Наша задача – прививать любовь к родному языку
Родной язык – это живая летопись деяний предыдущих поколений. На нём накоплен огромный запас знаний, духовных и культурных ценностей. Он является формой существования и хранения всех этих ценностей. Поэтому становится для человека главным инструментом развития.
Прививая любовь к родному слову, отдавая свои знания детям, трудится в ГБОУ « Лицей - детский сад г. Магас» Лиза Жабраиловна Ужахова. Каков же был её путь к данной профессии, как состоялся её выбор? Это я и попыталась сделать.
«Еще в детстве я отдавала предпочтение гуманитарным предметам, - вспоминает свои школьные годы Лиза Жабраиловна,- любила русский язык и литературу, ингушский язык, литературу. От учителя - предметника по какой-либо дисциплине, как он преподнесёт материал учащимся, сможет ли всерьёз заинтересовать их, зависит многое. Моим учителем родного языка в селе Барсуки, где я жила, была Гагиева Мадина Курейшевна. Она являлась истинным педагогом, который умел заинтересовать детей. На её уроки все мы ходили с большим интересом, к каждому у неё был свой индивидуальный подход. Я выразительно читала на ингушском языке, и поэтому она всегда доверяла мне роль чтеца в классе произведений, которые мы проходили по программе. Я с большой охотой это делала, порой даже удивлялась, когда кто-то другой выполнял эту роль вместо меня. Мы знакомились на уроках с творчеством ингушских писателей. Помню, будучи учащейся 7класса, я перечитала все произведения известных тогда авторов. Мать иногда меня журила, говорила, что слишком долгое чтение может испортить моё зрение. Через чтение произведений обогащался мой словарный запас, росла любовь к родному слову, языку. Мне всё больше и больше нравились наши традиции, обычаи. Яркие картины далёкого прошлого из истории наших предков заставляли размышлять, анализировать происходившие события прошлого. После восьмого класса мне даже дали рекомендательное письмо «За особые успехи в изучении родного языка и литературы» направить в Грозненское Педагогическое училище. Моя учительница, которая тогда у нас вела родной язык, Аза Ахметовна Зязикова, помню, сказала мне: «Ты, давай, не теряй свои два года, поступай в училище». Но тогда родители посчитали меня слишком юной, не пустили в училище. Я окончила школу, поступила в Чечено-Ингушский Государственный университет им. Л.Н.Толстого в Грозном. Студенческие годы тоже повлияли в лучшую сторону в плане накопления знаний по родному языку. Всегда с теплотой вспоминаю своего преподавателя, профессора Ибрагима Абдурахмановича Дахкильгова. Завершить учёбу в Грозном, правда, мне не удалось, т.к. начались известные военные события. Этот период был очень трудным для меня, были переживания по поводу своего диплома. Казалось, время потеряно. Но всё утряслось, как говорится, получили дипломы об окончании высшего учебного заведения. Свою трудовую деятельность я начала в Плиевской средней школе. Мне дали младшие классы. За годы работы пришлось работать и в старших классах. Скажу без ложной скромности, ребята приходили на мои занятия с большой охотой. Я старалась дать им знания, чтобы они пригодились и в дальнейшей жизни. В данной школе состоялось моё становление как учителя, это были плодотворные годы в моей практике. Мне нравился свой предмет, и желала, чтобы дети тоже овладели им хорошо, всегда объясняла: «Если есть язык – есть народ, нет его – нет и народа». С течением времени изменилось и моё семейное положение, появилась уже своя семья. Был период, когда пришлось и дома сидеть с ребёнком. Но очень скучала по своим учащимся, хотелось скорее на работу. Так, прослышав, что открывают новую школу-лицей в Магасе, захотелось попытаться устроиться на работу, что незамедлительно и сделала. К моей радости, меня приняли, по сегодняшний день я работаю в данном образовательном учреждении, обучая детей правильно владеть родным словом. Учащиеся у нас любознательные, любят родной язык. Среди них есть и те, которые пишут стихотворения на ингушском языке, завоёвывали даже призовые места на разных олимпиадах, конкурсах. Здесь я поняла, что сделала правильный выбор в жизни, выбрав данную профессию. Ещё наши великие писатели, лингвисты и педагоги утверждали, что нет более надёжного и эффективного средства обучения и воспитания, чем родной язык и родное слово».
Для любого народа родной язык считается неповторимым, великолепным, т.к. язык – характер, память, история и духовное могущество. В нём отражаются обычаи, традиции, быт народа, его красота и сила души. «Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нём сообразно с законами», - писал В.Белинский. Пожелаем же успехов Лизе Жабраиловне Ужаховой в дальнейшей работе, в деле пополнения рядов-знатоков родного языка.
Раиса Олигова
/газета « Ингушетия» от 25 февраля 2016г./