СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"У каждого свой музыкальный инструмент..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная программа ВУД знакомит детей с особенностями звучания инструментов симфонического оркестра. Через музыкально-дидактические игры учит детей различать звучание различных инструментов симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
«"У каждого свой музыкальный инструмент..."»

Воронина Любовь Анатольевна, учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Исилькуль

Краткосрочная программа внеурочной деятельности

«У каждого в оркестре свой музыкальный инструмент…»

для 2 класса

(8 часов)



Трудно представить человека, ни разу не слышавшего симфонический оркестр. Так что же это такое? Когда возник оркестр и всегда ли он был таким, как сейчас? Сколько инструментов должно входить в его состав и можно ли его менять? На все эти вопросы поможет ответить данная краткосрочная программа внеурочной деятельности. Звучание симфонического оркестра тесно связано с классической музыкой. Именно приобщение детей к классике в большей степени формирует гармонично развитую личность. Значимость данной программы в том, что дети смогут познакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнать разнообразие их тембров, историю создания, послушают лучшие образцы музыкальных произведений в исполнении известных симфонических оркестров и смогут проявить свои творческие способности в музицировании.

Количество часов: 8

Возраст школьников: 2 класс



Цель программы – приобщение учащихся к классической музыке через знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Задачи программы:

  1. Познакомить учащихся с инструментами симфонического оркестра;

  2. Формировать у детей эстетического восприятия классической музыки;

  3. Развивать потребности учащихся в восприятии музыки;

  4. Расширить музыкальный кругозор детей через знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области.


Планируемые результаты внеурочной деятельности


Личностные результаты:

-желание приобретать новые знания и умения;

-освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе;

-умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем.


Метапредметные результаты:

-осмысление взаимодействия различных видов искусств;

- умение задавать вопросы в соответствии с содержанием занятий;

- умение осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности;

-умение вносить коррективы в деятельность для достижения планируемых результатов;


Предметные результаты:

- умение группировать музыкальные инструменты: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные;

- определять на слух и называть различные инструменты симфонического оркестра;

- различать жанровые разновидности инструментальной музыки;

- исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Тема 1. «Отправляемся в путешествие…» Знакомство с участниками творческой группы. Определение цели, задач и итогового продукта деятельности. Планирование творческой деятельности. Распределение заданий между участниками коллектива (по желанию).

Тема 2. «Немного истории…» Возникновение симфонического оркестра. Его становление и совершенствование. Классический состав оркестра. Композиторы-классики.

Тема 3. «Культшпаргалка» Как устроен симфонический оркестр и зачем ему дирижёр? Музыкальная игра «Я – дирижер»

Тема 4. «Состав симфонического оркестра».

Он состоит из четырех четко сбалансированных групп: 
- струнные смычковые (то есть, скрипки, альты, виолончели и контрабасы)
-деревянные духовые(флейты, гобои, кларнеты и фаготы)
-медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубы)
- ударные (литавры, барабаны и пр.). Деловая игра «А ну-ка угадай!» Музыкально-дидактические игры.

Тема 5. «Рисуем инструменты симфонического оркестра». Работа творческих группах. Защита мини-проектов. Музыкально-дидактические игры.

Тема 6. «Создаём свой оркестр». Знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области. Исполняем в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры. Конкурс стихов об инструментах симфонического оркестра. Итоговая рефлексия.


Тематическое планирование с учетом программы воспитания обучающихся


Тема занятия

Формы организации, обеспечивающие активную деятельность

Виды деятельности учащихся

Количество часов

1.

«Отправляемся в путешествие…»

Тестирование

Знакомство с участниками творческой группы. Определение цели, задач и итогового продукта деятельности. Планирование творческой деятельности. Распределение заданий между участниками коллектива (по желанию).


1

2

«Немного истории…»

Работа в парах

Возникновение симфонического оркестра. Его становление и совершенствование. Классический состав оркестра. Композиторы-классики.

