Воронина Любовь Анатольевна, учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Исилькуль
Краткосрочная программа внеурочной деятельности
«У каждого в оркестре свой музыкальный инструмент…»
для 2 класса
(8 часов)
Трудно представить человека, ни разу не слышавшего симфонический оркестр. Так что же это такое? Когда возник оркестр и всегда ли он был таким, как сейчас? Сколько инструментов должно входить в его состав и можно ли его менять? На все эти вопросы поможет ответить данная краткосрочная программа внеурочной деятельности. Звучание симфонического оркестра тесно связано с классической музыкой. Именно приобщение детей к классике в большей степени формирует гармонично развитую личность. Значимость данной программы в том, что дети смогут познакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнать разнообразие их тембров, историю создания, послушают лучшие образцы музыкальных произведений в исполнении известных симфонических оркестров и смогут проявить свои творческие способности в музицировании.
Количество часов: 8
Возраст школьников: 2 класс
Цель программы – приобщение учащихся к классической музыке через знакомство с инструментами симфонического оркестра.
Задачи программы:
Познакомить учащихся с инструментами симфонического оркестра;
Формировать у детей эстетического восприятия классической музыки;
Развивать потребности учащихся в восприятии музыки;
Расширить музыкальный кругозор детей через знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-желание приобретать новые знания и умения;
-освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе;
-умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем.
Метапредметные результаты:
-осмысление взаимодействия различных видов искусств;
- умение задавать вопросы в соответствии с содержанием занятий;
- умение осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности;
-умение вносить коррективы в деятельность для достижения планируемых результатов;
Предметные результаты:
- умение группировать музыкальные инструменты: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные;
- определять на слух и называть различные инструменты симфонического оркестра;
- различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
- исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. «Отправляемся в путешествие…» Знакомство с участниками творческой группы. Определение цели, задач и итогового продукта деятельности. Планирование творческой деятельности. Распределение заданий между участниками коллектива (по желанию).
Тема 2. «Немного истории…» Возникновение симфонического оркестра. Его становление и совершенствование. Классический состав оркестра. Композиторы-классики.
Тема 3. «Культшпаргалка» Как устроен симфонический оркестр и зачем ему дирижёр? Музыкальная игра «Я – дирижер»
Тема 4. «Состав симфонического оркестра».
Он состоит из четырех четко сбалансированных групп:
- струнные смычковые (то есть, скрипки, альты, виолончели и контрабасы)
-деревянные духовые(флейты, гобои, кларнеты и фаготы)
-медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубы)
- ударные (литавры, барабаны и пр.). Деловая игра «А ну-ка угадай!» Музыкально-дидактические игры.
Тема 5. «Рисуем инструменты симфонического оркестра». Работа творческих группах. Защита мини-проектов. Музыкально-дидактические игры.
Тема 6. «Создаём свой оркестр». Знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области. Исполняем в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры. Конкурс стихов об инструментах симфонического оркестра. Итоговая рефлексия.
Тематическое планирование с учетом программы воспитания обучающихся
№ | Тема занятия | Формы организации, обеспечивающие активную деятельность | Виды деятельности учащихся | Количество часов |
1. | «Отправляемся в путешествие…» | Тестирование | Знакомство с участниками творческой группы. Определение цели, задач и итогового продукта деятельности. Планирование творческой деятельности. Распределение заданий между участниками коллектива (по желанию). | 1 |
2 | «Немного истории…» | Работа в парах | Возникновение симфонического оркестра. Его становление и совершенствование. Классический состав оркестра. Композиторы-классики. Работа с литературными источниками, поиск, отбор и обработка полученной информации. | 1 |
3 | «Культшпаргалка» | Творческая мастерская | Как устроен симфонический оркестр и зачем ему дирижёр? Музыкально-дидактические игры («Я – дирижер») | 1 |
4 | «Состав симфонического оркестра» | Деловая игра «А ну-ка угадай!» | Классификация состава симфонического оркестра: - струнные смычковые (то есть, скрипки, альты, виолончели и контрабасы) -деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) -медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубы) - ударные (литавры, барабаны и пр.). Музыкально-дидактические игры. | 2 |
5 | «Рисуем инструменты симфонического оркестра» | Работа в группах | Работа творческих группах. Защита мини-проектов. | 2 |
6 | «Создаём свой оркестр» | Итоговый продукт | Знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области. Конкурс стихов об инструментах симфонического оркестра. Исполняем в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры. Итоговая рефлексия. | 1 |
Итого: 8 часов
Приложение 1
Состав симфонического оркестра
Приложение 2
Стихи для занятий
1.Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
2. Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
3.А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!
4. Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.
5. С и м ф о н и ч е с к и й о р к е с т р
В е н о к с о н е т о в (Борис Неменов)
Скрипичный ключ причудливой петлёй
Встал впереди пустого пятистрочья,
А перебранка нот между собой,
Напоминает ярмарку сорочью.
На верхней строчке – флейты и гобой.
Затем фагот, валторны и кларнеты...
И я, в любви к симфонии, порой
Готов побыть на час её клевретом.
Прочтение редакций партитур
Порой сродни принятию микстур,
Хоть, может быть, сравнение неловко.
Скрипичный ключ - галантный кавалер,
Нас поражая светскостью манер,
Изящный стан обнял, склонив головку.
Изящный стан обнял, склонив головку...
Что ждёт нас там, в трущобе партитур -
Баталии, палитры, зарисовки?
И выдержим ли тему без купюр?
Прекрасен мир! Он нежен и жесток!
Наполнен он любовью до предела.
Я в будущее вглядываюсь смело.
А музыка мне - и судья, и бог!
Но как сыграть стремительный пассаж,
Чтоб в ритм вписалось чёткое стаккато,
И зазвучал божественно габой?
Как бриг мне этот взять на абордаж?
Скрипичный ключ на страже, как солдаты…
Даёт оркестру нота «ля» настрой.
Даёт оркестру нота «ля» настрой.
И тут же какофоний эскапады
Со сцены в зал стекают водопадом,
Бьют по ушам, как в берег бьёт прибой.
В тех звуках жизнь. И смерть. И чувства ток.
В них ревность и любовь одновременно.
В них гордость, стыд. В них верность и измена...
А на пюпитре - с нотами листок.
Но постепенно затихает гам.
«Ударник не из нашего оркестра?!»
Расселись оркестранты по местам
И зрители приветствуют маэстро.
Плоха иль хороша аранжировка -
От первой скрипки ладу заготовка.
От первой скрипки ладу заготовка...
У этих скрипок выше голоса.
Их звук от сердца мчит под небеса.
Повыше. К богу. И без остановки.
Смычком по струнам - оголённым нервам!
За горло гриф - и правду лишь изволь!
И плач. И боль. И непременно первым...
И не забыть ещё про канифоль!
Порой ей достаётся больше всех!
И спрос с неё, как от одной из главных,
Хотя в ансамбле, впрочем, все на равных!
И крепко руку жмут ей за успех!
Вот присмотрись, нарочно, погляди -
Вторые скрипки будто позади!
Вторые скрипки будто позади...
Но им доступны всплески страсти жгучей.
Грудной их голос, бархатно-певучий,
Нетрудно чутким ухом уловить.
В том голосе есть крохотный росток –
Надежды и тревоги ожиданий,
И краткость мне подаренных свиданий,
И выпитый мной нежности глоток.
Вторые скрипки - это целый мир.
Наполнив ими звучные аккорды,
Ансамбль вторых скрепляет звуков пир,
Как два конца дуги скрепляет хорда.
Вторых обидеть было бы безумством...
Грустят альты вздыхая, с тяжким чувством.
Грустят альты вздыхая, с тяжким чувством...
Зато певучий звук виолончельный -
Красивый, полный, яркий, как сочельник,
Как сгусток животворного искусства.
Смычковый вздох я не испорчу взмахом -
Пусть вылетает, плавно навеваем...
Сниму одним прикосновеньем Баха,
Что на конце смычка так осязаем.
