Трудовое воспитание в семье
Труд – форма деятельности человека, направленная на сознательное преобразование предметов и явлений окружающего мира и внутреннего мира самого человека.
Труд, в отличие от работы, носит непринужденный, свободный характер.
Труд
семейный
общественный
В семье с традиционным укладом основную тяжесть общественного труда, приносящего достаток, несет на себе мужчина, а основную тяжесть семейного труда - женщина. Это и подразумевается, когда мы говорим, что мужчина должен быть в семье кормильцем , а женщина хранительницей домашнего очага. В настоящее время ощущается потребность общественного признания материнского труда и труда женщины-домохозяйки.
3
Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко .
3
Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям - это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.
К.Д.Ушинский.
3
Основное назначение
трудовой деятельности в семье
Основное назначение трудовой деятельности в семье состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.
3
Основная задача семьи
в области трудового воспитания
Организация деятельности ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
3
Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду
Задачи
Воспитание личности ребенка
Формирование предпосылок трудовой деятельности
Воспитание положительного отношения к труду взрослых
3
3
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив.
3
Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям
В ребенке родители должны стремиться воспитывать сознательное отношение к домашнему хозяйству и материальным ценностям:
1) поддержание порядка в домашнем хозяйстве за счет определения роли каждого члена семьи;
2) помощь друг другу в выполнении домашних хозяйственных дел;
3) ответственное отношение всех членов семьи к семейному достатку.
3
Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям
Каждый взрослый член семьи должен вносить свой посильный вклад в семейный бюджет . Распределение и расходование этого бюджета разными членами семьи также должно быть определено. Причинами семейных конфликтов могут послужить:
- разногласия в вопросах распределения и расходования денег;
- нежелание некоторых трудоспособных членов семьи работать (тунеядство);
- излишняя роскошь и расточительство.
3
Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям
В воспитании детей немаловажно, чтобы родители подавали детям пример трудолюбия, рачительности и бережного отношения к вещам, материальным ценностям вообще. При этом необходимо стремиться к «золотой середине» – не впадать ни в скупость, ни в расточительность, и в излишества.
3
Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают.
3
Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием.
3
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
3
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя.
3
В трудовом воспитании важен пример взрослых. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
3
Основные принципы работы семьи
в трудовом воспитании
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- формирование у ребенка уверенности в важности в выполнении порученной ему работы;
- чередование труда и отдыха.
3
Труд как социальная норма
и отклонения от нее
Дети, как и взрослые, могут проявлять склонность к лени. Задача родителей так организовать распорядок дел ребенка, чтобы он всегда был занят чем-то полезным, побуждать детей к труду, поощрять их усилия.
3
Труд как социальная норма
и отклонения от нее
Другой крайностью для человека может стать «уход с головой» в какую-нибудь деятельность. Важно приучить ребенка распределять свои силы и время так, чтобы их хватало не только на любимое дело, но и на полноценное общение с близкими, на самопознание, на решение жизненных проблем, на исполнение обязанностей, даже таких, исполнять которые не хочется.
3
Виды положительной мотивации
3
Радость труда
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд!»
В.Брюсов
Радость труда человек способен испытывать с самого раннего детства, а у взрослого человека любимое дело, творческий труд приносит ощущение полноты бытия. С человеком трудолюбивым просто ужиться. Это касается прежде всего семейных отношений. Человек, понявший и исполнивший свое предназначение в мире, счастлив сам и дарит счастье другим.
3
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
3
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том , что ждет его в будущем?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вырастить черствого и эгоистичного человека?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?
3
Ситуация первая
Перед уходом на работу мать попросила пятиклассницу Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации?
Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?
3
Ситуация вторая
Мать поручила шестикласснику Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.
Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало ей поступить в данной ситуации?
3
Ситуация третья
Дочь шестиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:
-Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить.
До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 5 классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее и за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию.
3
Итог урока
- Какое разделение труда характерно для семей с традиционным укладом?
- Почему необходимо трудовое воспитание детей в семье?
- Каких принципов должны придерживаться родители в трудовом воспитании детей?
- Какое значение имеет для человека любимое дело?
- Каких последствий можно ожидать, если человек не смог реализоваться в любимом деле?
3
Спасибо за внимание!
3