СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование по обществознанию по учебнику Боголюбова Л.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П.Зиновьева
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании Ш МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ ВСОШ №2 имени Б.П.Зиновьева |
Протокол № | ______________________________ | __________________Кузнецов Н.И. |
от «___ » _____________ 2015 г. | «___» _________________ 2015 г. | Приказ от № |
Рабочая программа Наименование учебного предмета ___обществознание_ Класс__8 А,В Уровень общего образования основная, средняя школа Учитель Аладина Галина Валентиновна Срок реализации программы, учебный год___2015 - 2016 учебный год Количество часов по учебному плану 34 ч. в год; в неделю 1 часа. Планирование составлено на основе. _ Составлена на основе программ: Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. Под редакции А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова . - Москва Просвещение 2011г., Рабочих программ. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая -М.: Просвещение, 2015г.(4-е издание)..
Учебник: Обществознание 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой и др. Москва. Просвещение 2014г Рабочую программу составила Аладин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФот 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014г № 08-548 «О федеральном перечне учебников»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»).
Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. Под редакции А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова . - Москва Просвещение 2011г., Рабочих программ. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая -М.: Просвещение, 2015г.(4-е издание).
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева, принятая решением педагогического совета (протокол от 28 августа 2015 года №1), приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева от 28.08.2015 № 248.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информции и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
2. Характеристика курса Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Первый этап обучения обществознанию (5-7 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Выдвижение гипотез и их обоснование
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год на предмет «Обществознание» в 8 классе выделено 1 час в неделю, 34 часов в год. Часы выделены из обязательной части учебного плана. УМК. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. Под редакции А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова. - Москва Просвещение 2011г., Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая -М.: Просвещение, 2015г.(4-е издание). Учебник: «Обществознание». 8 класс: для общеобразовательных организаций. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой и др.- Москва. Просвещение 2015г. соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень.
№ | Название темы
| Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1. | Введение | 1 час | 1 час |
2. | Тема 1. Личность и общество | 6 часов | 6часов |
3. | Тема 2. Сфера духовной культуры | 8 часа | 8 часа |
4. | Тема 3. Экономика | 13 часов | 13 часов |
5. | Тема 4. Социальная сфера | 5 часов | 5 часов |
6. | Итоговый урок | 1 час | 1 час |
| резерв | 1 час | - |
| Итого | 35 часа | 34 часа |
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Метапредметные результаты
1) уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) уметь выделять существенную информация из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять:
а)анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
б) синтез как составление целого из частей;
в) сравнение, классификацию по заданным критериям;
8) уметь выдвигать гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы; самостоятельно находить способы решения.
9) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
10) умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11) выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
Предметные результаты
1)иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
4)понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
5) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
6) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
7) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних, понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
8) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
9) умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
10) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностные результаты:Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
1)формирование основ гражданской идентичности личности;
2)формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
3) развитие самооценки личности;
4)развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
5)формирование мотивов достижения и социального признания;
6)формирование границ собственного знания и «незнания»;
7)знание основных моральных норм;
8)ориентация на выполнение моральных норм;
9)способность к решению моральных проблем;
10)оценка своих поступков.
11) формирование ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны.
Коммуникативные результаты:
1)понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3)уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера
4)уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, владеть диалогической формой речи;
5)уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
адекватно воспринимать оценку учителя;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В 8 классе предложены четыре темы.
Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
Введение (1 час) Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Личность и общество (6часа)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 3. Экономика (13 часов)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 часов)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Тема 5. Итоговое повторение (1 час)
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ФОПД (формы организ.познав. деятельности) | Форма контроля | Домашнее задание
| Дидактическое обеспечение | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
1 |
| Вводный урок
| 1 | Урок общеметодологической направленности
| В познавательной сфере: относительно целостное представление В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, высказывать свое мнение
Усвоение понятий: гуманизм, мировоззрение | Регулятивные: принимают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий логические – осуществляют Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; умеют | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Фронтальная Индивидуальная знакомятся Рассматривают учебник, Читают вступительную статью и отвечают на вопросы. Составляют кластер. Группы готовят и выступают с сообщениями о том, что может изучаться
| Фронтальная беседа., тестовый контроль |
стр . 4-5 | Презентация Power Point
учебник, схемы
Электронное приложение к учебнику
| |||||
Тема 1. Личность и общество (6 часов) | ||||||||||||||||
2 |
| Что делает человека человеком?
| 1 |
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
| Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности.