Сыграй сонату для виолончели,
Как виртуоз, и может так случится,
Что тишины обманчивой качели
В многоголосье «forte» обратится.
И пусть поможет Ариадны нить
Виолончели голос различить.
Виолончели голос различить
Нетрудно, если вслушаешься вправо.
Восторженно кричим мы «бис!» и «браво!»
Желая удовольствие продлить.
Но наслажденья не даются даром -
Приходится втройне за них платить...
Душа умчалась с музыкой к Стожарам
И нам её уже не возвратить.
Звучанье духовых плывёт по сцене,
Готовя слух наш к звуков перемене...
И можно здесь дать выход нашим чувствам...
Медь выдувать из тубы и тромбонов,
Сегодня, так же , как во время оно,
Необходимо обладать искусством.
Необходимо обладать искусством
Переложить симфонию в клавир.
Здесь иногда и признаный кумир,
Порой, неверно выбирает русло.
Звучит оркестр раскладывая ноту
На тысячи оттенков и тонов.
И внемлет мир рождению чего-то
Тревожно-нежного - из глубины миров.
Лирическая тема размягчает...
Но нас к реальной жизни возвращает
Бой барабанов - резок, шумен, груб!
Влекут по нотам дальше без улыбок
Не звуки мелодичных, нежных скрипок,
А звук тромбонов и различных труб.
А звук тромбонов и различных труб
Нам предвещает окончанье сласти -
Сейчас взорвутся бешенные страсти –
Здесь Вам театр, а не сельский клуб!
Моя душа, как пленница Земли,
Пытаясь разорвать границы круга,
Свои надежды и мечты свои,
В мелодиях симфоний ищет друга.
Венок взаимосвязаных сонетов
Пишу натужно - правду не таю!
И, в трудном стихотворчестве поэтов
Я музыки созданье познаю.
А тембр, рождённый напряженьем губ,
Нам как и скрипка - сладостен и люб.
Нам, как и скрипка, сладостен и люб
Задорный говор медных инструментов.
И, хоть мундир их весь из позументов,
Тяжел суровый тембр грозных туб.
Вот выдаёт трубач своё сфорцандо,
Звук меди переплавив в серебро.
Звучит тромбона плавное глиссандо
В чарующем, Равеля, «Болеро».
И с наслажденьем слушаем повторно
Рыданья «подсурдиненой» валторны,
Дыханье затаив, в огромном зале.
И если честно, строго и серьёзно -
Да, духовые тоже виртуозны!
И ведь без них оркестр жив едва ли.
И ведь без них оркестр жив едва ли...
Вот трубочки из Нильских тростников -
Ласкали слух Египетских богов,
И флейтами они с годами стали.
Поют легко, раздумчиво - как дышат:
Сквозь годы и века, давным-давно...
Нам кажется, что ухо правду слышит,
Но до конца не скажут всё равно.
Волною лодку закачает лето,
Зашелестит осока о корму,
Заплачет горько-горько флейта где-то,
Неведомое что-то никому.
А звуки флейт - загадка не годам!
Их я неверно, видно, передам.
И я неверно, видно, передам
Палитру звуков грубыми словами.
Задача эта мне не по плечам,
Вы попытайтесь это сделать сами.
Вот адский вихрь страстей отбушевал,
Но не видать влюблённым больше света,
И о любви своей , девятый вал,
Поёт Франческа голосом кларнета.
А вот гобоя бархатный напев.
Мечтательно-ленивый перепев.
Преследует всё время по пятам.
И сдерживать восторг свой неохота
Под звук своеобразного фагота -
Биенья сердца бешенный там-там.
Биенья сердца бешенный тамтам
В нас вызвали удары барабана.
Не дрогнула. Поёт меццо-сопрано.
Звук грома всё расставил по местам.
Ударил гонг, литавры и тарелки !
В горнило битвы бросил нас оркестр.
И надо биться! Тут уж не до спевки ...
Побед не так велик у нас реестр.
Звон колокольный полнит всё вокруг
И уступает ему чёткий ритм,
Как волны, что дробятся о гранит.
