2017-2018 гг.
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией Саботкоева Р.Б. – «Просвещение», 2004.с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
производить синтаксический разбор словосочетаний, ССП, СПП, БСП, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения урока |
План | Факт |
1. | Международное значение русского языка. Словосочетание и простое предложение | повторение | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос | Знать понятия и уметь разъяснять высказывания | Знать высказывания | | |
2. | Главные и второстеп.члены предл-я. Односост. и двусост. предл-я. | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Знать понятия и определения | У-13 | | |
3. | Способы выражения подлежащего | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей | Знать понятия и определения, уметь выделять речь | Подготовиться к контрольной работе | | |
4. | Входная контрольная работа | Закрепление знаний | Письмо под диктовку | Письменная работа | Знать правописание орфограмм | Повторить лексику | | |
5. | Фразеологические обороты | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Самостоятельная работа | Уметь подбирать ФО и уметь использовать их при выполнении упражнений | У-27 | | |
6. | Крылатые слова | Комбинированный | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос | Уметь применять при выполнении упр | | | |
7. | Сложное предложение | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Письменный опрос, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-38 | | |
8. | Понятие о сложносочинённом предложении | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-43 | | |
9. | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да, ни-ни. | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей | Усвоить соединительные союзы | У-52 | | |
10 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да, однако, зато… | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Усвоить про- тивительные союзы а. но, да и др. | У-58 | | |
11 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, либо, то-то | Комбинированный | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Уметь применять при выполнении упр. | У-64 | | |
12 | Знаки препинания в ССП | Комбинированный | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Усвоить знаки препинания | Повторить ССП | | |
13 | ССП. Тестовая работа | Комбинированный | Воспроизведение знаний и использование их на практике | Опора на изученное | Знать, уметь применять знания | Повторить средства выразит.связи | | |
14. | Комплексный анализ текста ССП | Комбинированный | Самостоятельное выполнение заданий | Опора на изученное | Письменная работа | Повторить синт.разбор | | |
15 | Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения | Комбинированный | Воспроизведение знаний и использование их на практике | Устный опрос, самостоятельная работа | Знать, уметь применять знания | Выполнить синтаксический разбор предл. | | |
16 | Понятие о сложноподчиненном предложении | Изучение новой темы | Самостоятельное выполнение заданий | Устный опрос, практикум | Письменная работа | У-72 | | |
17-18 | Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения «Семья» | Изучение новой темы Урок развития речи | Самостоятельное выполнение заданий, составление разных по структуре предложений | Опора на изученное | Знать понятия и определения | Повторить ССП | | |
19-20 | Подчинительные союзы и союзные слова Указательные слова в главной части | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь различать союзы и союзные слова | У-77 | | |
21-22 | Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП | Комбинированный | Самостоятельное выполнение упражнений, | Устный опрос, проверка тетрадей | Усвоить схему СПП | У-82 | | |
23-24 | Развитие связной речи. Сочинение –рассуждение «Что значит | Развития речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Устный опрос | Уметь использовать все ранее изученное и усвоенное | Повторить типы придаточн. Частей | | |
25- | Понятие о сложноподчиненном предложении | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос | Знать понятия и определения. | У-72 | | |
26 | Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-78 | | |
27 | Указательные слова в главной части | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-82 | | |
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной часть | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетраде | Уметь применять при выполнении упр | Синтаксич.разбор; -сделать схемы СПП | | |
29 | Контрольный диктант «Лоси» | Закрепление знаний | Письмо под диктовку | Самостоятельная работа | Письменная работа | Повторить СПП | | |
30-32 | Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-92, 97, 102 | | |
33 | Зачетный урок по теме «СПП с союзами, союзными словами и ЗП» | Закрепление знаний | Совершенствование умений правильно называть буквы алфавита | Устный опрос | Уметь применять при выполнении упр | У-102 | | |
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточной часть места | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей | Усвоить СПП с придаточной частью места | У-110 | | |
35-38 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Знать понятия и определения | У-118, 128,136, 140 | | |
39-40 | Развитие связной речи. Изложение с элементами сочинения «Мальчик и жеребенок» | Урок развития речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Самостоятельная работа | Уметь в данном виде изложения использовать всё ранее изученное и усвоенное | Подготовить вопросы по теме СПП | | |
41-42 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа и степени сравнения -сравнения -причины | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей | Усвоить СПП с придаточной частью образа и степени сравнения | У-145,148 | | |
43 | Развитие речи. Перевод текста | Урок развития речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Самостоятельная работа | Уметь применять при выполнении заданий | Повторить СПП | | |
44-45 | Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос | Знать понятия и определения | У-154 | | |
46-47 | Сложноподчиненные предложения с придаточной часть причины Комплексный анализ текста | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Самостоятельная работа | Усвоит придаточные причины и союзы | У-162,167 | | |