Усвоение понятий: мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое
| Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника) формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи осуществляют структурирование знаний; дополняют Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; обмениваются мнениями в паре, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество | Определяют свою личную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Понимают понимают Ориентация на выполнение моральных норм. |
Фронтальная беседа, работа в тетрадях
составление конспекта по тексту
| работа с таблицей | §1 стр. 8-12 | презентация. «Происхождение человека»
Электронное приложение к учебнику
| |||||
3 |
| Человек обществоприрода.
| 1 | Урок отработки умений | Раскрывать смысл понятия «ноосфера» Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку Характеризовать возможности человеческого разума Раскрывать значение моральных норм Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей Анализировать и оценивать текст с заданных позиций Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
Усвоение понятий: индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация
| Познавательные: строят осознанные речевые высказывания логические – устанавливают причинно-следственные осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: принимают учебную задачу определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | Понимают Ориентация на выполнение моральных норм Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач( задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Опрос, практические задания работа с документом самостоятельно осуществлять поиск значимой информации;
| Тестовые задания по типу ОГЭ | §2 стр.13-18 Задания | Мультимедийная презентация «Человек,общество, природа» Электронное приложение к учебнику | |||||
4 |
| Общество как форма жизнедеятельности людей.
| 1 | Урок отработки умений
| Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни Усвоение понятий: сферы жизни общества, социальные нормы
| Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, работают в парах Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – строят логическую цепь рассуждений | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают Применяют правила делового сотрудничества | Групповая
начертить схему основных сфер жизни общества.
выполнение задания пояснениями .
| Устный опрос.
| §3 стр.19-26 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 8.
| презентация «Основные сферы общественной жизни»Притча о принятии себя Электронное приложение к учебнику | |||||
5 |
| Развитие общества
| 1 | Урок открытия нового знания . | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс» Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития) Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. понимать, в чем выражается эволюционный характер развития общества, какие проблемы относятся к глобальным, к каким последствиям ведет процесс глобализации.
Усвоение понятий: изменчивость, стабильность, глобализация | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты, выделяют главное; проводят сравнение, устанавливают связи. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают | Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность | Групповая Фронтальная Парная
Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Читают текст, высказывают свое мнение Выполняют
| Устный опрос, индивидуальные письменные задания тестовый контроль по типу ОГЭ | §4 стр.27-34 Задание | Презентация «Глобальные проблемы современности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
6 |
| Как стать личностью.
| 1 | Урок открытия нового знания . | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, ее мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. Усвоение понятий: личность, адаптация
| Познавательные: строят осознанные речевые высказывания логические – устанавливают причинно-следственные осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: принимают учебную задачу определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают | Индивидуальная
Просматривают презентацию, и выполняют
| взаимоконтроль фронтальная беседа | § 5 стр.27-41 Задания | Презент презентация «Я - личность» Презентация «Человек. Индивид. Личность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
7 |
| Практикум по теме «Лично сть и общество»
Как стать личностью | 1 | Урок развивающего контроля | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем, формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах Научатся работать с новыми видами тестовых заданий Привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются Обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
| Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают | Фронтальная Групповая
Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Выполняют Тест |
проекты по выбранным темам | §4-5 стр. 42 - 45 2 | Интерактивные тест | |||||
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов) | ||||||||||||||||
8 |
| Сфера духовной жизни.
| 1 | Урок открытия нового знания | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии Освоить основные понятия: культура, духовная сфера общества
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют логические – строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. | Развивают способность к самооценке. Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;
| Фронтальная беседа,
Просматри-
| Проблемная беседа
тестовый контроль по типу ОГЭ | §6 стр.46-54 Задания | Мультимедийная презентация Презентация «Духовная сфера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_8559.html
Электронное приложение к учебнику | |||||
9 |
| Мораль.
