Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.»
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п | Событие | Дата |
| Боярское правление | |
| Введение заповедных лет | |
| Введение урочных лет | |
| Венчание Ивана IV на царство | |
| Взятие Астрахани | |
| Взятие Казани | |
| Деятельность Избранной рады | |
| Избрание царем Бориса Годунова | |
| Ливонская война | |
| Опричнина | |
| Поход Ермака, разгром Сибирского ханства | |
| Правление Елены Глинской | |
| Правление Ивана IV Грозного | |
| Принятие Судебника | |
| Созыв первого Земского собора | |
| Стоглавый собор | |
| Учреждение патриаршества | |
| Царствование Федора Ивановича | |
___→___→___→___→___→___→___
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Елена Глинская | | | 1. 2. |
Сильвестр | | | 1. 2. |
А. Курбский | | | 1. 2. 3. |
А.Ф. Адашев | | | 1. |
Макарий | | | 1. |
Стефан Баторий | | | 1. |
Владимир Старицкий | | | 1. |
Филипп Колычев | | | 1. 2. |
Малюта Скуратов | | | 1. |
Девлет-Гирей | | | 1. 2. |
А. Чохов | | | 1. |
И. Федоров | | | |
Барма и Постник | | | 1. |
Дионисий | | | 1. |
Федор Конь | | | 1. |
Федор Иоаннович | | | 1. |
Борис Годунов | | | 1. 2. |
Царевич Дмитрий | | | 1. |
Иов | | | 1. |
3. Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу.
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
4. Работа с картой
Найдите на карте:
территорию Российского государства к середине XVI в.;
Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства;
земли, выделенные в опричнину, Александрову слободу;
район Ливонской войны;
Речь Посполитую;
города Рига, Ревель (Таллинн), Юрьев (Тарту), Полоцк, Нарва
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Избранная рада _________________________________________________.
Стоглавый собор ________________________________________________.
Приказ ________________________________________________________.
Губной староста _________________________________________________.
Служилые люди «по отечеству» и «по прибору»______________________ __________________________________________________________________.
Опричнина и земщина ____________________________________________ __________________________________________________________________.
Заповедные лета ________________________________________________.
Патриарх _______________________________________________________.
Урочные лета ___________________________________________________.
Крепостное право _______________________________________________.
6. Работа с источниками
О каких правителях идет речь в отрывках?
А. «Царь же … благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошед; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяще. Едино же имея неисправление и от Бога отлучение: ко врачем сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят».
Б. «Царь … образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп… На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени. Тот же царь… многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше».
В. «Царь же … образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».
7. Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явление вы знаете?
«[Она] была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену»… Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств».
проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1
Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?
1 | 1533 г., 1549 г. |
2 | 1547 г., 1560 г. |
3 | 1552 г., 1558 г. |
4 | 1565 г., 1572 г. |
A2
При Иване IV был построен собор
1 | Архангельский в Москве |
2 | Софийский в Новгороде |
3 | Покровский в Москве |
4 | Успенский в Москве |
A3
Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?
1 | Стрелецкий |
2 | Дворцовый |
3 | Дворянский |
4 | Разрядный |
A4
До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие
1 | московского великого князя (позже царя) |
2 | константинопольского патриарха |
3 | Земского собора |
4 | Боярской думы |
A5
Опричнина была введена непосредственно после
1 | набега на Москву крымских татар |
2 | бегства А. Курбского в Литву |
3 | венчания Ивана IV на царство |
4 | взятия Казани |
A6
Кто из деятелей русской истории вошел в историю как самый кровавый опричный палач?
1 | Ф. Колычев |
2 | А. Адашев |
3 | М. Скуратов |
4 | Б. Годунов |
A7
Урочные лета — это
1 | срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами, после чего они получали свободу |
2 | годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому |
3 | минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день |
4 | срок сыска беглых крестьян |
A8
При Борисе Годунове был построен
1 | собор Василия Блаженного |
2 | Смоленский кремль |
3 | Казанский собор |
4 | Китай-город |
A9
Судебник Ивана IV
1 | сохранил переход крестьян |
2 | уничтожил вечевой строй |
3 | учредил Боярскую Думу |
4 | ликвидировал уделы |
A10
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.
«Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены».
1 | 1558 | 2 | 1564 | 3 | 1571 | 4 | 1580 |
A11
Даты 1533, 1584, 1598 г. относятся к
1 | присоединению новых территорий к Русскому государству |
2 | войнам России с западными государствами |
3 | началу правления князей (царей) |
4 | основанию крупных монастырей |
A12
Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся иконописец XVI в.?
1 | Андрей Чохов |
2 | Филофей |
3 | Макарий |
4 | Дионисий |
A13
Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530—1550-х гг?
1 | уездные предводители |
2 | губные старосты |
3 | земские исправники |
4 | наместные воеводы |
A14
Отмена кормлений, создание стрелецкого войска, принятие нового Судебника относятся к деятельности
1 | правительства Елены Глинской |
2 | «боярского правления» |
3 | Избранной рады |
4 | царя в период опричнины |
A15
По мнению ряда историков, опричнина стала возможной благодаря поддержке части
1 | верхушки посада |
2 | дворянства |
3 | боярства |
4 | церкви |
A16
Какие из перечисленных городов и земель вошли в состав Русского государства при Иване IV?
А | Казанское ханство |
Б | Крымское ханство |
В | Западная Сибирь |
Г | Полоцкая земля |
Д | Астрахань |
Е | Ливония |
Укажите верный ответ.
A17
Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите дату событий, о которых идет речь.
«В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ».
1 | 1533 г. | 2 | 1547 г. | 3 | 1560 г. | 4 | 1565 г. |
A18
С деятельностью Стоглавого собора непосредственно связано понятие
1 | «старообрядчество» |
2 | «реформация» |
3 | «унификация» |
4 | «автокефалия» |
A19
Созыв первого Земского собора произошел в
1 | 1538 г. |
2 | 1549 г. |
3 | 1565 г. |
4 | 1583 г. |
A20
Федор Иоаннович
1 | правил с помощью беспощадного террора |
2 | проиграл войны со Швецией и Польшей |
3 | присоединил к Руси Урал и Западную Сибирь |
4 | не занимался делами государственного управления |
A21
Для периода 1538-1547 гг. характерны(а)
1 | многочисленные жестокие казни |
2 | борьба боярских группировок |
3 | многочисленные реформы |
4 | успешные войны |
A22
Конец правления Ивана IV характеризуется…
1 | укреплением внешнеполитического престижа России |
2 | возвращением к политике Избранной рады |
3 | продолжением политики репрессий |
4 | хозяйственным подъемом |
A23
Одна из основных причин активной завоевательной политики России в середине XVI в. — стремление
1 | распространить христианскую веру |
2 | обеспечить дворянство землей |
3 | уничтожить Золотую Орду |
4 | увеличить число холопов |
A24
Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.
«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?».
1 | Владимир Старицкий |
2 | митрополит Филипп |
3 | Андрей Курбский |
4 | Сильвестр |
A25
К правлению Федора Иоанновича относится
1 | окончание Ливонской войны |
2 | удачная война со Швецией |
3 | поход Ермака в Сибирь |
4 | отмена опричнины |
A26
Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название города, о котором идет речь.
Ивана IV «встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят; он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он… коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города… Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться и об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов».
1 | Москва |
2 | Новгород Великий |
3 | Псков |
4 | Тверь |
A27
Раньше, чем народный бунт в Москве, произошла(о)
1 | венчание Ивана IV на царство |
2 | создание Избранной рады |
3 | введение опричнины |
4 | взятие Казани |
A28
Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах
1 | крупных бояр-вотчинников |
2 | священнослужителей |
3 | дворян-помещиков |
4 | самих крестьян |
A29
Жертвой опричного террора стал
1 | митрополит Макарий |
2 | Филипп Колычев |
3 | Алексей Адашев |
4 | царевич Иван |
A30
Что было одной из причин неудачи России в Ливонской войне?
1 | образование против России коалиции западных государств |
2 | восстания против царской власти в Новгороде и Пскове |
3 | недооценка военного потенциала Ливонского ордена |
4 | всё вышеназванное |
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________
А) битва при селе Молоди
Б) взятие Полоцка
В) поход Ермака
Г) взятие Казани
B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Религиозный деятель | Факт биографии |
| 1. Макарий | А. Один из авторов «Домостроя» |
| 2. Иов | Б. Венчал Бориса Годунова на царство |
| 3. Сильвестр | В. Благословил опричнину |
| 4. Филипп | Г. Венчал Ивана IV на царство |
| | Д. Убит М. Скуратовым |
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика.
«Прежде всего следует отметить исключительную быстроту [его] возвышения. Внешним выражением этого является продвижение… вверх по лестнице чинов. Второе — это его «близость» к царю. Начиная с 1547 г. он участник почти всех военных походов Ивана IV… Политическим выражением «близости»… было включение [его] в состав «ближней думы», членом которой он является уже в марте 1553 г. Наконец, третья черта — это широта его деятельности».
_________________________
B4. Установите соответствие между иностранцами и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Иностранцы | Факты биографии |
| 1. Девлет-Гирей | А. Борьба с Ермаком |
| 2. Кучум | Б. Открытие пути в Россию вокруг Скандинавии |
| 3. Стефан Баторий | В. Разорение Москвы |
| 4. Ричард Ченслер | Г. Осада Пскова |
| | Д. Помощь во взятии Казани |
B5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя человека, о смерти которого идет речь.
«В полдень 15 мая царица Мария стала обедать, а сына отпустила погулять и потешиться игрой с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворике — в углу между дворцом и крепостной стеной. За ними приглядывала мамка Василиса Волохова и две другие няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее единственный сын мертв».
______________________
B6. Напишите имя и фамилию русского первопечатника.
________________________
B7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и созданными ими памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Деятели | Сферы деятельности |
| 1. Барма и Постник | А. Колокольня Ивана Великого |
| 2. Дионисий | Б. Смоленский кремль |
| 3. Андрей Чохов | В. Фрески Ферапонтова монастыря |
| 4. Федор Конь | Г. Царь-пушка |
| | Д. Собор Василия Блаженного |
B8. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Иваном IV. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
| Деятель | Родство |
| 1. Никита Романович Юрьев | А. Двоюродный брат |
| 2. Владимир Старицкий | Б. Брат первой жены |
| 3. Михаил Глинский | В. Брат жены сына |
| 4. Борис Годунов | Г. Племянник |
| | Д. Дядя |
B9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите, где произошли описываемые события.
«Отсюда… царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит»… В письме к Боярской думе Иван IV четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой».
_____________________
В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с периодом деятельности Избранной рады – в группу А, связанные с периодом опричнины – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
1 | ограничение местничества |
2 | разделение государства на две части |
3 | уничтожение последнего удела |
4 | поход на Новгород |
5 | отмена кормлений |
6 | оформление приказов |
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом…».
C1. Что это за документ, кто его автор, кому он адресован, когда приблизительно составлен?
C2. О каком периоде русской истории вспоминает автор?
C3. Как в отрывке проявляется мировоззрение автора?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги деятельности Ивана IV Грозного в сфере внешней политики.
C5. Сравните политику Ивана III и Ивана IV в отношении Новгорода. Найдите черты сходства и различия.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (избрание Бориса Годунова на царство) и ответьте на вопросы.
Почему возникла необходимость в выборах царя? Почему был избран именно Борис Годунов? В чем была уязвимость его положения как «избранного царя» по сравнению с «природным царем»?
