Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Выполнила: Струкова Мария Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что эффективно раскрыто в содержании знаний.
Познавательный интерес
— важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях.
Главный параметр уровней познавательного интереса — обращённость его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
1
- Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
- Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
2
- Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
- Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
3
- Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
- Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
4
- Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой.
- Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой.
Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам.
Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.
Примеры творческих заданий
по русскому языку:
№ 1. Восстанови текст
Цель: развивать логическое мышление.
Ученикам предлагается деформированный текст, который стоит отредактировать.
Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены.
1)Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая
№ 2. Творческий ландшафт
Цель: развивать логическое мышление
Ученикам предлагается закончить предложения и записать в тетрадь:
«Школа для меня – это…»
«Семья для меня – это. . .»
«Мой дом для меня – это…»
«Моя фамилия для меня – это…»
№ 3. Импровизация
Цель: совершенствовать речь учащихся.
Учитель выбирает 6 букв и пишет на доске первую букву, ученик придумывает предложение, начинающееся с этой буквы. Затем учитель пишет вторую, третью и т.д. по мере появления букв на доске, ученик должен составить связный рассказ.
Литература:
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.
2.Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием//Начальная школа, 1995. № 3.
3.Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.
4. http://www.newreferat.com/ref-22021-5.html
5. https://kopilkaurokov.ru