СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема“ Род и число имён прилагательных”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

\Сформировать умения изменять прилагательные по родам и числам в

зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к

существительным подходящие по смыслу прилагательные

Просмотр содержимого документа
«Тема“ Род и число имён прилагательных”»




Урок № 88 24.01.2025 г. Учитель: Визнович З.В.


Тема“ Род и число имён прилагательных”



Тип урока: обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление

знаний.

Цели:

Обучающие: сформировать умения изменять прилагательные по родам и числам в

зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к

существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста

словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных,

определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

Развивающие: развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от

существительных

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на

уроке

Предметные:

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять

прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;

подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из

текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с

данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и

число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные

прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным

опытом (под руководством учителя);

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный

алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих

действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе,

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения,

соблюдая правила речевого этикета

Личностные результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного

и отношения к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и

взаимооценивания на уроке

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная,

самостоятельная).

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;

ноутбук, презентпация, веселая физкультминутка. Имя прилагательное»; схемы «Род и число имен прилагательных», «Признаки существительного», карточки для работы в парах, группах и для самостоятельной работы,









Структура  урока.




1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

а) словарная работа

б) наблюдение над языковым материалом

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов.






Ход урока.



I Орг. момент.

Добрый день, добрый час

Очень рада видеть вас.

- И начнём мы наш урок с небольшой разминки.

Мы начнём урок с разминки

Выпрямляем свои спинки

Вправо, влево повернулись

И тихонько подтянулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора урок начать.

- Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.

-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.)


II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания

нового материала.

Проверка домашнего задания. Беседа о проделанной работе.


Минутка чистописания.

- А сейчас откройте тетради и запишите дату, классная работа.

– Начнём наш урок с минутки чистописания.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие


Прочитайте хором строчку чистописания.

-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы

Дети делят так: Один ученик у доски

-  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

– На что может указывать окончание имени прилагательного?

(На род и число имени прилагательного)


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Назовите тему и задачи нашего урока.

Род и число имён прилагательных.


– Определите задачи урока, используя опорные слова. (Слайд2)


– Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания.


IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.


а) Словарная работа. (Слайд3)

– Посмотрите на картинки. Что это за слова?

(Это слова с непроверяемой безударной гласной)

– Нам нужно образовать однокоренные прилагательные.

– Какая цель нашей работы?

(Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.)

Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена (зерна, предназначенные для посева; части растений (плоды, клубни, луковицы и т.п.), предназначенные для посева ) – семенной, вокзал – привокзальный.

- Запишите предложение:

Зимой лес укрылся белой шубкой.

-Разобрать предложение по членам предложения.


б) Распределите словосочетания на группы.

Синее море, высокий дом, железная лестница, ёлочная игрушка, хрупкое стекло, хороший прыжок, воскресный день, красивая беседка, глубокое озеро.

__м.р._ _ж.р.___ ср.р.__




– Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.)



– На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика? (какой?); 2-го столбика?, 3-его столбика?

– Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) , ж.р.,ед.ч., ср.р. ед ч.?



вопрос

какой?

какая?

какое?

какие?

родовые

окончания

- ой,

-ий, - ый

- ая, -яя

- ое, - ее

- ие, - ые






– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными?


( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде)


– Как определить род и число имени прилагательного?

(Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного)

– Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном?

(Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного)


V. Обобщение и систематизация знаний.

ФИЗМИНУТКА

Как живёшь?

Как идёшь?

Как бежишь?

Как прыгаешь?

Как плывёшь?

Как летишь?

Как ты спишь?

А как сидишь?

в) Закрепление.

– Какая цель была в нашей работе?

(Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания),


Работа с учебником. У. с. 8 упр. 12 Работа в группах.

- Можно ли определить род имён прилагательных во множе­ственном числе? (Нет, род имён прилагательных определя­ется только в единственном числе.)

Проверка по эталону


Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе.


г) Разноуровневые задания: синие: Списать текст, подчеркните имена прилагательные, выделите окончания имен прил-х;

Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица.

Оранжевые: Списать текст, подчеркнуть имена прилагательные вместе с сущ-ым, указать род имен прилагательных:

Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица.

Красные: Списать текст, подчеркните имена прил-ые и сущ-ые, определять их род и число

Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица.

У доски 1 ученик.

Проверка


е) Работа в парах. Тест «Проверь себя»


Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
    Б) теплый;

  2. тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.

  1. - ие;
    Б) - ее;

  2. - яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

  1. гладкая;
    Б) короткая;

  2. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:

  1. имени существительного;
    Б) глагола;

  2. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
    Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

  2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
    членом предложения;


Проверка (Слайд 13)


VI Рефлексия с Алисой


Чему мы научились на уроке:

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...



VII Домашнее задание

Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:

1) Подобрать и записать в тетради 2 загадки о зиме, подчеркнуть имя прилагательные, определить род и число прилагательных.

2) Придумать и записать 3 предложения о зиме, определить и обозначить части речи, определить род и число имен прилагательных.


VIII Подведение итогов.

– Что мы сегодня закрепили на уроке?

– Как определить род и число имён прилагательных?

– Как проверить написание окончания имени прилагательного?


Спасибо за урок. Вы –МОЛОДЦЫ!
































Тест

1. Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
    Б) теплый;

  2. тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.

  1. - ие;
    Б) - ее;

  2. - яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

  1. гладкая;
    Б) короткая;

  2. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:

  1. имени существительного;
    Б) глагола;

  2. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
    Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

  2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
    членом предложения;

Проверка.










род

число






словосочетания

________________арбуз

________________шарф

_____________снегопад

______________кормушка

_______________звезда

_________________река

_______________яблоко

_______________платье

_______________здание

_______________________

______________________

______________________

вопрос

какой?




родовые

окончания

- ой,







род

число






словосочетания

________________арбуз

________________шарф

_____________снегопад

____________кормушка

_______________звезда

_________________река

_______________яблоко

_______________платье

_______________здание

_______________________

______________________

______________________

вопрос

какой?




родовые

окончания

- ой,







род

число






словосочетания

________________арбуз

________________шарф

_____________снегопад

____________кормушка

_______________звезда

_________________река

_______________яблоко

_______________платье

_______________здание

_______________________

______________________

______________________

вопрос

какой?




родовые

окончания

- ой,


















8