C7. Опричнина вызывает различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
ОТВЕТЫ
Тренинг
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п | Событие | Дата |
| Боярское правление | 1538-1547 |
| Введение заповедных лет | начало 1580-х гг. |
| Введение урочных лет | конец 1590-х гг. |
| Венчание Ивана IV на царство | 1547 |
| Взятие Астрахани | 1556 |
| Взятие Казани | 1552 |
| Деятельность Избранной рады | 1550-е гг. |
| Избрание царем Бориса Годунова | 1598 |
| Ливонская война | 1558-1583 |
| Опричнина | 1565-1572 |
| Поход Ермака, разгром Сибирского ханства | начало 1580-х гг. |
| Правление Елены Глинской | 1533-1538 |
| Правление Ивана IV Грозного | 1533-1584 |
| Принятие Судебника | 1550 |
| Созыв первого Земского собора | 1549 |
| Стоглавый собор | 1551 |
| Учреждение патриаршества | 1589 |
| Царствование Федора Ивановича | 1584-1598 |
12→1→4→7→10→18→8
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Елена Глинская | 1530-е гг. | вторая жена Василия III, мать Ивана IV | 1. Правила страной в 1533-1538 гг. Возможно отравлена 2. Провела финансовую реформу, ввела единую денежную систему |
Сильвестр | 1540-1550-е гг. | священник, духовник царя | 1. Член Избранной рады 2. Возможный автор или соавтор Домостроя |
А. Курбский | 1550-1560-е гг. | воевода, князь | 1. Член Избранной рады 2. Перебежал к литовцам 3. Обменялся с царем посланиями |
А.Ф. Адашев | 1540-1550-е гг. | дворянин | 1. Самый видный член Избранной рады |
Макарий | 1540-е гг. | митрополит | 1. Венчал на царство Ивана IV |
Стефан Баторий | 1570-1580-е гг. | польский король | 1. Нанес поражение русским, осадил Псков |
Владимир Старицкий | 1560-е гг. | удельный князь, двоюродный брат царя | 1. Убит в годы опричного террора, удел ликвидирован |
Филипп Колычев | 1560-е гг. | митрополит | 1. Осудил опричнину 2. Убит Малютой Скуратовым |
Малюта Скуратов | 1560-1570-е гг. | главный опричник | 1. Убил митрополита Филиппа |
Девлет-Гирей | 1570-е гг. | крымский хан | 1. Разорил Москву 2. Потерпел поражение у села Молоди |
А. Чохов | конец XVI в. | оружейный мастер | 1. Сделал Царь-пушку |
И. Федоров | 1560-е гг. | первопечатник | |
Барма и Постник | 1550-е гг. | архитекторы | 1. Строительство собора Василия Блаженного |
Дионисий | XVI в. | иконописец | 1. фрески Ферапонтова монастыря |
Федор Конь | конец XVI в. | градостроитель | 1. Смоленский кремль, Белый город |
Федор Иоаннович | 1584-1598 | царь | 1. При нем фактически правил Борис Годунов |
Борис Годунов | 1580-1600-е гг. | боярин, с 1598 г. царь | 1. Фактический правитель государства при царе Федоре 2. Избран царем |
Царевич Дмитрий | начало 1590-х гг. | сын Ивана IV | 1. Погиб в Угличе при таинственных обстоятельствах |
Иов | 1580-е гг. | патриарх | 1. Первый русский патриарх |
3. Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу.
1 — Иван IV Грозный; 2 – Иван Иванович; 3 – Федор Иванович; 4 – царевич Дмитрий; 5 – Борис Годунов.
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 – царь; 2 – Боярская дума; 3 – Земский собор; 4 – приказы; 5 – воеводы; 6 – губные старосты и другие избираемые представители населения.
4. Работа с картой
5. Работа с понятиями
Избранная рада – круг ближайших советников Ивана IV в 1550-е гг., фактически ставший неофициальным правительством.
Стоглавый собор – церковный собор 1551 г., книга постановлений которого содержала 100 глав (отсюда и название).
Приказ – центральный орган отраслевого или (реже) территориального управления.
Губной староста – выборный глава местного самоуправления из боярских детей или дворян после реформ 1530-1550-х гг.
Служилые люди «по отечеству» и «по прибору» - дворяне (служили по наследству) и стрельцы (служили по найму).
Опричнина и земщина – две части государства в 1565-1572 гг.
Заповедные лета – годы, когда переход крестьян в Юрьев день запрещался.
