Беседа «Терроризм – угроза личности, обществу, государству»
Цель: ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта
Задачи:
акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;
Ход занятия:
1.Понятие о терроризме.
Мы с вами живём в миролюбивой спокойной стране, учимся, работаем, отдыхаем. Но и в наше время, когда нет войны, все мы можем оказаться жертвами. Жертвами террора. Терроризм – это слово всё чаще звучит в нашей жизни, даже если мы и живём в безопасном регионе. И сегодня мы с вами поговорим, о том, что же такое терроризм, как вести себя в случае совершения теракта, как не стать жертвой терроризма.
Террор – запугивание, физическое насилие. В переводе с латинского террор – страх, ужас.
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия.
Жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
За последнее десятилетие в нашей стране произошло около сотни терактов. Москва, Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, Грозный, Волгодонск, Есентуки – вот страшная география терактов в нашей стране.
Они унесли тысячи жизней простых людей, таких, как мы с вами.
Террористы - это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.
2. Кто нас защищает.
Защищать нас готовы люди разных профессий. Задача разведчиков - определить, от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, полиция арестует преступников. Они - единая команда. И, чтобы эта команда выполняла слаженную работу, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Только за последние 3 года силами спецслужб раскрыта подготовка более 250 терактов.
Но эта работа может быть намного эффективнее, если сами граждане, мы с вами, проявим разумную бдительность и будем вести себя грамотно.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций и правил.
3. Как не стать жертвами террора.
1. Опасная находка.
В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Как вести себя при их обнаружении?
(ролик «Опасная находка»)
Беседа по содержанию:
- Где можно обнаружить опасный предмет?
- Какие предметы могут быть заминированы?
- Ваши первые действия? (опросить соседей или людей, находящихся рядом; сообщить в полицию или, если находитесь в транспорте, кондуктору или водителю; сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки; не дотрагивайтесь до бесхозных вещей; не подбирайте никаких вещей, даже ценных)
2. Действия при взрыве
Большинство террористических актов – это взрывы. Внезапность, страшная поражающая сила – вот главная характеристика любого взрыва. И всё-таки у человека есть шанс уцелеть даже в такой критической ситуации.
Беседа по содержанию:
- Какие правила поведения должен выполнять человек при взрыве на открытой местности?
Надёжные укрытия:
Стены зданий
Кирпичные и бетонные ограды
Тротуарный бордюр
Опасные укрытия:
Пластиковые, деревянные, стеклянные конструкции
Металлические рекламные щиты
При невозможности спрятаться:
Бросайтесь на землю, голову закройте руками, подожмите ноги.
Вблизи от упавшей гранаты:
Бросайтесь на землю, голову закройте руками, обязательно откройте рот.
Не вскакивайте сразу после взрыва, определите возможные ранения, необходимость помощи окружающим.
3. Захват заложников.
Любой человек по стечению обстоятельств может стать заложником в руках преступников (ролик «Захват заложников»)
Беседа по содержанию:
- Где может произойти захват заложников?
-Какие правила должен знать заложник?
Помнить, что главная – цель остаться в живых.
Не допускать истерик, не вступать в споры с террористами, выполнять все их требования. Не пытайтесь убежать, вырваться самостоятельно . Не требуйте также немедленного освобождения - террористы могут отреагировать агрессивно.
Ничего не предпринимайте без разрешения.
Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи - экономь свои силы.
4. Освобождение заложников (штурм)
Не всегда переговоры с террористами заканчиваются успешно. Иногда освобождение требует штурма. Помни: для бойцов спецназа главное - жизнь заложников, а не их собственная жизнь. Они сделают всё возможное, чтобы освободить людей без потерь. Во время освобождения заложникам необходимо также выполнять некоторые правила (ролик «Во время штурма»)
Беседа по содержанию:
-Какие правила необходимо соблюдать при освобождении заложников?
После начала штурма старайся держаться подальше от террористов.
