Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61
Презентация опыта работы
на тему:
«Современные подходы к организации трудового воспитания в ДОУ»
Подготовила Анненкова М.М.
воспитатель МБДОУ д.с №61.
Г.Новочеркасск
2020-2021уч.год
Актуальность
Снижение интереса к труду
Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста
В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность, наказание трудом
Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду.
Задачи : формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Виды труда дошкольников
Трудовые действия
Результат
Мотив
Цель
Планирование
Ручной труд
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Компоненты трудовой деятельности
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
Принцип развивающего образования (системности и
последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции.
Нормативно-правовые документы
1. Декларация прав ребенка (1959 г., где заложены гуманистические принципы.
2.Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признаёт юридическое право за каждым ребёнком на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
ФГОС ДО.)
3.Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;
5.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13
6.Устав ДОУ
7.Рабочая программа воспитателя.
Информационный материал по трудовому воспитанию
Дидактические игры
Художественная литература
Уголок труда
Картотека по трудовому воспитанию
Лепбук «Трудовое воспитание»
Картотека игр
Папки-передвижки
Памятки, буклеты
Самообслуживание
Чтение худ .произведений.
Формы работы
Дежурства по столовой, по занятиям
Игра
Разучивание стихов, потешек
Наблюдение
Хозяйственно-бытовой труд
Формы работы
Соревновани я
«А ну-ка девочки!»
«А ну-ка, мальчики!»
Поручения
Дежурства в игровом центре
Игра
Труд в природе
Высадка деревьев
Уборка своего участка.
Помощь дворнику .
Формы работы
Труд в уголке природы
Акция «Подкорми птиц».
Акция «Посади дерево»
Акция «Скворечник для птиц»
Ручной труд
Формы работы
НОД
Участие в конкурсах .
Выставка детских работ
Игра
Ознакомление с трудом взрослых
Проектная деятельность
Экскурсия по детскому саду. Ознакомление с профессиями работников ДОУ
Игра
Экскурсии по посёлку:
Больница.
Пожарная часть.
Школа.
Спортивный комплекс «Сокола».
Бассейн
ИКТ
Беседы, чтение стихов, рассказов, сказок
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Родительские собрания .
Педагогический всеобуч .
Анкетирование родителей
Индивидуальные и групповые консультации
Занятия с участием родителей.
Дни открытых дверей.
Оформление фотовыставок.
Оформление родительских уголков
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Совместная работа по изготовлению кормушек в рамках акции «Подкорми птц»
Воскресный трудовой десант
Стенгазета «Наши бабушкины помощники»
Акция «Мой папа может всё!»
Результат
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи;
• установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• сформируются чувства общественного долга;
• труд станет для детей потребностью
Используемая литература
1.Нечаева В.Г «Воспитание дошкольников в труде»
2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
3.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с.
4.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983
5.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. асвета,1987.
6.Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
7.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.