А гром ударных оборвался вдруг.
И снова скрипок струны зарыдали...
И чистый звук концертного рояля.
И чистый звук концертного рояля.
Открыта крышка. Руки на колени.
Размяты пальцы. Клавиши в оскале...
И мысль :« Я - гладиатор на арене!».
Вот первые аккорды прозвучали
И звук поплыл в заворожённый зал...
Пропало напряжение начала,
И музыка взошла на пьедестал!
И все века, эпохи и народы
Сошлись здесь вдруг у рамповых границ.
Сквозь толщу времени играет пианист...
Играет виртуоз... Проходят годы...
А он стоит с поднятой головой -
Скрипичный ключ, причудливой петлёй...
Скрипичный ключ причудливой петлёй
Изящный стан обнял,склонив головку ...
Даёт оркестру нота «ЛЯ» настрой.
От первой скрипки - ладу заготовка.
Вторые скрипки будто позади...
Грустят альты вздыхая,с тяжким чувством...
Виолончели голос различить
Порою нужно обладать искусством.
А звук тромбонов и различных труб
Нам,как и скрипки,сладостен и люб.
И ведь без них оркестр жив едва ли.
И я неверно, видно, передам
Биенья сердца бешенный тамтам,
И нежный звук концертного рояля.
Приложение 3
Загадки про инструменты симфонического оркестра
Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.
Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.
Деревянные духовые инструменты
Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.
Имя – легкое дыханье, в голосе – очарованье.
Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.
Это мышка тут пищит? Или кто-то тут визжит?
Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).
Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).
Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Прозывается… (кларнет).
Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).
Дитя кларнета и гобоя. И хоть блестит металлом он –
Прекрасно знаем мы с тобою, что деревянный… (саксофон).
Медные духовые инструменты
Группа медных духовых: есть загадки и про них!
Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.
Успех мне в группе медных обеспечен. Еще я есть в домах, где топят печи.
Сквозь весь оркестр пробьется голос мой – никто не устоит перед… (трубой).
Как мед тягучий голос сочно льется, как будто гулким эхом отдается.
Сперва охотой очень увлекалась, потом певуньей славной оказалась… (валторна)
Как завоет – в дрожь бросает. Часто воем всех пугает.
Рявкнуть может – о-го-го! Есть кулиса у него… (тромбон)
Это позднее дитя всех переросло шутя.
Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком… (туба)
Струнные смычковые инструменты
Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)
Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)
Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)
Представьте себе великана такого: доброго, толстого, очень большого.
Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас)
Струнные щипковые
Уж сотни лет они известны. Их знают все, они – не новые.
Всем инструменты интересны… Какие? Струнные щипковые!
Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)
Ударные инструменты
Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут.
Чтобы звуком нам могли они ответить – музыканты обязательно их бьют.
Сверху кожа, снизу тоже, зазвучать так громко сможет.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит, в ногу всем идти велит… (барабан)
Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура… (треугольник)
Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать… (литавры)
Нас увидишь за обедом – и в оркестре тут же следом.
Сделаны из звонкой меди, древности седой наследье… (тарелки)
Пара деревянных плашек четкий ритм для танца скажет.
В руки только их возьмешь – и в Испанию попадешь… (кастаньеты)
Хоть ударный инструмент – но мелодию в момент
Я сыграю точно в тон. А зовусь я… (ксилофон).
Приложение 4
Музыкально-дидактические игры
1.Игра «Склад музыкальных инструментов»
Ведущая – На склад привезли целую партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но туда забрался шаловливый котенок, который изорвал в клочья все этикетки с названиями инструментов. Ребята, нужно помочь кладовщику разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке.
Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например:
АТИГРА, МОРДА, БРАУТ, ПИКРАС, ЛЬЯРО, ГРАНО, ТРЫВЛИА, НОСФАСОК и т.п.
2. Игра «Незнайка всё перепутал»
Ведущая – Незнайка взял тетрадь и решил написать названия всех известных ему инструментов. Но он перепутал в них все слоги! Ребята, давайте исправим эти ошибки.