| 1 | Урок общеметодологической направленности
| Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека Освоить основные понятия: мораль, нравственность, нормы морали, добро, зло
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют логические – пользуются алгоритмом в работе. Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Знание основных моральных норм. Ориентация на выполнение моральных норм. Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, | Групповая
устный опрос, работа с учебником, работа с дополнительными материалами по карточкам | Познавательное задание | § 7 стр.54- 63 Задания
| Д. С. Лихачев. Декларация прав культуры Презентация «Что такое мораль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Презентация «Добро и зло» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : | |||||
10 |
| Долг и совесть.
| 1 | Урок отработки умений | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей Научатся: определять, что такое долг, совесть и объективные обязанности
Освоить основные понятия: общественный долг, объективные обязанности
| Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации по памяти умеют структурировать знания; дополняют логические – строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению, строят понятные для партнера высказывания Регулятивные: учитывают | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, применяют правила делового сотрудничества , | Фронтальная Парная
составление таблицы
записи в тетради
| тестовый контроль по типу ОГЭ проблемная беседа | § 8 стр.64-70
| Презентация «Долг и совесть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dmsuslin.narod.ru/club-licey5.htm
Притча о совести Электронное приложение к учебнику | |||||
11 |
| Моральный выбор- это ответственность.
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Приводить примеры морального выбора Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей Определять, в чем выражается свобода выбора, как связаны свобода и ответственность; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Освоить основные понятия: свобода выбора, моральный выбор
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели
| Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Групповая индивидуальная читают текст, отвечают на вопросы, вступают | Самостоятельная работа | § 9 стр.71-78 Задания
| презентация
«Моральный выбор». Презентация «Моральный выбор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/186-1-0-9778 Электронное приложение к учебнику | |||||
12 |
| Образование.
| 1 | Урок открытия нового знания | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.
Освоить основные понятия: приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
| Понимают | Фронтальная Парная Работа с афо-ризмами Чтение притчи, ее обсуждение | работа с тексте учебника и документом закон «Об образовании» | § 10 стр.78-86
Задания
| Зачем учиться Закон «Об образовании» Электронное приложение к учебнику | |||||
13 |
| Наука в современном обществе.
| 1 | Урок отработки умений | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе, нравственные принципы труда ученого.
Освоить основные понятия: система знаний, факты, законы, теории
| Познавательные: общеучебные – составляют Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Понимают Проявляют
| Фронтальная беседа
составление таблицы
Записи в тетради
Работа с документом «Этика науки Магомед Абдуллаев, профессор читают текст, отвечают на вопросы, вступают | тестовый контроль по типу ОГЭ | § 11 стр.87 - 94 Задания
| презентация
«Роль науки в обществе»
«Этика науки Магомед Абдуллаев, профессор Электронное приложение к учебнику | |||||
14 |
| Религия как одна из форм культуры.
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. Знать: религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Освоить основные понятия: религиозная вера, свобода совести, свобода вероисповедания
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
| Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей
| Фронтальная парная индивидуальная устный опрос работа с терминами
с тексте документа
закон «О свободе совести | тестовый контроль по типу ОГЭ | § 12 стр. 95-100 Задания
| презентация
«Мировые религии» Конституция Российской Федерации. | |||||
15 |
| Практикум по теме «Сфера духовной культуры» Учимся поступать морально.
| 1 | Обобщение | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций, выделять нравственный аспект поведения | индивидуальная
| проекты по выбранным темам |
стр. 102-104
| проекты по выбранным темам | |||||
Тема 3. Социальная сфера (5 часов) | ||||||||||||||||
16 |
| Социальная структура общества.
| 1 | Урок открытия нового знания | Определять статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе. Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. Освоить основные понятия: социальная мобильность, социальная группа, социальный конфликт | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – осуществляют причинно-следственные Регулятивные: адекватно Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но | Групповая Фронтальная
диалог | Устный опрос, работа с документами, с учебником, | § 13 стр. 105 - 114 Задания |
Презентация
Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : | |||||
17 |
| Социальные статусы и роли | 1 | Урок открытия нового знания | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. Освоить основные понятия: социальный статус, социальная роль | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную | Сохраняют мотивацию к учеб- ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Фронтальная Групповая устный опрос работа с терминами
работать с новыми видами тестовых заданий | Чертят схему в тетради, | § 14 стр. 114- 121
Задания
| презентация
Презентация «Социальные статусы и роли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
18 |
| Нации и межнациональные отношения.
