Запаха какого растения боятся тараканы, живущие в домах? (Бузины.)
Как сохранить в комнате приятный запах на долгое время? (Нанести на чистую лампочку духи, которые вам нравятся, при включении света комната наполнится приятным ароматом.)
Конкурс капитанов «Экотест»
Капитаны дают письменные ответы на вопросы и получают за каждый правильный ответ по 1 баллу. Вопросы:
1. Родители просили тебя полить цветы в саду, ты:
а) поливаешь все цветы из шланга;
б) поливаешь каждое растение из лейки;
в) кладешь включенный шланг в центр сада и занимаешься своими делами.
2. Когда лучше поливать растения?
а) на восходе солнца;
б) в полдень;
в) после заката.
3. Ты решил подкрепиться на пляже. Что ты сделаешь с остатками еды?
а) бросишь их рядом;
б) отнесешь в мусорный бак;
в) тщательно зароешь в песок.
4. На свете существует множество пауков. Один из них сползает по стенке рядом с тобой. Что ты делаешь?
а) берешь тапочку и убиваешь;
б) усыпляешь и берешь в коллекцию;
в) наблюдаешь, куда он уходит.
Капитанский конкурс-поиск «В Беловежской пуще»
Среди изображенных на рисунке зверей капитаны должны найти определенных по жребию: рысь и лося.

Зоокроссворд
Задание для обеих команд: прослушав загадки, заполнить кроссворд. Команда, первой ответившая правильно, получает 1 балл. В случае неправильного ответа другая команда имеет право ответить.
1 | | | 2 | | | | | | | | 3 | | | 4 |
5 | | | | | 6 | | 7 | | 8 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 9 | | | | | | | |
10 | | 11 | | | | | | | | | | 12 | | 13 |
14 | | | | | | | 15 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
5. У зверенка клюв пророс, Получился... (утконос).
8. Погулять выводят летом Ребятишек поутру. Не нужны коляски детям, Если мама... (кенгуру).
9. Барашек-ребенок
Зовется... (ягненок).
14. В цирке можно посмотреть, Как танцует вальс... (медведь).
15. в море кто играет в прятки? Это кит. Точней... (касатка).
По вертикали:
I. В лунке плавает без звука.
Стережет добычу... (щука).
2. Пронесется по дороге –
Пыль столбом, в глазах огонь.
Стригунком был тонконогим,
А теперь красавец -... (конь).
3. Ищет рыбка в море нитку,
Так найти и не смогла,
Эта тоненькая рыбка
Называется... (игла).
4. По двору пройти боюсь - там живет драчливый... (гусь).
6. В зоопарке в темной клетке,
Словно яблочко на ветке,
Вспоминает воли ширь
Раскрасневшийся... (снегирь).
7. Пасть раскрыв, как чемодан,
Громким голосом орет
Великанский баклажан –
Африканский... (бегемот).
8. Видишь норку под кустом?
Кто хозяин в доме том?
Прошмыгнул около ног
Рыжий хищник... (колонок).
10.Грациозно, словно дама,
По горам шагает... (лама).
II. Вот живая голова -
Из дупла глядит... (сова).
12. Эту плоскую рыбешку
Опасайся, говорят.
Электричеством дерется,
Защищаясь, рыба-... (скат).
13. Чернокрылый друг пернатый
Прочь летит от нашей хаты.
Не печалься и не плачь –
К нам весной вернется... (грач).
Конкурс болельщиков «Недолго думая»
Зрителям демонстрируются плакаты с наиболее известными животными и растениями из Красной книги. Назвавший наибольшее количество получает приз.
Домашнее задание
Рассказать русскую народную сказку «Колобок», используя экологическую терминологию. Подведение итогов турнира. Награждение команды-победительницы и победителя зрительского конкурса.
Зоолого-экологический хоккей
(сценарий игры для учащихся 8-9 классов)
Правила игры:
В игре участвуют две команды. В каждой команде 6 человек: три нападающих, два защитника и вратарь (капитан).
Соревнование проходит за игровым столом.
«Вбрасывание шайбы» - кружков из плотной бумаги, на обратной стороне которых написаны вопросы и задания для команд.
Жюри — судейская коллегия. В нее входят: полевые арбитры, которые производят «вбрасывание шайб» и оглашают вопросы, и судья-информатор, оглашающий счет пропущенных и забитых шайб.
