МБОУ Кардымовская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза С.Н. Решетова
Творчество Марка Захаровича Шагала
Выполнила:
ученица 11 класса
Алексеева Алена
Учитель:
Николаенкова Т.П.
Кардымово
ЦЕЛЬ:
- Познакомить с жизнью и творчеством русского живописца, графика, театрального художника Марка Захаровича Шагала.
ЗАДАЧИ:
-Познакомить с творчеством художника основанном на творчестве французских постимпрессионистов.
-Выявить основные приемы работы живописи, графики в картинах художника.
-Определить идейную направленность в работах мастера.
ШАГАЛ Марк Захарович (1887— 1985) — русский живописец, график, театральный художник.
Шагал родился на окраине Витебска в еврейском квартале, в многодетной семье разносчика рыбы. Обучался в ремесленном училище, художественной школе, был учеником профессионального живописца. В 1907г. приехал в Петербург и поступил в частную художественную школу Е. Званцевой, где преподавали М. Добужинский и Л. Бакст.
Вид из окна. Витебск.
В 1910г. Шагал отправился в Париж, где изучал сокровища мировой культуры и знакомился с творчеством мастеров авангарда. В Париже общался с известными художниками и поэтами, участвовал в выставках.
Полотна «Суббота», «Мастерская», «Урожай» написаны в 1910г. по парижским впечатлениям. Картина Шагала «Париж из окна» (1913) явилась своеобразной интерпретацией кубизма. Она написана под влиянием таких художников, как А. Модильяни и П. Пикассо.
Часы (время). 1911.
Автопортрет с семью пальцами. 1912
В 1914г. Шагал вернулся на родину, где приобрёл известность благодаря статьям А. Бенуа и др. Он писал портреты родных и близких, автопортреты, виды Витебска и интерьеры. В этот период написаны картины «Над Витебском» (1914—1920), «Продавец газет» (1914), «Над городом» (1914-1918).
«Над городом»
(1914-1918).
Шедевр
Эта яркая жизнерадостная картина написана незадолго до женитьбы Шагала на Белле. Как это часто бывает у Шагала, пара влюблённых изображена парящей над землёй. Красный цвет пола подчёркивает восторженное настроение молодых людей, а хрупкие цветы передают нежность их чувств .
День рождения
1915 год
"Марк и Белла"
"Удивили его глаза, я вижу, они голубые, как небо. Глаза удивительные, не такие, как у всех, продолговатые, похожие на миндаль... Я никогда не видела таких глаз, разве только на иллюстрациях к сказкам про зверей. Рот приоткрыт, не знаю, или он хочет, что-то сказать, или укусить белыми острыми зубами. Все в нем от движений затаившегося зверя". "О чем он думает? Я вижу как глубокая морщина прорезает его лоб. Он приближается ко мне. Я опускаю глаза. Никто не говорит ни слова. Мы оба чувствуем, как стучат наши сердца".
"Он разговаривает! Разговаривает со мной! Он не боится молчания! Он убивает меня! Я ничего не понимаю, он же не знает меня. Что ему от меня надо."
"Лицо парня живет во мне, как мое второе "Я", дышит рядом, его голос звучит в моих ушах. Мне доводилось встречать художников в нашей компании, но ни у кого не было такого лица..." - позднее напишет Бела Розенфельд (Шагал) в книге своих воспоминаний.
Они стали встречаться. Много гуляли по берегу реки. Шагал отлично знал реку, берег. Однажды Бела попросила брата Менделя сходить с ней вечером погулять и попить сельтерской воды в магазин Будревича, который находился рядом с вокзалом.
В 1915г. Шагал женился на Белле Розенфельд. Женитьба привнесла в творчество художника тему любви — «Голубые любовники» (1914), «Серые любовники» (1914) и «Розовые любовники» (1916); материнства— «Купание ребёнка» (1914), «Белла с Идой у окна» (1916); гармонии — «Над городом» (1914-1918), «Прогулка» (1917-1918).
Марк Шагал. Влюбленные. Прогулка. 1917. Государственный Русский музей.
После революции 1917г. Шагал был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В Витебске он создал народное художественное училище, организовал музей, занимался оформлением праздников.
. Дом-музей Марка Шагала в Витебске
В 1920г. Шагал оставил пост руководителя и переехал в Москву, где создал семь панно для Камерного еврейского театра и оформил ряд спектаклей.
Введение в еврейский театр 1920
В 1922г., разочарованный идеологической диктатурой большевиков, Шагал навсегда покинул Россию. С 1923г. он жил преимущественно в Париже.
Новые впечатления, общение со знаменитыми деятелями искусства, путешествия наложили отпечаток на творческое мировоззрение мастера. Шагал создал ряд натюрмортов, которые назвал «Опыты в цвете и свете» (1926).
В 30-е гг. творчество Шагала стали определять две основные темы: современная история и библейская тема. В 50-е гг. художник создал циклы картин, посвящённых Парижу, цирку, музыке.
Марк Шагал. Музыка.1920.
В последние годы жизни Шагал много работал как книжный график, создал витражи и мозаики, расписал потолки «Гранд-Опера» в Париже, был театральным декоратором. В 70-е гг. персональные выставки художника экспонировались в Нью-Йорке, Женеве, Ницце, Цюрихе, Москве и Ленинграде. В 1977г. Шагал был удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона.
Иллюстрация к книге «Дафнис и Хлоя» 1961г. Литография.
Стихи о Шагале
Он стар…
Он стар, он похож на свое одиночество, ему рассуждать о погоде не хочется. Он сразу - с вопроса: - А вы не из Витебска?.. Пиджак старомодный на лацканах вытерся... Нет, я не из Витебска... Долгая пауза. А после - слова монотонно и пасмурно: - Тружусь и хвораю... В Венеции - выставка... Так вы не из Витебска?... - Нет, я не из Витебска... Он в сторону смотрит. Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далекостью дышит, пытаясь до детства дотронуться бережно... И нету ни Канн, ни Лазурного берега, ни нынешней славы...
Светло и растерянно он тянется к Витебску, словно растение... Тот Витебск его - пропыленный и жаркий - приколот к земле каланчою пожарной. Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки, там зреют особенно крупные яблоки и сонный извозчик по площади катит... - Так вы не из Витебска?.. Деревья стоят вдоль дороги навытяжку. Темнеет... ...И жалко, что я не из Витебска . (Виктор Берковский)
Заключение
Шагал подарил свои картины французскому народу, а французское правительство создало для них отдельный музей. В 1966 году Шагал надлежащим образом оформил передачу своих картин в дар государству, и в 1969 году было начато строительство музея. Он получил название Национального музея Библейского послания Марка Шагала. Его официальное открытие состоялось 7 июля 1973 года, в 86-й день рождения художника.
Творчество художника связано с новаторскими формальными приемами кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность.
ВЫВОД: