Учим математику весело и интересно
Поступая в школу, ребенок должен быть, подготовлен к ней, чтобы не получить психо-
логическую травму, из-за того, что не успевает, из-за слабости развития психологических
процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и др.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, умными, добрыми, счастливыми.
Как же быть?
Я присоединяюсь к тем педагогам, которые выступают против искусственной акселе-
рации, ускорения детского развития и, прежде всего, против перенесения в дошкольный
возраст школьного содержания и методов обучения. Знакомясь с данными специальных ис-
следований и практическим опытом работы, накопленным мною при работе с детьми, я сде-
лала выводы о необходимости обучение детей в игровой форме. Я считаю, что развивать
в детях математические способности не только можно, но и вполне целесообразно начинать
в дошкольном детстве с младшей группы при условии:
1) если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста
2) задач умственного развития ребенка при правильном применении методики.
Одним из главных элементов методики является - ИГРА.
в дошкольном возрасте важно сформировать потребность в процессе познания, стремле-
ние к новому, преодоление трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижений цели.
Сенсорное развитие детей 3-х лет
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место пер-
воисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается
восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления. Осо-
бенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущи-
ми в ходе знакомства ребенка с миром. Поэтому в школах раннего развития необходимо
уделять внимание развитию всех видов восприятия, поскольку отставание в сенсорном раз-
витии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполни-
мым на более поздних этапах психического развития.
Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов
и явлений деятельности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определен-
ном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Различают следующие виды восприятия:
восприятие формы - первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом
возрасте до 1 год, он учится различать предметы прежде всего по форме;
• восприятие цвета;
• восприятие величины наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каж-
раз эталоном является другой предмет;
• восприятие пространства - формируется на основе опыта через движение тела, ко-
нечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при
движении предметов, их пропорции, положения; формируется по мере развития двигатель-
ной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
• восприятие времени-формируются на основе опыта, полученного через действия,
эмоциональные переживания происходящих жизненный событий, внешние признаки из-
менения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в
таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, тече-
ния времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
• восприятие движений тела складывается из ощущений позы тела, конечностей,
движений и закрепляются в целостный динамический образ;
• восприятие особых свойств предметов и явлений объединение ощущений от раз-
ных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных,
слуховых, которые дают более правильное т разностороннее представление о любом пред-
мете или явлении;
• восприятие целостных предметов - главная задача восприятия, которая осуществ-
ляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
осуществляется в согласованной
• восприятие сложных явлений действительности
работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. Начина-
ется в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию
изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных про-
изведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.
Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опо-
рой на предыдущий опыт. Для целенаправленного обучения восприятию в настоящее время
создана система педагогических приемов, которые опираются на психологические законо-
мерности, специфические для каждого вида восприятия. На основе наблюдений в возраст-
ных группах психологи отмечают следующие особенности освоения детьми различных ви-
дов восприятия в возрасте до 3-х лет.
формы. Различает по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме, группирует предметы по образ-
цу, сравнивает, прикладывая или накладывая предметы, друг на друга. Различает основные
цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Узнает знакомые предме-
ты по цвету. Группирует предметы по образцу. Сравнивает прикладыванием рядом.
Величины. Различает большие и маленькие предметы, группирует предметы по образ-
цу, сравнивает прикладыванием и наложением.