Патриарх – в православии глава автокефальной (самостоятельной) церкви.
Урочные лета – срок сыска беглых крестьян.
Крепостное право – прикрепление крестьян к земле с запрещением им покидать ее.
6. Работа с источниками
О каких правителях идет речь в отрывках?
А – Борис Годунов; Б – Иван Грозный; В – Федор Иоаннович.
7. Работа с суждением историка
Речь идет об опричнине. Автор называет ее бессмысленной, однако с точки зрения многих ученых смысл опричнины был в борьбе с пережитками феодальной раздробленности и привилегиями знати, в укреплении единовластия царя.
проверочный контроль
Часть 1
А1–3
А2–3
А3–4
А4–2
А5–2
А6–3
А7–4
А8–2
А9–1
А10–3
А11–3
А12–4
А13–2
А14–3
А15–2
А16–3
А17–2
А18–3
А19–2
А20–4
А21–2
А22–3
А23–2
А24–3
А25–2
А26–3
А27–1
А28–3
А29–2
А30–1
Часть 2
В1. ГБАВ
В2. 1Г2Б3А4Д
В3. Адашев
В4. 1В2А3Г4Б
В5. Дмитрий
В6. Иван Федоров
В7. 1Д2В3Г4Б
В8. 1Б2А3Д4В
В9. Александрова слобода
В10. А — 1,5,6; В — 2,3,4.
Часть 3
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1. Отрывок из письма Ивана IV (1) Андрею Курбскому (1), перв. пол. 1560-х гг. (1) (Всего – 3.)
С2. Период «боярского правления». (Всего – 1.)
С3. Все подданные (даже князья-Рюриковичи) – рабы царя. (Всего – 1.)
С4. Расширение государства на востоке за счет Казанского, Астраханского и Сибирского ханств (1), нерешенная проблема Крыма и набегов крымских татар (1), нерешенная проблема выхода к Балтийскому морю (1) и падение международного престижа России в связи с проигранной Ливонской войной и негативным имиджем страны (1) (Всего – 4.)
С5. (Всего – 4.)
Общее 1. Цель – сильнее привязать Новгород к Москве, искоренить сепаратизм 2. Использование насилия |
Различия |
Насилие в основном направлено против бояр, носило выборочный характер | Чудовищные масштабы террора |
Результат – город утратил политическую самостоятельность, но успешно развивался экономически | Результат – хозяйственное запустение Новгородской земли |
С6. Прекратилась московская ветвь династии Рюриковичей, т.е. потомство Даниила Александровича (ошибочный ответ – прекратились Рюриковичи вообще) (1). Борис Годунов был фактическим правителем государства при Федоре Иоанновиче, был его шурином (1), и смог организовать собственное избрание, подобрав нужный состав Земского собора (1). Его позиции подрывала зависть князей и бояр (1), а также настороженное отношение народа (по понятиям того времени люди при избрании могут ошибиться и избрать «не того»; Бог даст это понять, «явив свой гнев»; соответственно, любое бедствие могло быть воспринято как показатель ошибочности сделанного выбора) (1) (Всего —5).
С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)
Две противоположные точки зрения: опричнина была вызвана особенностями характера Ивана IV, его воспитания или даже его психической болезнью (1); опричнина имела глубокие социально-экономические основания и объективно способствовала централизации страны (1).
С моей точки зрения, Иван Грозный был, конечно, психически не вполне здоровым человеком (можно привести немало примеров его неадекватной жестокости) (1). Однако в истории известно немало случаев, когда психически больной и жестокий правитель, начинающий «чудить», достаточно легко отстраняется от власти. Яркий пример – современник Ивана Грозного шведский король Эрик XIV, с которым царь даже состоял в дружеской переписке. Он сошел с ума и был свергнут своим братом. Особо негативных последствий для страны это не имело. В России же Иван IV смог создать определенную социально-политическую структуру для реализации своих замыслов. Кто при этом был его опорой? Вопрос остается открытым. Наиболее распространенная точка зрения – худородные дворяне и младшие представители аристократических родов, желающие выслужиться на государевой службе (1) (Всего – 4.)