«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Основные этапы урока
- Целеполагание,
- Самостоятельная продуктивная деятельность,
- Рефлексия.
Что же такое целеполагание?
- Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.
Структура деятельности
ЦЕЛЬ
РЕЗУЛЬТАТ
мотив
Средства и методы
действия
«Как цель поставишь, таким и будет результат».
Требования к целям
- понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки .
- реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- уместны в данной ситуации ;
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности);
- должны быть достигнуты в ограниченное время . Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
- Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема
Приемы целеполагания.
- Визуальные:
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка.
- Аудиальные:
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Условия использования приемов целеполагания
- учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Тема-вопрос
- Тема урока "Как изменяются имена прилагательные?"
- План действий:
- 1.Повторить знания об имени прилагательном.
- 2.Определить, с какими частями речи сочетается.
- 3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
- 4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.
- Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа с понятием
- Тема урока «Склонение имён существительных».
- Идет работа над понятием « склонение имен существительных».
- Задаются вопросы:
- - Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое существительное)
- - Какие слова в формулировке вопроса непонятны?
- - Как вы думаете, что обозначает слово «склонение»?
- - Знаете ли вы, как склоняются (изменяются) имена существительные?
Работа с понятием
- Тема урока " Спряжение глаголов".
- Название темы записано на доске (на слайде) для зрительного восприятия
- Объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
- Далее, от значения слова определяем цель урока.
- Тема "Словосочетание", "Прямоугольник".
- Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.
Опорные глаголы
Набор глаголов - помощников, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).
- Пример : Тема урока «Как живут животные?».
- Используемые глаголы:
- 1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого?
- 2. доказать что животные – живые существа.
- 3. изучить, что необходимо животным для жизни.
- 4. у меть проанализировать и делать вывод.
-
Цитаты, пословицы, поговорки, загадки.
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья.
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или...
Он кричит: «На перемену
Торопитесь непременно.
А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам...
Школа, ученик, звонок.
Вопрос: какое понятие объединяет все? Это и есть тема нашего урока.
На какие вопросы вы хотели бы ответить для себя, изучая эту тему?
Цитаты, пословицы, поговорки, загадки.
- Пример. Как вы понимаете смысл пословиц?
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.
- Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
- Вопрос: Что вы знаете о домашнем хозяйстве?
Группировка
- Тема урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих»
- можно рассмотреть на классификации слов:
- луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
- Урок математики в 1 классе
- Тема «Двузначные числа»
- Задание:
- Разделите на две группы числа:
- 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Яркое пятно
«Число и цифра 6»
«Согласная буква Б б»
Исключение
Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Тема урока «Дикие животные».
Тема «Насекомые».
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Собери слово
- 1. Составление слова из нескольких слов
- Записаны на доске.
- Являются ответом на загадку.
- Определяются по значению слова.
- Определяются по картинке.
- Г реметь, л аскать, а ккуратный, г олос, о стров, л овить.
- Глагол
2. Составление слов из написанных букв
Стихотворение или загадка про букву.
Записаны под диктовку.
Заданы в виде несложного кода.
Стихи-загадки
Алфавит
4. Цветочек
. 3. Среди узора найти буквы
Создание проблемных ситуаций.
«С удивлением»
1) Между двумя положениями
2) Предъявить противоречивые факты
Между житейскими (ошибочными) представлениями и научным фактом
1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
2.Предъявить научный факт
«С затруднением»
Между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя
Дать практическое задание:
1.не выполнимое вообще,
2.не сходное с предыдущим
Создание проблемных ситуаци й.
- Тема урока: «Масса. Единицы измерения массы».
- Перед вами 1 кг конфет, 1кг гиря, пуховая подушка весом 1 кг.
- - Что тяжелее? (Вопрос на ошибку).
- Подушка больше, значит она тяжелее конфет. Гиря тяжелее подушки, так как она металлическая.
- Давайте взвесим на весах. (Предъявление факта.)
- Ученики испытывают удивление. Возникновение проблемной - Что вы сказали сначала? (Ответы) ситуации.
- - Как оказалось на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- - Какой же будет тема урока? Побуждение к формулированию проблемы.
Подводящий диалог
- На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Нерешенная домашняя задача
- В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний.
- Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.
На понимание и синтез Фантастическая добавка.
На запоминание и воспроизведение Удивляй!
- Урок литературного чтения
- Задание:
- написать письмо литературному герою;
- сочинить письмо одного литературного героя к другому.
Удивительным могут быть факты из биографии писателей.
На понимание и применение Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих приемов, а ребенку осознать важность внимания.
Практичность теории.
Введение в теорию через практическую задачу. Вопрос : Чье имя носит улица?» (к учащимся обратились иностранцы). Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.