Работа с литературными источниками, поиск, отбор и обработка полученной информации.

1

3

«Культшпаргалка»

Творческая мастерская

Как устроен симфонический оркестр и зачем ему дирижёр? Музыкально-дидактические игры («Я – дирижер»)


1

4

«Состав симфонического оркестра»


Деловая игра

«А ну-ка угадай!»

Классификация состава симфонического оркестра:
- струнные смычковые (то есть, скрипки, альты, виолончели и контрабасы)
-деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы)
-медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубы)
- ударные (литавры, барабаны и пр.).

Музыкально-дидактические игры.

2

5

«Рисуем инструменты симфонического оркестра»

Работа в группах

Работа творческих группах. Защита мини-проектов.

2

6

«Создаём свой оркестр»

Итоговый продукт

Знакомство с творчеством лучших симфонических коллективов России, Омска и омской области. Конкурс стихов об инструментах симфонического оркестра. Исполняем в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры. Итоговая рефлексия.

1

Итого: 8 часов


















Приложение 1

Состав симфонического оркестра












Приложение 2

Стихи для занятий


1.Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!

2. Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

3.А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных – 
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

4. Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

5.  С и м ф о н и ч е с к и й   о р к е с т р  
              В е н о к    с о н е т о в (Борис Неменов)
             Скрипичный ключ причудливой петлёй
               Встал впереди пустого пятистрочья,
               А перебранка нот между собой, 
               Напоминает ярмарку сорочью.
               На  верхней  строчке – флейты  и  гобой.
               Затем  фагот,  валторны  и  кларнеты...
               И  я,  в  любви  к  симфонии,  порой
               Готов  побыть  на  час  её  клевретом.
               Прочтение  редакций  партитур
               Порой  сродни  принятию  микстур,
               Хоть,  может  быть,  сравнение  неловко.
               Скрипичный  ключ  -  галантный  кавалер,
               Нас  поражая  светскостью  манер,
               Изящный  стан  обнял,  склонив  головку.


               Изящный  стан  обнял,  склонив  головку...
               Что  ждёт  нас  там,  в  трущобе  партитур  -
               Баталии,  палитры,  зарисовки?
               И  выдержим  ли  тему  без  купюр?
               Прекрасен  мир!  Он  нежен  и  жесток!
               Наполнен  он  любовью  до  предела.
               Я  в  будущее  вглядываюсь  смело.
               А  музыка  мне  -  и  судья,  и  бог!
               Но  как  сыграть  стремительный  пассаж,
               Чтоб  в  ритм  вписалось  чёткое  стаккато,
               И  зазвучал  божественно  габой?
               Как  бриг  мне  этот  взять  на  абордаж?
               Скрипичный  ключ  на  страже,  как  солдаты…
               Даёт  оркестру  нота  «ля»    настрой.
                

               Даёт  оркестру  нота  «ля»  настрой.
               И  тут  же  какофоний  эскапады
               Со  сцены  в  зал  стекают  водопадом,
               Бьют  по  ушам,  как  в  берег  бьёт  прибой.
               В  тех  звуках  жизнь.  И  смерть.  И  чувства  ток.
               В  них  ревность  и  любовь  одновременно.
               В  них  гордость,  стыд.  В  них  верность  и  измена...
               А  на  пюпитре  -  с  нотами  листок.
               Но  постепенно  затихает  гам.
               «Ударник  не  из  нашего  оркестра?!»
               Расселись  оркестранты  по  местам
               И  зрители  приветствуют  маэстро.
               Плоха  иль хороша  аранжировка  -
               От  первой  скрипки  ладу  заготовка.
                
           
               От  первой  скрипки  ладу  заготовка...
               У  этих скрипок  выше  голоса.
               Их  звук  от  сердца  мчит  под  небеса.
               Повыше.  К  богу.  И  без  остановки.
               Смычком  по  струнам  -  оголённым  нервам!
               За  горло  гриф  -  и  правду  лишь  изволь!
               И  плач.  И  боль.  И  непременно  первым...
               И  не  забыть  ещё  про  канифоль!
               Порой   ей  достаётся  больше  всех!
               И  спрос  с  неё,  как  от  одной  из  главных,
               Хотя  в  ансамбле,  впрочем,  все  на  равных!
               И  крепко   руку  жмут  ей  за  успех!
               Вот  присмотрись,  нарочно,  погляди  -
               Вторые  скрипки  будто  позади!


               Вторые  скрипки  будто  позади...
               Но  им  доступны  всплески  страсти  жгучей.
               Грудной  их  голос,  бархатно-певучий,
               Нетрудно  чутким  ухом  уловить.
               В  том  голосе  есть  крохотный  росток –
               Надежды  и  тревоги  ожиданий,
               И  краткость  мне  подаренных  свиданий,
               И  выпитый  мной  нежности  глоток.
               Вторые  скрипки  -  это  целый  мир.
               Наполнив  ими  звучные  аккорды,
               Ансамбль  вторых  скрепляет  звуков  пир,
               Как  два  конца  дуги  скрепляет  хорда.
               Вторых  обидеть  было  бы  безумством...
               Грустят  альты  вздыхая,  с  тяжким  чувством.
      
  
               Грустят  альты  вздыхая,  с  тяжким  чувством...
               Зато  певучий  звук  виолончельный  -
               Красивый,  полный,  яркий,  как  сочельник,
               Как сгусток животворного искусства.
               Смычковый  вздох  я  не  испорчу  взмахом -
               Пусть вылетает, плавно навеваем...
               Сниму  одним  прикосновеньем  Баха,
               Что  на  конце  смычка  так  осязаем.
               Сыграй  сонату  для  виолончели,
               Как  виртуоз,  и  может  так  случится,
               Что  тишины  обманчивой  качели
               В  многоголосье   «forte»  обратится.
               И  пусть  поможет  Ариадны  нить
               Виолончели  голос  различить.

                
               Виолончели  голос  различить
               Нетрудно,  если  вслушаешься  вправо.
               Восторженно  кричим  мы  «бис!»  и  «браво!»
               Желая  удовольствие  продлить.
               Но  наслажденья  не  даются  даром  -
               Приходится  втройне  за  них  платить...
               Душа  умчалась  с  музыкой  к  Стожарам
               И  нам  её  уже  не  возвратить.
               Звучанье  духовых  плывёт  по  сцене,
               Готовя  слух  наш  к  звуков  перемене...
               И  можно  здесь  дать  выход  нашим  чувствам...
               Медь  выдувать  из  тубы  и  тромбонов,
               Сегодня,  так  же ,  как  во  время  оно,
               Необходимо  обладать  искусством.


               Необходимо  обладать  искусством
               Переложить   симфонию  в   клавир.
               Здесь  иногда  и  признаный  кумир,
               Порой,  неверно  выбирает  русло.
               Звучит  оркестр  раскладывая  ноту  
               На  тысячи  оттенков  и  тонов.
               И  внемлет  мир  рождению  чего-то
               Тревожно-нежного  -  из  глубины  миров.
               Лирическая  тема  размягчает...
               Но  нас  к  реальной  жизни  возвращает
               Бой  барабанов   -  резок,  шумен,  груб!
               Влекут  по  нотам  дальше  без  улыбок
               Не  звуки  мелодичных,  нежных  скрипок,
               А  звук  тромбонов  и  различных  труб.


               А  звук  тромбонов  и  различных  труб
               Нам  предвещает  окончанье  сласти  -
               Сейчас  взорвутся  бешенные  страсти –
               Здесь  Вам  театр,  а  не  сельский  клуб!
               Моя  душа,  как  пленница  Земли,
               Пытаясь  разорвать  границы  круга,
               Свои  надежды  и  мечты  свои,
               В  мелодиях  симфоний  ищет  друга.
               Венок  взаимосвязаных  сонетов
               Пишу  натужно  -  правду  не  таю!
               И,  в  трудном  стихотворчестве  поэтов
               Я  музыки  созданье  познаю.
               А  тембр,  рождённый  напряженьем  губ,
               Нам  как  и  скрипка  -  сладостен  и  люб.