ТРОМ-ТАВРЫ, ЛИ-БОН; БАЛА-НЕТ, КЛАР-ТАЙКА; ГИ-СОФОН, КСИ-ТАРА;
КСИЛО-ГАН, ОР-ФОН; ВАЛ-ГОТ, ФА-ТОРНА; ФЛЕЙ-ВЕСИН, КЛА-ТА и т.п.
3. Игра-потешка «Кто на чём играет»
На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. На гармошке – гармонист. А на бубне?..
На кобзе – кобзарь. На дудке – дударь. На ложках – ложкарь. А на литаврах?..
На флейте – флейтист. На тубе – тубист. На кларнете – кларнетист. А на тамтаме?..
На органе – органист. На пианино – пианист. А на рояле?..
А кто играет на барабане? На балалайке? На скрипке? На контрабасе? На синтезаторе?
4. Игра «Разбросанный ветром оркестр»
1 вариант. На полу или на столе разбросаны листочки бумаги с названиями инструментов симфонического оркестра. По сигналу дети должны собрать их по группам и разместить так, как они располагаются в оркестре. Игра может быть и командной, и индивидуальной.
2 вариант. Инструменты симфонического оркестра перемешаны с инструментами народного или джазового оркестра. По сигналу надо “рассадить” их по нужным оркестрам.
5. Игра «Шуршащий оркестр - Шорох и шелест»
Дети делятся на несколько групп. Каждой группе раздаются шуршащие “инструменты”: листы бумаги и фольги, целлофановые обертки, полиэтиленовые пакеты и т.п. Ведущая предлагает украсить этими инструментами музыкальную пьесу (любая полька, вальс или марш). У каждой группы – свой ритмический рисунок. Сначала оркестр репетирует без музыки, постепенно накладывая и соединяя ритмические рисунки разных групп. Потом шуршащий оркестр выступает под фонограмму.
6. Шумовой оркестр
В оркестре участвуют шумовые инструменты, а также маракасики (из киндер-сюрпризов с крупой), “щипалки” (коробочки из-под йогуртов с натянутыми резинками). Для исполнения выбираются пьесы с четкой ритмической структурой в трехчастной форме или форме рондо.
Пример: Глинка “Марш Черномора”
1 часть.
1 фраза: акценты – громкие щипки за резинку “щипалок”, потом – маракасики. 2 фраза: пальчиком стучать по дну “щипалки” вместе с маракасиками. Реприза 1 фразы; на переходе к средней части перевернуть “щипалку” (для тихих щипков).
Средняя часть.
Сначала – палочки и треугольники с повторением. Потом (на пиццикато рр) – тихие щелчки у “щипалок”. Потом – играют все (палочки, треугольники, “щипучки”). Опять – тихие “щипучки”, потом – снова играют все.
Реприза – как в 1 части.
7. Подвижные игры про инструменты
“Инструменты, соберитесь!”
У каждого ребенка – роль какого-то инструмента симфонического оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.
“Любой инструмент, замри!”
1 вариант. Во время звучания музыки дети свободно танцуют в характере и темпе звучащего музыкального фрагмента. На паузе между фрагментами они застывают в позе с воображаемым инструментом (отгадать – с каким!). Можно проводить эту игру под любую танцевальную музыку, прерывая ее паузами. Но с композициями из разных фрагментов – интереснее!
2 вариант. На каждую паузу ведущая называет какой-нибудь инструмент, имитируя игру на нем – а дети должны повторить и развить показ. После третьего или четвертого проведения ведущая начинает путать детей: называет один инструмент, а показывает другой. Дети должны быть внимательны, изображая игру на называемом инструменте (а не повторяя неверные движения ведущей.
Используемая литература:
Бугаева З.Н. “Веселые уроки музыки в школе и дома”, Донецк, “Сталкер”, 2002.
Тютюнникова Т.Э. Материалы семинаров “Учусь творить”.
Музыкально-энциклопедический словарь.
Словарь юного музыканта.
Интернет-ресурсы: https://urok.1sept.ru/ , http://concordorchestra.ru/