По возможности, спрячься подальше от окон и дверных проёмов.
При штурме могут использоваться свето-шумовые гранаты: яркий свет бьёт в глаза, звук ударяет по ушам или чувствуется резкий запах дыма. В этом случае падай на пол, закрой глаза (тереть глаза нельзя), накрой голову руками и жди, когда сотрудники спецназа выведут тебя из здания.
Нельзя бежать навстречу спецназовцам.
4. Как не стать жертвами вербовки в террористические организации.
В настоящее время всё больше терактов совершают террористические организации, такие как ИГИЛ. И попадают в эту организацию не только мусульмане, но и люди разных национальностей – юноши, девушки, дети.
Террористы совершают преступления дважды: когда вербуют в свои ряды сторонников и когда посылают их на верную смерть. Как же не стать жертвой такой вербовки?
Во-первых, предлагают деньги. Но люди, которые идут в террористические организации не понимают, что деньги им не понадобятся, потому что террористов уничтожают на поражение.
С девушками в соцсетях знакомится молодой человек, переписывается с ними, внушает свои мысли.
Религиозные мотивы. Молодым людям внушается, что если они примут ислам, будут убивать, совершат теракт – они попадут в рай. Но ислам – миролюбивая религия, а террористы перевирают её. В исламе убийство человека приравнивается к убийству всего человечества (ролик «Библия и Коран»)
5. Толерантность.
И хотя почти половина россиян враждебно и со страхом относится к мусульманам, приравнивая ислам с терроризмом, это не так. Терроризм не имеет национальности. Имя терроризму одно – преступление.
Бояться терроризма нужно, но жизнь под страхом очень тяжела, а именно этого добиваются террористы. В любой ситуации нужно быть бдительным и осторожным, правильно себя вести в условиях этой опасности.
Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
А это печальная статистика трагедий:
Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
1 сентября 2004 г. группа вооруженных бандитов захватила школу №1 в городе Беслан Северной Осетии. Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок.
Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
5 декабря взрыв в электричке в Ессентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно страшный взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.
- Ребята, скажите дружно номер единой службы спасения («01»)
- Кто знает, почему номер «01»? (Легко запомнить и набрать)
Учитель: «У меня зазвонил телефон…» кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского? О чем эти стишки?
Дети: Об играх с телефоном.
Учитель: А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?
- С угрозой террористических актов ни в коем случае нельзя «шутить». Уже было много случаев когда не выучивший урока лоботряс звонил в милицию и … предупреждал о взрыве собственной школы. Поиски несуществующей бомбы, эвакуация людей, привлечение специалистов не только стоят больших денег, но и отвлекают внимание спецслужб от настоящей угрозы. Между прочим, «телефонных террористов» (так называют тех, кто угрожает по телефону несуществующими бомбами), как правило, ловят, каким бы телефоном они не пользовались. А оплачивать работу спецслужб вынуждены родители «шутников».
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы и поговорим.
Предлагаю поработать в группах. У нас получилось три группы.
На столах листочки с различными ситуациями по теме «Безопасность при террористических актах».
На подготовку ответа вам дается 1 минута.
Включается метроном или спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.
Минута истекла. Первая команда слушаем ваш ответ. Представитель команды зачитывает вопрос и дает ответ, ему помогают другие члены команды.
Задание 1.
Первая ситуация: Две девочки Аня и Юля сели в трамвай. Проехав две остановки, они заметили в дальнем углу трамвая бесхозную сумку. Аня предложила посмотреть, что в сумке. А Юля отказалась и рассказала о сумке водителю. Кто из девочек был прав?
Учитель: Если вы увидели подозрительный забытый предмет, сумку, пакет, коробку, сообщите об этом водителю немедленно. Сделайте это в любом случае, даже если вы не уверены в своих догадках перестраховка еще никому не помешала.
Представитель второй команды зачитывает вопрос и дает ответ.