                
               Нам,  как  и  скрипка,  сладостен  и  люб
               Задорный  говор  медных  инструментов.
               И,  хоть  мундир  их  весь  из  позументов,
               Тяжел  суровый  тембр  грозных  туб.
               Вот  выдаёт  трубач  своё  сфорцандо,
               Звук  меди  переплавив  в  серебро.
               Звучит  тромбона  плавное  глиссандо
               В  чарующем,  Равеля,  «Болеро».
               И  с  наслажденьем  слушаем  повторно
               Рыданья  «подсурдиненой»  валторны,
               Дыханье  затаив,  в  огромном  зале.
               И  если  честно,  строго  и  серьёзно  -
               Да,  духовые  тоже  виртуозны!
               И  ведь  без  них  оркестр  жив  едва  ли.


               И  ведь  без  них  оркестр  жив  едва  ли...
               Вот  трубочки  из  Нильских  тростников  -
               Ласкали  слух  Египетских  богов,
               И флейтами  они  с  годами  стали.
               Поют  легко,  раздумчиво  -  как  дышат:
               Сквозь  годы  и  века,  давным-давно...
               Нам  кажется,  что  ухо  правду  слышит,
               Но  до  конца  не  скажут  всё  равно.
               Волною  лодку  закачает  лето,
               Зашелестит  осока  о  корму,
               Заплачет  горько-горько  флейта  где-то,
               Неведомое  что-то  никому.
               А  звуки  флейт  -  загадка  не  годам!
               Их  я  неверно,  видно,  передам.

                
               И  я  неверно,  видно,  передам
               Палитру  звуков  грубыми  словами.
               Задача  эта  мне  не  по  плечам,
               Вы  попытайтесь  это  сделать  сами.
               Вот  адский  вихрь  страстей  отбушевал,
               Но  не  видать  влюблённым  больше  света,
               И  о  любви  своей , девятый  вал,
               Поёт  Франческа  голосом  кларнета.
               А  вот  гобоя  бархатный  напев.
               Мечтательно-ленивый  перепев.
               Преследует  всё  время  по  пятам.
               И  сдерживать  восторг  свой  неохота
               Под  звук  своеобразного  фагота -
               Биенья  сердца  бешенный  там-там.

                
               Биенья  сердца  бешенный  тамтам
               В  нас  вызвали  удары  барабана.
               Не  дрогнула.  Поёт    меццо-сопрано.
               Звук  грома  всё  расставил  по  местам.
               Ударил  гонг,  литавры  и  тарелки  !
               В  горнило  битвы  бросил  нас  оркестр.
               И  надо  биться!  Тут  уж  не  до  спевки ...
               Побед  не  так  велик  у  нас  реестр.
               Звон  колокольный  полнит  всё  вокруг
               И  уступает  ему  чёткий  ритм,
               Как  волны,  что  дробятся  о  гранит.
               А  гром  ударных  оборвался  вдруг.
               И  снова  скрипок  струны  зарыдали...    
               И  чистый звук  концертного рояля.


               И  чистый звук концертного рояля.
               Открыта  крышка.  Руки  на  колени.
               Размяты  пальцы.  Клавиши  в  оскале...
               И  мысль :« Я -  гладиатор  на  арене!».  
               Вот  первые  аккорды  прозвучали
               И  звук  поплыл  в  заворожённый  зал...
               Пропало  напряжение  начала,
               И  музыка  взошла  на  пьедестал!
               И  все  века,  эпохи  и  народы
               Сошлись  здесь  вдруг  у  рамповых  границ.
               Сквозь  толщу  времени  играет  пианист...
               Играет  виртуоз...  Проходят  годы...
               А  он  стоит  с  поднятой  головой  -
               Скрипичный  ключ,  причудливой  петлёй...


