ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (литература и история).
Тема урока: «Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы».
Цель урока:
Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным;
познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными событиями, результатами и значением восстания Емельяна Пугачева; развивать аналитическое мышление; способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы
Смотри видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=VMltcmbyw_E
Конспект урока:
Тема человека и истории.
«Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение А. С. Пушкина.
Но в центре внимания писателя не только исторические события великие, битвы того времени, но и жизнь обычных людей, протекающая на фоне этих событий. Пушкин прослеживает, как время и события влияют на жизнь людей, изменяют их судьбы, шлифуют характеры. Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как себя поведут люди в тревожной, опасной ситуации. В повести поднимаются вечные проблемы чести, долга, совести.
Исторические лица и обычные люди в повести находятся рядом, и только Екатерина II возвышается над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель изображает: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он обожествляет.
В повести вымышленные герои тесно переплетаются с историческими лицами. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственный участник событий, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказывать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. В то же время Гринев — офицер, давший присягу усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр и благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев с твердостью отвечает отказом, так как присягал государыне-императрице.
Петр Гринев беспристрастен в своих свидетельствах. Он последовательно рассказывает нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...»
Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Первоначальное знакомство происходит в главе «Вожатый», при следующей встрече Пугачев — уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорской крепости, образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».
Стоит остановиться еще на одном герое-невидимке этой великолепной повести — на образе самого автора, который присутствует в повести незримо, как бы постоянно наблюдая за происходящими событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании — мысли самого автора. Пушкин отдает предпочтение реформам, а не кровавой революции: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.
Повесть «Капитанская дочка» является началом русской исторической прозы. Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Петра I» А. Н. Толстого.
Тема народа и власти.
Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый». ерез различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.
Историческая справка.
Во второй половине XVIII века зависимость крепостных от помещиков стала невыносимой. Правители издавали все новые указы превращавшие крестьян в рабов. В связи с этим:
- участились волнения, бунты;
- многие беглые крестьяне создавали «разбойничьи шайки», грабившие на дорогах;
- Распространилось самозванство.
Причины и особенности крестьянской войны.
Прочитайте 3 афоризма из книги мудростей, которые помогут вам сформулировать причины восстания.
№1 « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс
№2 «Когда все остальные права человека будут нарушены ,право на восстание становится бесспорным».
У. Пейч
№3 «Справедливость должна быть сильной, а сила справедливой».
Б. Паскаль
Вывод: Главная причина народных восстаний- власть не хочет или не может улучшить тяжёлое положение крестьян.
К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.
Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.
В
семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.
1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).
1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.
Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.
После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.
В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».
Вывод:
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева привела к улучшению положения уральских рабочих, казаков, крестьян и централизации власти в России. Больше крестьянских войн в стране не было.
Подведение итогов.
1). Почему народное движение 1773—1775 гг. называется «крестьянской войной»?
(Потому что восставшие действовали на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне).
2). Составьте синквейн на тему «Пугачёв».
Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопрос:
Кто из героев повести на протяжении всего повествования остаётся внутренне свободным, так как действует по велению сердца? В чём это проявляется?
Пужанская Екатерина Васильевна,
учитель родного (русского) языка и литературы
МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа №2».