| 1 | Урок открытия нового знания | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. Освоить основные понятия: нация, этнос, межнациональные отношения
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: учитывают Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, допускают существование других точек зрения | Проявляют гражданскую идентичность в форме осознания «Я» гражданин РОССИИ
| Фронтальная Групповая Читают материал учебника, отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы
| Выполняют | § 15 стр. 122 -131 Задания
| Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
19 |
| Отклоняющееся поведение
| 1 | Урок отработки умений | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение ЗОЖ. определять связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение». Освоить основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – осуществляют Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
| Проявляют социальную компетентность как готовность к решению социально – нормативных проблем | Фронтальная Индивидуальная
работать с новыми видами тестовых заданий | Устный опрос, индивидуальные задания, работа с терминами | § 16 стр. 131 - 139
| Презентация «Отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
20 |
| Практикум по теме «Социальная сфера»
Учимся жить в многонациональном обществе | 1 | Обобщение | Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.
| Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценки межнациональных ситуаций, выделять нравственный аспект поведения. Оценивают собственную учебную сравнивают разные точки зрения.
| Индивидуальная Групповая работа с элементами проектной деятельности | проекты по выбранным темам | стр. 139 -141 | проекты по выбранным темам | |||||
Тема 3. Экономика (13 часов) | ||||||||||||||||
21 |
| Экономика и ее роль в жизни общества
| 1 | Урок открытия нового знания | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. Освоить основные понятия: потребности, ресурсы, средства производства
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания Регулятивные: учитывают Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
| Понимают значение экономических знаний для человека, развивают способность к самооценки. Высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания | Фронтальная Групповая Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь
Работа | Устный опрос, работа в тетрадях, индивидуальные задания
| § 17 стр. 143 - 150
Задания
| Презентация «Экономика и ее роль в жизни общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
22 |
| Главные вопросы экономики
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Освоить основные понятия: экономическая система, экономическая эффективность
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы , ведут диалог , участвуют в дискуссии; | Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа, работа с текстом, работа в тетрадях | § 18 стр. 151 - 161
| Презентация «Экономическая система» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
23 |
| Собственность.
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. Освоить основные понятия: собственность, имущественные отношения, формы собственности
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – дополняют и расширяют имеющиеся представления о формах собственности Коммуникативные: обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию Регулятивные: принимают учебную задачу
| Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Уметь давать оценочные суждения | Групповая Индивидуальная работа с новыми видами тестовых заданий | Фронтальная беседа диалог с учащимися
Групповая работа с материалом учебника, | § 19 стр. 161 - 167 Задания
| таблица собственность. Формы собственности
Электронное приложение к учебнику
| |||||
24 |
| Рыночная экономика.
| 1 | Урок отработки умений | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного Освоить основные понятия: спрос, предложение, конкуренция
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – осуществляют Регулятивные: учитывают Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию | Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат | Групповая | Деловая игра | §20 стр. 167- 175 | Презентация «Рыночная экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
| |||||
25 |
| Производство- основа экономики
| 1 | Урок отработки умений | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. Освоить основные понятия: товар, факторы производства, разделение труда, специализация, обмен, торговля, реклама
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о значении общения, способах общения; формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о торговле и рекламе Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
| Понимают значение экономических знаний для человека, развивают способность к самооценки.
| Индивидуальная работа с новыми видами тестовых заданий | Устный опрос, работа в тетрадях, индивидуальные задания | §21стр. 175 - 184
Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 48 | Презентация «Факторы производства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
| |||||
26 |
| Предпринимательская деятельность
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. Освоить основные понятия: Фирма, малый бизнес, акционерное общество, предпринимательство
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о видах предпринимательской деятельности, формулируют ответы логические – выдвигают гипотезы и их обосновывают Коммуникативные: дополняют Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала
| Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания Высказывать суждения о роли малого бизнеса | Индивидуальная Групповая | Проектные работы по темам | §22стр. 184 - 193 | Презентация «Предпринимательская деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
| |||||
27 |
| Роль государства в экономике
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «Государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.