               Скрипичный ключ причудливой петлёй
               Изящный стан обнял,склонив головку ...
               Даёт оркестру нота «ЛЯ» настрой. 
               От первой скрипки - ладу заготовка.
               Вторые  скрипки  будто  позади...
               Грустят альты вздыхая,с тяжким чувством...
               Виолончели  голос  различить
               Порою  нужно  обладать  искусством.
               А звук тромбонов и различных труб
               Нам,как и скрипки,сладостен и люб. 
               И  ведь  без  них  оркестр  жив  едва  ли.
               И  я  неверно,  видно,  передам
               Биенья  сердца  бешенный  тамтам,
               И  нежный  звук  концертного  рояля.






Приложение 3

Загадки про инструменты симфонического оркестра


Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить. 
Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.

Деревянные духовые инструменты

Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.

Имя – легкое дыханье, в голосе – очарованье.
Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.

Это мышка тут пищит? Или кто-то тут визжит?
Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).

Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).

Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Прозывается… (кларнет).

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).

Дитя кларнета и гобоя. И хоть блестит металлом он – 
Прекрасно знаем мы с тобою, что деревянный… (саксофон).

Медные духовые инструменты

Группа медных духовых: есть загадки и про них!
Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.

Успех мне в группе медных обеспечен. Еще я есть в домах, где топят печи.
Сквозь весь оркестр пробьется голос мой – никто не устоит перед… (трубой).

Как мед тягучий голос сочно льется, как будто гулким эхом отдается.
Сперва охотой очень увлекалась, потом певуньей славной оказалась… (валторна)

Как завоет – в дрожь бросает. Часто воем всех пугает.
Рявкнуть может – о-го-го! Есть кулиса у него… (тромбон)

Это позднее дитя всех переросло шутя.
Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком… (туба)

Струнные смычковые инструменты

Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны. 
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)

Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)

Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

Представьте себе великана такого: доброго, толстого, очень большого.
Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас)

Струнные щипковые

Уж сотни лет они известны. Их знают все, они – не новые.
Всем инструменты интересны… Какие? Струнные щипковые!

Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)

Ударные инструменты

Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут. 
Чтобы звуком нам могли они ответить – музыканты обязательно их бьют.

Сверху кожа, снизу тоже, зазвучать так громко сможет. 
Деревянные подружки пляшут на его макушке. 
Бьют его, а он гремит, в ногу всем идти велит… (барабан)

Меня не каждая включает партитура, 
Но в геометрии я важная фигура… (треугольник)

Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать… (литавры)

Нас увидишь за обедом – и в оркестре тут же следом.
Сделаны из звонкой меди, древности седой наследье… (тарелки)

Пара деревянных плашек четкий ритм для танца скажет.
В руки только их возьмешь – и в Испанию попадешь… (кастаньеты)

Хоть ударный инструмент – но мелодию в момент
Я сыграю точно в тон. А зовусь я… (ксилофон).







Приложение 4

Музыкально-дидактические игры

1.Игра «Склад музыкальных инструментов»

Ведущая – На склад привезли целую партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но туда забрался шаловливый котенок, который изорвал в клочья все этикетки с названиями инструментов. Ребята, нужно помочь кладовщику разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. 

Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например:

АТИГРА, МОРДА, БРАУТ, ПИКРАС, ЛЬЯРО, ГРАНО, ТРЫВЛИА, НОСФАСОК и т.п.

2. Игра «Незнайка всё перепутал»

Ведущая – Незнайка взял тетрадь и решил написать названия всех известных ему инструментов. Но он перепутал в них все слоги! Ребята, давайте исправим эти ошибки.

ТРОМ-ТАВРЫ, ЛИ-БОН; БАЛА-НЕТ, КЛАР-ТАЙКА; ГИ-СОФОН, КСИ-ТАРА;

КСИЛО-ГАН, ОР-ФОН; ВАЛ-ГОТ, ФА-ТОРНА; ФЛЕЙ-ВЕСИН, КЛА-ТА и т.п.

3. Игра-потешка «Кто на чём играет»

На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. На гармошке – гармонист. А на бубне?..

На кобзе – кобзарь. На дудке – дударь. На ложках – ложкарь. А на литаврах?..

На флейте – флейтист. На тубе – тубист. На кларнете – кларнетист. А на тамтаме?..

На органе – органист. На пианино – пианист. А на рояле?..

А кто играет на барабане? На балалайке? На скрипке? На контрабасе? На синтезаторе?

4. Игра «Разбросанный ветром оркестр»

1 вариант. На полу или на столе разбросаны листочки бумаги с названиями инструментов симфонического оркестра. По сигналу дети должны собрать их по группам и разместить так, как они располагаются в оркестре. Игра может быть и командной, и индивидуальной.

2 вариант. Инструменты симфонического оркестра перемешаны с инструментами народного или джазового оркестра. По сигналу надо “рассадить” их по нужным оркестрам.

5. Игра «Шуршащий оркестр - Шорох и шелест»

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе раздаются шуршащие “инструменты”: листы бумаги и фольги, целлофановые обертки, полиэтиленовые пакеты и т.п. Ведущая предлагает украсить этими инструментами музыкальную пьесу (любая полька, вальс или марш). У каждой группы – свой ритмический рисунок. Сначала оркестр репетирует без музыки, постепенно накладывая и соединяя ритмические рисунки разных групп. Потом шуршащий оркестр выступает под фонограмму.

6. Шумовой оркестр

В оркестре участвуют шумовые инструменты, а также маракасики (из киндер-сюрпризов с крупой), “щипалки” (коробочки из-под йогуртов с натянутыми резинками). Для исполнения выбираются пьесы с четкой ритмической структурой в трехчастной форме или форме рондо.

Пример: Глинка “Марш Черномора”

1 часть.

1 фраза: акценты – громкие щипки за резинку “щипалок”, потом – маракасики. 2 фраза: пальчиком стучать по дну “щипалки” вместе с маракасиками. Реприза 1 фразы; на переходе к средней части перевернуть “щипалку” (для тихих щипков).

Средняя часть.

Сначала – палочки и треугольники с повторением. Потом (на пиццикато рр) – тихие щелчки у “щипалок”. Потом – играют все (палочки, треугольники, “щипучки”). Опять – тихие “щипучки”, потом – снова играют все.

Реприза – как в 1 части.

7. Подвижные игры про инструменты

Инструменты, соберитесь!”

У каждого ребенка – роль какого-то инструмента симфонического оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.

Любой инструмент, замри!”

1 вариант. Во время звучания музыки дети свободно танцуют в характере и темпе звучащего музыкального фрагмента. На паузе между фрагментами они застывают в позе с воображаемым инструментом (отгадать – с каким!). Можно проводить эту игру под любую танцевальную музыку, прерывая ее паузами. Но с композициями из разных фрагментов – интереснее!

2 вариант. На каждую паузу ведущая называет какой-нибудь инструмент, имитируя игру на нем – а дети должны повторить и развить показ. После третьего или четвертого проведения ведущая начинает путать детей: называет один инструмент, а показывает другой. Дети должны быть внимательны, изображая игру на называемом инструменте (а не повторяя неверные движения ведущей.



Используемая литература:

  1. Бугаева З.Н. “Веселые уроки музыки в школе и дома”, Донецк, “Сталкер”, 2002.

  2. Тютюнникова Т.Э. Материалы семинаров “Учусь творить”.

  3. Музыкально-энциклопедический словарь.

  4. Словарь юного музыканта.

  5. Интернет-ресурсы: https://urok.1sept.ru/ , http://concordorchestra.ru/