48-50 | Сложноподчиненное предложение с придаточной частью цели | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Усвоить СПП с придаточной частью цели | У-176,179,182 | | |
51 | Контрольный диктант | Закрепление знаний | Письмо под диктовку | Самостоятельная работа | Письменная работа | Повторить СПП | | |
52-55 | сложноподчиненные предложения с придаточной условной частью | Комбинированный | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упражнений | У-187, 193, 197, | | |
56 | Сложноподчиненные предложения с придаточной уступительной частью | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Усвоить СПП с придаточной уступительной частью | У-206 | | |
57-58 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Знать понятия и определения | У-213,219 | | |
59-62 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями Урок-зачет по теме «СПП» | Комбинированный | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Усвоить СПП с придаточной частью следствия | У-222, 226, 229, | | |
63 | Контрольный диктант | Закрепление знаний | Письмо под диктовку | Самостоятельная работа | Письменная работа | Повторить СПП | | |
64 | Синтаксический разбор СПП предложения | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Усвоить СПП | Произвести синт.разбор предлож. | | |
65-66 | Понятия о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит | Устный опрос | Усвоить БСП | - у-237; -написать небольшой рассказ на тему «Утро в нашем селении» | | |
67-68 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые» | Урок развития речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Устный опрос, самостоятельная работа | Письменная работа | Повторить БСП | | |
69-70 | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит | Устный опрос | Усвоить двоеточие в БСП | У-247,249 | | |
71-72 | Тире в бессоюзных сложных предложениях | Изучение новой темы | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Усвоить тире в БСП Уметь применять при работе с текстом | У-255, 259 | | |
73 | Порядок синтаксического разбора БСП | Закрепление знаний | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, самостоятельная работа | Уметь применять при выполнении упр | Синтаксич разбор БСП | | |
74 | Тестирование по теме БСП | Закрепление знаний | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, проверка тетрадей, заполнение таблицы | Уметь применять при выполнении упр | Принести словари | | |
75 | Комплексный анализ текста | Закрепление знаний | Самостоятельное выполнение заданий | самостоятельная работа | Письменная работа | Повторить орфограммы | | |
76 | Контрольный диктант «За грибами» | Урок проверки ЗУН | Письмо под диктовку | Письменный опрос | Справиться с задан ем | Повторить изуч.темы | | |
77 | Понятие о языке. Работа со словарем | Закрепление знаний | Самостоятельное выполнение заданий | Фронтальный опрос | Уметь работать со словарями | Записать высказывания о русском языке | | |
78 | Цитаты и цитирование | Закрепление знаний | Самостоятельное выполнение заданий | самостоятельная работа | Уметь применять при выполнении упр | Написать цитату | | |
79-80 | Роль языка в жизни человека. Язык как развивающееся явление | Урок проверки ЗУН | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | | | |
81-82 | Прямая речь и знаки препинания при ней | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-264 | | |
83-84 | предложения с чужой речью. Предложения с косвенной речью | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Составить схему предл. | | |
85 | Морфология. Наречие | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Повторить глагол | | |
86 | Морфология. Глагол | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Выполнить план работы на след.урок | | |
87-88 | Морфология. Причастие деепричастие | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Повторить изучен. | | |
89 | Понятие о косвенной речи | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Фронтальный опрос | Уметь применять при выполнении упр | У-268 | | |
90 | Русский язык в современном мире | Развитие связной речи | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Записать пословицы | | |
91-92 | Развитие связной речи Изложение с элементами сочинения | Развитие связной речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | уметь применять при работе с текстом | Повторить изуч-ый материал | | |
93 | Диалог | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Знать понятия и определения, | Составить диалог | | |
94 | Цитаты | Закрепление знаний | Воспроизведение знаний, самостоятельная работа | Устный опрос, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | Записать цитаты | | |
95 | Обобщение и систематизация изученного | Закрепление знаний | Самостоятельное выполнение заданий | Работа в парах Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Знать понятия и определения | Повторить изученное | | |
96 | Контрольный тест по программе 9 кл. | Закрепление знаний | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Знать понятия и определения | Составить текст-описание | | |
97 | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация. | Закрепление знаний | Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем | Устный опрос, построение схемы | Знать понятия и определения | У-289 | | |
98-99 | Развитие связной речи. Сочинение-рассуждение «Книги -наши друзья» | Развитие связной речи | Работа вместе с учителем по разработке плана | Устный опрос, проверка тетрадей | Уметь применять при работе с текстом | Повторить синтаксис | | |
100 | Синтаксис простое и сложное предложения. Пунктуация. | | | Фронтальный опрос Устный опрос, выполнение упражнений, проверка тетрадей | Уметь применять при выполнении упр | У-304 | | |
101 | Текст .стили речи. Типы речи. Подготовка к контрольной работе | Практическая работа | Самостоятельное составление письменных сообщений, описаний | Устный опрос, проверка тетрадей, анализ текста, составление плана | Знать понятия и определения | Написать текст | | |
102 | Контрольный диктант | Урок контроля | Письмо под диктовку | Письменная работа | Знать понятия и определения | Повторить правила | | |