- Вторая ситуация: Николаю Сидорову по почте пришла посылка от неизвестного лица и с непонятным обратным адресом. Что делать Николаю Сидорову с такой посылкой?
Учитель: В первую очередь, такие посылки, письма, послания, бандероли не вскрывать, а передавать специалистам: сотруднику милиции, военным специалистам, МЧС и т. д. Даже обыкновенные письма могут стать вместилищем яда или бактериологической «бомбы».
Представитель третьей команды зачитывает вопрос и дает ответ.
- Третья ситуация: Две подруги Аня и Юля гуляли в парке. Они купили мороженое и решили сесть на лавочку и съесть его. Подходя к лавочке, девочки увидели натянутый шнур. Юля предложила Ане отвязать его и попрыгать через него, как на скакалке. А Аня позвала находящихся рядом военнослужащих. Кто был прав?
Учитель: Нельзя выяснять самостоятельно, что и как. Проволока или шнур, натянутый в неожиданных местах или проволока, куски изоляции, свисающие из – под кузова машин – это признаки возможной опасности взрыва.
Задание 2. Если вас захватили в заложники?
Первая ситуация: Вы ехали с мамой от бабушки. На остановке вошел мужчина одетый не по сезону. Он объявил, что автобус захвачен и угрожает пистолетом. А тебе нужно выходить на следующей остановке. Что ты будешь делать?
Учитель: Не конфликтуйте с террористом. В их присутствии не выражайте неудовольствия, воздержитесь от криков и стонов. Не делайте резких движений. На всякое движение спрашивайте разрешения. Постарайтесь запомнить приметы террористов: их лица, имена, одежду, оружие – все что может помочь спецслужбам.
Вторая ситуация: Вы ехали с мамой от бабушки. На остановке вошел мужчина одетый не по сезону. Он объявил, что автобус захвачен и начал стрелять из пистолета. Что ты будешь делать?
Учитель: При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, подальше от окон, застекленных дверей. При ранении меньше двигайтесь, чтобы уменьшить кровопотерю.
Третья ситуация: При захвате автобуса террористами вас освободили спецслужбы, а ваша мама осталась в автобусе. Что ты будешь делать?
Учитель: Во время вашего освобождения выберите наиболее безопасное место за укрытием и не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте все требования сотрудников спецслужб.
Учитель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные - добрые (злой - добрый, грубый-ласковый, нападать-защищать, обижать-заступаться, война-мир, страх-смелость, враг-друг, угроза-защита) .
Задание 3. Если на улице стреляют?
Первая ситуация: Что делать если стрельба застигла вас на улице?
Учитель: Постарайтесь добраться до ближайшего укрытия (здания, памятника, подземного перехода, канавы и т . д.) При этом передвигайтесь зигзагами, не поднимаясь в полный рост. Если бежать некуда - ложитесь на землю. При первой же возможности сообщите о перестрелке сотрудникам милиции.
Вторая ситуация: А если стрельба застала вас дома, но стреляют прямо под окнами?
Учитель: Не выглядывайте в окно, проявляя любопытство. Это опасно! Постарайтесь укрыться в ванной комнате, туалете, куда не залетит случайная пуля, или лягте на пол.
Третья ситуация: Если в результате перестрелки в квартире возник пожар. Что ты будешь делать?
Учитель: Постарайтесь покинуть помещение.
Задание группам: Чтобы подвести итог классного часа, вам необходимо составить памятку «Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора», в вашем распоряжении стол – помощник на нем литература, которая поможет вам составить памятку.
Составленные памятки зачитываются по группам.
Подведение итогов:
Учитель: Сегодня мы с вами обсудили очень серьезную тему «Безопасность при террористических актах». Ваши знания, как поступить в том, или ином случае, смогут предотвратить беду и сохранить жизнь. (Раздает учащимся памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы»)
Наш урок мне хочется закончить вот этими словами. Расшифруйте и прочитайте.
Стерроризмомнужноиможнобороться!
Боротьсязасвоюжизньзасвоёбудущее!
10