«Целеполагание как этапы современного урока
в условиях реализации ФГОС»
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:
- целеполагание;
- самостоятельная продуктивная деятельность;
- рефлексия.
Я хочу остановиться на первом этапе урока.
Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
Данный этап занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый результат.
Структура деятельности:

РЕЗУЛЬТАТ
действия
Средства и методы
ЦЕЛЬ
мотив
Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».
Поэтому цели должны быть:
- понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.
- реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- уместны в данной ситуации;
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности);
- должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.
В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Все приёмы целеполагания принято классифицировать на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Цель необходимо записать на доске. Она обсуждается, выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей,
доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Рассмотрим некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.
1) Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1.Повторить знания об имени прилагательном.
2.Определить, с какими частями речи сочетается.
3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
2) Работа над понятием
Пример № 1
Тема урока «Склонение имён существительных».
Идет работа над понятием « склонение имен существительных».
Задаются вопросы:
- Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое существительное)
- Какие слова в формулировке вопроса непонятны?
- Как вы думаете, что обозначает слово «склонение»?
- Знаете ли вы, как склоняются (изменяются) имена существительные?
Пример № 2
Обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока.(тема на доске или слайде ) и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
Тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
3) Формирование цели при помощи опорных глаголов (домысливание)
Предлагается тема урока и слова «помощники» (глаголы)
Можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
Пример №1 Тема урока «Как живут животные?». (Окружающий мир, 1 кл)
Используемые глаголы:
1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого?
2. доказать что животные – живые существа.
3. изучить, что необходимо животным для жизни.
4. уметь проанализировать и делать вывод.
4) Цитаты, пословицы, поговорки, загадки.
Пример №1.
В этом заведении все перебывали.
Двоечники, гении отметки получали.
Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я, и вы, мои друзья. (Школа)
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или... (ученик)
Он кричит: «На перемену
Торопитесь непременно.
А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам... (звонок)
Вопрос: какое понятие объединяет все? Это и есть тема нашего урока? На какие вопросы вы хотели бы ответить для себя, изучая эту тему?
Пример № 2.
Как вы понимаете смысл пословиц?
Дом невелик, да лежать не велит.
Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Вопрос: Что вы знаете о домашнем хозяйстве?
5) Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи.
ИЛИ
"Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
ИЛИ
Например: урок по теме «Род имен существительных» можно рассмотреть на
классификации слов: малина, письмо, друг, ученик, кнопка, добро, корабль,
солнце, пчела.
Пример 2 Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».
ИЛИ
Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
ИЛИ
4 класс, тема урока «Многозначные числа»
Урок начинается с предложения «Разделите на группы числа: 4, 7777777, 56, 8, 789, 9, 900»
ИЛИ
Проводя урок математики в 1 классе по теме «Замкнутые и незамкнутые
Ломаные линии» можно начать с вопроса: «Что вы видите на доске?», затем предложить:
«Разделите линии на две группы». (Ответ большинства детей был: открытые и закрытые.) Следующим будет вопрос: «Как вы думаете, а такие понятия есть в математике?» Далее дети формулируют каждый для себя учебную цель. (Узнать правильные названия этих линий; запомнить их названия; научиться аккуратно проводить линии, находить их среди других, …)
6) Приём «Яркое пятно».
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
7) Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, медведь, корова, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
8) Собери слово
Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку
9) Создание проблемных ситуаций.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Приёмы создания проблемной ситуации
«С удивлением»
1) Между двумя положениями
2) Предъявить противоречивые факты
Между житейскими (ошибочными) представлениями и научным фактом
1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
2.Предъявить научный факт
« С затруднением»
Между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя
Дать практическое задание:
1.не выполнимое вообще,
2.не сходное с предыдущим
Пример
Математика Тема урока: «Масса. Единицы измерения массы».
Перед вами 1 кг конфет, 1кг гиря, пуховая подушка весом 1 кг.
- Что тяжелее? (Вопрос на ошибку).
Подушка больше, значит она тяжелее конфет. Гиря тяжелее подушки, так как она металлическая.
Давайте взвесим на весах. (Предъявление факта.)
Ученики испытывают удивление. Возникновение проблемной - Что вы сказали сначала? (Ответы) ситуации.
- Как оказалось на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какой же будет тема урока? Побуждение к формулированию проблемы. Тема урока: «Масса. Единицы измерения массы».
10) Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Учитель обозначает тему урока. Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?
Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания».
12) «Нерешенная домашняя задача».
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.).
Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На понимание и синтез»
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому.
«На запоминание и воспроизведение»
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
«На понимание и применение»
«Лови ошибку!»
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка!
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.