№ п/п | Содержание урока | Дата | Основные знания, умения и навыки | Примеча-ние |
I четверть (45 ч.) | Учащиеся должны | |
Язык как развивающееся явление | | |
1 | Язык как развивающееся явление. Наш язык. | | Знать: элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка. | |
2 | Исторические изменения русского языка. | | |
| | | |
Разделы лингвистики | | |
Фонетика и орфоэпия | | |
3 | Звуки и буквы. | | Уметь: -проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; -правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи. | |
4 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Словообразование самостоятельных частей речи | | | |
5 | Основные способы образования слов. | | Уметь: -определять способы образования слов разных частей речи; -анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; -составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов. | |
6 | Основные способы образования существительных и прилагательных | | |
7 | Вводный контрольный тест. | | В.к. |
8 | Анализ контрольного теста. | | |
9 | Основные способы образования наречий. | | |
10 | Основные способы образования наречий (закрепление). | |
11 | Неморфологические способы образования слов | | |
12 | Неморфологические способы образования слов (продолжение). | | |
13 | Контрольный диктант №1 «Словообразование». | | К.д.1 |
| | | | |
| Лексикология и фразеология | | | |
14 | Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. | | Уметь: -соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; -толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; -пользоваться различными видами лексических словарей. | |
15 | Переносное значение слова. Фразеологизмы. | | |
16 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | | |
17 | Устаревшие слова. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Грамматика: морфология и синтаксис | | | |
| Морфология | | Уметь: -различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; -правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; -использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения. | |
18 | Склоняемые части речи. | | |
19 | Р.р. Подготовка к подробному изложению (упр. 127). | | Изл.1 |
20 | Р.р. Написание подробного изложения. | | |
21 | Глагол как часть речи. | | |
22 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола. | | |
23 | Причастные и деепричастные обороты. | | |
24 | Р.р. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И.Шишкина и К.Ф.Юона). | | Соч.1 |
25 | Р.р. Написание сочинения. | | | |
| Синтаксис | | Уметь: -составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; -определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи. | |
26 | Виды предложений. | | |
27 | Простое осложнённое предложение. | | |
28 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. | | Изл.2 |
29 | Р.р. Написание сжатого изложения. | | |
| Орфография | | | |
30 | Разделы русской орфографии. Правописание морфем. | | Уметь: -владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; -учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; -аргументировать тезис о системном характере русской орфографии. | |
31 | Правописание морфем (закрепление). | | |
32 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | | |
33 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (закрепление). | | |
34 | Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях. | | |
35 | Контрольный диктант №2 «Синтаксис и орфография». | | К.д.2 |
36 | Слитные, раздельные и дефисные написания. | | |
37 | Правописание НЕ с причастиями. | | |
| Пунктуация | | | |
38 | Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. | | Уметь: - соблюдать правильную интонацию предложений в речи; -устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений. | |
39 | Предложения с обособленными членами. | | |
40 | Знаки препинания перед союзом И. Предложения с прямой речью. | | |
41 | Р.р. Подготовка к подробному изложению. | | Изл.3 |
42 | Р.р. Написание подробного изложения. | | |
43 | Контрольный диктант №3 «Пунктуация». | | К.д.3 |
| | | |
| Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи | | | |
44 | Правильное употребление имён существительных. | | Уметь: - употреблять слова самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | |
45 | Правильное употребление имён прилагательных. | | |
II четверть (35 ч.) | |
46 | Правильное употребление имён числительных. | | |
47 | Правильное употребление местоимений. | | |
48 | Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий. | | |
| | | |
Текстоведение | | |
49 | Текст как произведение речи. Основные признаки текста. | | Уметь: - анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; -рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; -устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; -определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте. | |
50 | Этапы работы над сочинением. | | |
51 | Точность и логичность речи. Композиция текста. | | |
52 | Виды связи предложений в тексте. | | |
53 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег». | | Соч.2 |
54 | Р.р. Написание сочинения. | | |
55 | Выразительность речи. | | |
56 | Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства. | | |
57 | Лексические средства выразительности. | | |
58 | Морфологические средства выразительности. | | |
59 | Синтаксические средства выразительности. | | |
60 | Рассуждение как тип речи. | | |
61 | Р.р. Изложение-миниатюра. | | Изл.4 |
62 | Сочетание разных типов речи в тексте. | | |
63 | Сочетание разных типов речи в тексте (закрепление). | | |
64 | Контрольный диктант №4 «Текстоведение». | | К.д.4 |
65 | Анализ контрольного диктанта. | | |
| | |
| | |
| Морфология | | | |
| Наречие | | | |
66 | Наречие как самостоятельная часть речи. | | Знать: - морфологические признаки наречий и проводить морфологический разбор; Уметь: -правильно, уместно и выразительно употреблять наречия в речи; -использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения. | |
67 | Разряды наречий по значению. | | |
68 | Местоименные наречия. Слова категории состояния. | | |
69 | Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. | | |
70 | Образование степеней сравнения наречий. | | |
71 | Образование степеней сравнения наречий (закрепление). | | |