На поставленный вопрос первыми отвечают нападающие — они должны найти правильный ответ за минуту. В случае неверного ответа шайба переправляется защитникам: им время для ответа — 30 сек. И, наконец, если и защитники не справятся с вопросом, в игру вступает вратарь (самый эрудированный и подготовленный игрок), который должен дать ответ сразу.
Болельщики имеют право вступать в игру - подсказывать своей команде, но только с разрешения полевого судьи. В противном случае команда штрафуется голом в свои ворота.
Конкурс-блиц «Жеребьёвка»
Участвуют только капитаны. Их задача — набрать наибольшее количество баллов из пяти возможных, что даст команде право вступить в игру первыми. Вопросы:
Какое насекомое выживает, даже получив огромную дозу облучения? (Таракан.)
Наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ с окружающей средой. (Экология.)
Всемирно известный ученый-зоолог - исследователь фауны Африки. (Б. Гржимек.)
Почему книга исчезающих видов животных и растений названа Красной? (Красный цвет - сигнал тревоги.)
Что такое ойкумена? (Часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.)
1-й период «Экологический вестник Оренбуржья»
Вопросы и задания (учитель готовит вопросы по экологии своего края):
В 1975 году экспедицией Оренбургского отдела Географического общества СССР был найден первый участок для организации Оренбургского степного заповедника - Антуарская степь на юге Кувандыкского района. В каком произведении известного русского писателя XIX века есть описание этого чудесного уголка? Назовите фамилию писателя. (Очерк А. К. Толстого "Два дня в Киргизской степи».)
Назовите основные минусы строительства водохранилищ на реках Урал, Сакмара, Илек, Самара. (Невозместимая потеря пойменных угодий и плодородного слоя, смываемого с полей; снижение самоочищающей способности рек; уничтожение естественных нерестилищ рыб ценных пород.)
За Уралом утвердилась слава «колыбели осетровых рыб»: исстари в нем вылавливали белугу, осетра, севрюгу, шипа. Водятся эти виды рыб в реке и в наши дни. Но попадаются только взрослые - достаточно крупные особи. Почему мы не видим в среднем течении Урала молодь? (Эти рыбы являются «проходными», то есть заходят в реку из моря только на нерест. Затем личинки и молодь скатываются вниз по течению реки в море и в реке практически не встречаются.)
В каких черноземных почвах (назовите районы) великий русский естествоиспытатель В. В. Докучаев обнаружил наивысшее в Российской империи содержание гумуса (около 15%)? (На территории современных Бугурусланского и Тольгинского районов.)
Назовите несколько растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. (Крапива, ландыш, пижма, кровохлебка.)
6. Назовите животных, занесенных в Красную книгу
Оренбуржья.
2-й период «Видеобаталия»
Ведущий показывает командам изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Задача команд — правильно назвать растение или животное, опередив при этом соперников.
3-й период «По страницам Красной книги»
Всем известно, что Красная книга — это список редких и исчезающих животных четырех категорий. Сведения о первой категории напечатаны на красной бумаге, о второй - на желтой, о третьей — на белой, о четвертой — на серой. Вопрос: Какая категория животных была представлена на...
Красной бумаге? (Животные, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых уже невозможно без специальных мер.)
На белой? (Редкие, не находящиеся под угрозой исчезновения, но встречающиеся в небольшом количестве и на ограниченной территории, что может привести к исчезновению.)
На серой? (Неопределенные, малоизвестные, очевидно находящиеся под угрозой, но из-за недостатка сведений о них, не имеющие достоверной оценки.)
Дополнительный буллит-раунд «Неизвестная зоология»
Он проводится в случае ничейного счета с целью выявления победителя. Это блицконкурс: команда получает балл на свой счет, если первой отвечает правильно на вопрос.
Вопросы:
Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур, воробьев.)
Какой зверь после еды полощет зубы водой? (Тигр.)
Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка.)
Что ест зимой жаба? (Ничего: она спит.)
Кто больше всего ест? (Мотылек полифелиус: в первые 48 часов жизни он поглощает пищу, превышающую по весу его собственный вес в 86 тысяч раз.)
Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
Когда рак движется вперед, а не назад, как обычно? (Когда он подбирается к пище.)
Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви-киви.)
У какого животного подкожный жир зеленого цвета? (У крокодила,)
Птенцы какой птицы шипят, как змеи? (Вертиголовки.)
Кит - это рыба или зверь? (Морской зверь.)
Какое животное морского дна похоже на цветок? (Актиния.)
Судейская коллегия подводит итоги встречи и награждает команду-победительницу.