Освоить основные понятия: налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – осуществляют Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
| Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность
| Фронтальная Парная
комментируют слайды | Работа работа с кроссвордом | §23стр. 193 - 201
Задания
| Презентация «Роль государства в экономике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
28 |
| Распределение доходов
| 1 | Урок отработки умений | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Освоить основные понятия: доходы, прожиточный минимум
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – устанавливают причинно-следственные Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, и потребностей Регулятивные: составлять план последовательности действий | Формирование способности к определению своей позиции и ответственного поведения в обществе
| Индивидуальная
работа с тестовыми заданиями | Диалог с учащимися
Выполняют
| §24 стр. 201-208 | Карточки с ситуациями
Электронное приложение к учебнику
| |||||
29 |
| Потребление
| 1 | Урок отработки умений | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Освоить основные понятия: Потребление, страхование, защита прав потребителей
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – осуществляют Коммуникативные: дополняют Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Парная Фронтальная
работа с тестовыми заданиями по типу ОГЭ
| Фронтальная беседа работа с текстом документа
Закон РФ «О защите прав потре- | §25 стр. 208-215
Задания
| Закон РФ «О защите прав потре-
Электронное приложение к учебнику | |||||
30 |
| Инфляция и семейная экономика
| 1 | Урок открытия нового знания | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения Освоить основные понятия: инфляция, номинальные и реальные доходы, формы сбережения, семейный бюджет
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания логические – устанавливают причинно-следственные Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
| Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. | Парная Фронтальная
читают текст документа, отвечают
Проектные работы по темам | Фронтальная беседа работа с текстом документа Гражданский кодекс РФ (фрагменты
| §26 стр. 215-224 | Гражданский кодекс РФ (фрагменты) Проектные работы по темам | |||||
31 |
| Безработица, ее причины и последствия.
| 1 | Урок открытия нового знания | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда. Освоить основные понятия: безработица, рыночная экономика
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о безработице, формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о причинах и последствиях безработицы; логические – устанавливают причинно-следственные Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Парная Фронтальная Выполняют | Тестовые задания по типу ОГЭ
заполнить таб- | §27 стр. 224-233 Задания | Презентация «Безработица» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/137-1-0-6914 Электронное приложение к учебнику | |||||
32 |
| Мировое хозяйство и международная торговля
| 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние мировой торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». Освоить основные понятия: мировое хозяйство, внешняя торговля, обменный курс валют
| Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о мировом логические – осуществляют Регулятивные: учитывают Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, и потребностей
| Формирование способности к определению своей позиции и ответственного поведения в обществе
| Фронтальная групповая Читают текст учебника, конспектируют Выполняют
| Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.
| §28 стр. 233-240 | Презентация «Мировое хозяйство и международная торговля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Электронное приложение к учебнику | |||||
33 |
| Практикум по теме «Экономика» | 1 | Обобщение | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Познавательные: общеучебные – привлекают информацию, полученную логические – осуществляют Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивают собственную учебную
| Индивидуальная проекты по выбранным темам | Выполняют самостоятельные задания в рабочей тетради | стр. 243-247 | Проекты по выбранным темам | |||||
34 |
| Заключительный урок Урок развивающего контроля | 1 | Урок развивающего контроля |
Итоговый тест за курс 8 класса Тестовые задания по типу ОГЭ
Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе
| Итоговый тест за курс 8 класса Итоговый тест по материалам сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
1. социальные свойства человека, виды его взаимодействий с другими людьми;
2. сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей для подростка;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методический комплект:
Обществознание. 8класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2014.
Поурочное планирование. Обществознание. 8 класс. Система уроков по учебнику под редакцией Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Автор –составитель И.Ю.Буйволова. Издательство «Учитель» 2012г.
Дополнительная литература для учителя
Конституция РФ
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание «Под ред.Л. Н. Боголюбова.— М., 2009.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013 гг.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Электронные образовательные ресурсы
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota
9.Учебное электронное издание – Обществознание 6 – 11, издательство «Дрофа»
10.Дополнительные электронные ресурсы.www.1september.ru1 сентября
www.metodkopilka.ruМетодкапилка
www.uchportal.ru Учительский портал
www.openklass.ruОткрытый класс
www.metodkabinet.ruМетодкабинет
http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru— актуальные новости общественной жизни
http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
.http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
.