72 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | | |
73 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (закрепление). | | |
74 | Р.р. Подготовка к контрольному подробному изложению. | | Изл.5 |
75 | Р.р. Написание контрольного подробного изложения. | | |
76 | Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. | | |
77 | Дефисное написание наречий. | | |
78 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение). | | |
79 | Контрольный тест №1 «Правописание наречий». | | Т.1 |
80 | Анализ контрольного теста. | | |
III четверть (50 ч.) | |
81 | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. | | |
82 | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями (закрепление). | | |
83 | Правописание н и нн в наречиях на -о (-е). | | |
84 | Правописание н и нн в наречиях на -о (-е) (закрепление). | | |
85 | Суффиксы -о и -а на конце наречий. | | |
86 | Употребление ь на конце наречий после шипящих. | | |
87 | Р.р. Подготовка к контрольному сжатому изложению. | | Изл.6 |
88 | Р.р. Написание контрольного сжатого изложения. | | |
89 | Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий». | | |
90 | Самостоятельная работа. | | |
91 | Синтаксическая роль наречия в словосочетании. | | |
92 | Синтаксическая роль наречия в предложении. | | |
93 | Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении. | | |
94 | Функции наречий в тексте. | | |
95 | Функции наречий в тексте (закрепление). | | |
96 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова «Просёлок». | | Соч.3 |
97 | Р.р. Написание сочинения по картине А.К.Саврасова «Просёлок». | | |
98 | Правильное употребление наречий. Орфоэпические нормы. | | |
99 | Грамматические нормы. | | |
100 | Лексические нормы. | | |
101 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению. | | Соч.4 |
102 | Р.р. Написание контрольного сочинения. | | |
103 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | | |
104 | Контрольный диктант №5 «Наречие». | | К.д.5 |
105 | Анализ контрольного диктанта. | | |
| Служебные части речи и междометия | | | |
Самостоятельные и служебные части речи | | |
106 | Самостоятельные и служебные части речи. | | Знать: - морфологические признаки служебных частей речи и проводить морфологический разбор; Уметь: -правильно, уместно и выразительно употреблять служебные части речи; -использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения. | |
| Предлог | | |
107 | Предлог как часть речи. | | |
108 | Предложное управление. | | |
109 | Грамматические значения предлогов. | | |
110 | Разряды предлогов по происхождению и составу. | | |
111 | Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные). | | |
112 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | |
113 | Слитное и раздельное написание производных предлогов (закрепление). | | |
114 | Роль предлогов в словосочетании и предложении. | | |
115 | Р.р. Написание сочинения. | | Соч.5 |
116 | Предлог в предложении и тексте. Самостоятельная работа. | | |
| | | |
Союз | |
117 | Союз как часть речи. | | |
118 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. | | |
119 | Синтаксическая роль союза И. | | |
120 | Синтаксическая роль союза И (закрепление). | | |
121 | Синтаксическая роль подчинительных союзов. | | |
122 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». | | Соч.6 |
123 | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». | | |
124 | Морфологический разбор союза. | | |
125 | Различение союзов и союзных слов. | | |
126 | Правописание составных союзов. Различение омофонов. | | |
127 | Правописание союзов разных разрядов. | | |
128 | Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. | | |
129 | Повторение и обобщение по теме «Союз». | | |
130 | Контрольный диктант №6 «Союз». | | К.д.6 |
IV четверть (40 ч.) | |
Частица | |
131 | Понятие о частице. Разряды частиц. | | |
132 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | | |
133 | Разряды частиц. Формообразующие частицы (закрепление). | | |
134 | Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. | | |
135 | Слитное, раздельное, дефисное написание частиц (закрепление). | | |
136 | Правописание частиц НЕ и НИ. | | |
137 | Правописание частиц НЕ и НИ (закрепление). | | |
138 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. | | |
139 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи (продолжение). | | |
140 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи (закрепление). | | |
141 | Самостоятельная работа. | | |
142 | Роль частиц в речи. | | |
143 | Роль частиц в предложении. | | |
144 | Роль частиц в тексте. |
145 | Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические нормы. | | |
146 | Грамматические нормы. | | |
147 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи». | | |
148 | Контрольный тест №2 «Служебные части речи». | | Т.2 |
149 | Анализ контрольного теста. | | |
Междометие | |
150 | Междометие как часть речи. | | |
151 | Междометие как часть речи (закрепление). | | |
152 | Звукоподражательные слова. | | |
153 | Звукоподражательные слова (закрепление). | | |
Омонимия слов разных частей речи | | |
154 | Омонимия и многозначность. | | Знать систему и причины перехода частей речи друг в друга. Знать и применять алгоритм различения омонимичных частей речи. Опознавать омонимичные части речи в тексте. Различение разных видов омонимов. Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов. Навык работы с учебным словарем омонимов. | |
155 | Использование омонимии как средства художественной выразительности. |
156 | Различение грамматических омонимов. | | |
157 | Различение грамматических омонимов (закрепление). | | |
158 | Нормы орфографии. | | |
159 | Нормы орфографии (закрепление). | | |
160 | Нормы пунктуации. | | |
161 | Нормы пунктуации (закрепление). | | |
162 | Самостоятельная работа. | | | |
163 | Р.р. Написание сочинения. | | | Соч.7 |
| | | | |
Повторение и обобщение изученного | | |
164 | Орфография. | | Знать -производить морфемный разбор разных частей речи; - способы словообразования, -составление морфемной модели слова и нахождение по ней частей речи. | |
165 | Фонетика. Орфоэпия. | | |
166 | Морфология. | | |
167 | Морфемика. Словообразование. | | |
168 | Синтаксис и пунктуация. | | |
169 | Итоговый тест по программе 7 класса. | | Т.к.3 |
170 | Анализ итогового теста. | | |