Тема урока: «Какие бывают растения».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);
Обучающая: формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;
Развивающая: Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый контроль по результату; Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Воспитательная: Формировать интерес к изучению темы: «Природа и наша безопасность» и осознание правил поведения в живой и неживой природе.
Образовательные ресурсы: Учебник Окружающий мир 2 класс. Плешаков А.А. (1 часть) УМК «Школа России». Презентация.
Оборудование: шифр слова «растение» на доске, картинки с изображением растений, фотографии, слайды, презентация «Разнообразие и красота растений», школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши или фломастеры, альбомный лист.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1.Организационно-мотивационный | Настроить учащихся на активную. продуктивную деятельность на уроке | Словесный метод | - Здравствуйте - Я надеюсь, что вы сегодня многое узнаете, и будете активно работать на протяжении всего урока! | Готовятся к уроку. приветствуют учителя. Смотрят на экран Высказывают свои мнения. | Фронтальная | Интерактивная доска, сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя | | Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других. | Формирование мотивации к учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | Вовлечь обучающихся в формулировку темы, цели, задач урока | Словесный, практический, наглядный методы | Создание ситуации Успеха | | | | | | |
- Ребята, как вы считаете, какое значение имеет вода для животных, растений и человека? - Какова причина загрязнения воды? - Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды? | - Вода имеет очень важное значение для всего живого. - Их много. Мусор, отходы. - Сократить использование пластика. | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | | УУД: -осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | |
| | | Создание ситуации Разрыва | | | | | | |
- Посмотрите на доске картинки - предметы, которые относятся к живой природе. Назовите их. (Берёза, одуванчик, шиповник, ёлка, колокольчик, рябина, малина, ромашка, смородина). -Как можно их назвать одним словом? -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Что вы уже знаете по этой теме? -А что ещё можно узнать? -Попробуйте распределить данные растения на группы. -Почему возникли затруднения? | Смотрят на картинки. - Берёза, одуванчик, шиповник, ёлка, колокольчик, рябина, малина, ромашка, смородина - Растения. - О растениях. Деревья, травы, кустарники. |
| | | Формулировка учебной задачи | | | | | | |
(На доске запись.) - Это тема нашего сегодняшнего урока. 18, 1, 19,20,6, 15, 10,6. - С помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.) - Расшифруйте это слово. {Растение.) - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.) А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.) - Что еще вы хотели бы узнать по этой теме? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) - Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка. | С помощью алфавита формулируют тему урока. - Растение. - О растениях. - Есть корень, листья, цветы, плоды. |
Решение учебной задачи | Сформировать понятие по изучаемой теме | Словесный, наглядный, практический методы | Моделирование | Фронтальная, индивидуальная | Презентация, учебник | Самоконтроль, взаимоконтроль | | | |
- Посмотрите на картинку. Скажите, какие растения вы на ней видите? - Ну конечно, в первую очередь бросаются в глаза цветки. Это одуванчики, колокольчики и многие другие. - На заднем фоне вы видите тоже разные растения, но они уже гораздо больше – это деревья. - И перед деревьями можно различить несколько кустарников. - Вот мы сегодня говорим о том, чем же отличаются эти группы растений. Травянистые, кустарники, и деревья. 1. Работа по учебнику - Рассмотрите схему на с. 56. - Что вы видите? По этой схеме определите, чем они различаются. - И так, чем же травянистые растения отличаются, например от деревьев? - Ну конечно деревья большие. Ну на самом деле деревья могут быть и совсем крошечными. - Самое главное отличие травянистых растений это то, что у них нет ствола. У них стебель тонкий, узенький и самое главное мягкий. Травянистые растения могут иметь цветки, а могут и не иметь их. - Следующая группа кустарники. Кустарники очень похожи на деревья, но их основное отличие то, что их стволы тоньше и их много. У дерево обычно один ствол, а кустарников их много. Кустарники точно так же могут иметь цветы, а могут и не иметь - Деревья. Как мы уже говорили это растения, у которых один прочный ствол. - Кроме этого кустарники и деревья можно разделить на две группы: - Посмотрите на экран. - Вы наверное уже догадались по картинке. Это лиственные растения и хвойные. У них место листьев иголочки. - Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже. 3. Работа по учебнику -Прочитайте вопросы на с. 57. - и так под номером один что у нас? Скажите название. Это сосна. Он дерево или кустарник? А почему вы уверены что сосна это дерево? - Пол номером один это что? Кустарник. - Под номером один – сосна. 2 – калина 3 – орешник 4 – клён 5 – одуванчик 6 – репейник. - Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140. - Открываем рабочие тетради на стр 39. Находим задание 1. 1) нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. - Теперь выполняем задание под номером 2. 2) заполни пропуски в тесте. У лиственных растений листья в виде пластинок. У хвойных растений листья в виде хвоинок. | Смотрят на картинку. - Цветы – ромашка, колокольчик, одуванчик. И Деревья. Смотрят на схему. Деревья, кустарники и травы. Высказывают свои мнения. |
| | | Практическое применение | | | | | | |
Организует деятельность по применению новых знаний. - Сейчас я вам предлагаю поработать в парах -Прочитайте в учебнике на стр. 58 рассказ «Красота растений». Давайте обсудим его. -Какую пользу человеку приносят растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.) -Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.) - Я даю вам творческое задание. Посмотрите на экран. Выберете одно задание и выполните его. (Учащиеся выбирают один из вариантов работы.) 1. Нарисовать сказочный цветок. 2. Придумать и описать фантастическое растение. 3. Сочинить рассказ «Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?». И т. д. | работают в парах. Читают рассказ «Красота растений». - Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.) -Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь. Выбирают одно задание и делают его. |
Рефлексия | Подведение итогов урока | Словесный метод | Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание. - Подготовить индивидуальные сообщения о необыкновенных растениях нашей планеты. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что узнали нового? (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке). - Оцените свою активность на уроке, выбрав подходящий вам смайлик. | Открывают дневники и записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. - О растениях. - Деревья, кустарники и травы. | Фронтальная | Слова учителя | Взаимоконтроль, самоконтроль | | Оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем | |