Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей-предметников ________ Лубышева Л. Н. Протокол № ______ от «___» __________ 2024г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Сапрыкинская ООШ» __________Жукова М.А. «____»_____________2024г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сапрыкинская ООШ» __________ Ченцова Л. Е. Приказ № ______ от «___» __________ 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Удивительная биология»
(с использованием оборудования «Точка Роста»)
срок реализации программы - 1 год
возраст воспитанников - обучающиеся 11 - 14 лет
Составитель программы – учитель биологии
Копцева Ирина Владимировна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___
от «31»_____08____2024 г
2024 г
Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы):
«Удивительная биология», естественно-научное направление
Автор программы: ___ Копцева Ирина Владимировна
Фамилия Имя Отчество
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «____» _____________ 20___ г., протокол № ______________
Председатель _______________ Ченцова Л.Е.
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов: -
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) . - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». - Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса». –
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Применение игровой методики и современных технологий для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации занятий кружковой деятельности деятельности позволяет создать условия:
- для расширения содержания школьного биологического образования;
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
- для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Применяя цифровые лаборатории во внеурочной деятельности по биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга обучающихся, расширение их кругозора и повышение мотивации к учению.
Задачи:
образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы и бережного отношения к ней, объединение и организация досуга учащихся.
Программа имеет естественнонаучную направленность и практическую ориентацию, носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной. Занятия по программе разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности; - нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Организация образовательного процесса.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально- групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающемуся.
Формы контроля достижения результатов
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5- 8 классов и составляет 36 часов в год, из расчёта 1 час в неделю, с 1сентября по 25 мая.
Результаты освоения программы. Планируемые результаты
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Занимательная биология » обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико- ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты: 1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний»
личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;
опыт в проектно-исследовательской деятельности
-умение работать с разными источниками информации; - овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;
уровень результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной реальности»
личностные качества:
навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;
навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
универсальные способности:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
опыт в проектно-исследовательской деятельности:
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»
личностные качества:
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
универсальные способности:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
опыт в проектно-исследовательской деятельности:
Обучающиеся смогут: узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание программы
Введение.(3часа)
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических работ. Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста».
Оформление уголка кружка.
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №1 «Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований». Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых. Техника приготовления временного микропрепарата. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов. Микромир вокруг нас.
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа № 2 Лабораторный практикум
«Изучение устройства увеличительных приборов».
«Части клетки и их назначение». Мини-исследование.
Раздел 2. Биология растений (16часов).
Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения воды листьями. Испарение воды растениями. Тургор в жизни растений. Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №5 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 6 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и после полива».
Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток. Лабораторная работа № 9 «Фотосинтез». Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения».
Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения».Лабораторная работа № 11«Условия прорастания семян». Значение воды и воздуха для прорастания семян».Лабораторная работа № 12«Наблюдение фаз митоза в клетках растений»
.Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» , Лабораторная работа
№ 14 «Обнаружение нитратов в листьях» . Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений».
Раздел 3. Зоология(7 часов)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Простейшие . Движение животных.
Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Мини-исследование «Птицы на кормушке»
Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Практическая работа
«Классификация животных ».Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Лабораторная работа № 15 «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»
.Лабораторная работа № 16 «Наблюдение за передвижением животных». Практическая орнитология. Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке».
Раздел 4 Экология(2 часа)
Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Экологический практикум : «Влияние абиотических факторов на организмы».
« Определение запыленности воздуха в помещениях», «Из мерение влажности и температуры в разных зонах класса»
Тематический план
№ | Раздел, тема | Кол час | теория | практика |
| Введение.(3часа) | | | |
1 | План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических работ. | 1 | 1 | |
2-3 | Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста». Лабораторная работа №1«Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований» | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 1. Лаборатория Левенгука ( 6часов) | | | |
4 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Лабораторная работа № 2 «Изучение устройства увеличительных приборов». | 1 | 0,5 | 0,5 |
5- | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых. Лабораторный практикум«Части клетки и их назначение». | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Техника приготовления временного микропрепарата. Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука». | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов. Лабораторная работа №4«Ткани растительного организма». | 1 | 0,5 | 0,5 |
8-9 | «Микромир вокруг нас». Мини-исследование. | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 2.Биология растений ( 16 часов) | | | |
10 | Дыхание и обмен веществ у растений. Лабораторная работа № 5 «Дыхание листьев», | 1 | 0,5 | 0,5 |
11- 12 | Изучение механизмов испарения воды листьями. Лабораторная работа № 6 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». | 2 | 1 | 1 |
13 | Испарение воды растениями Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и после полива». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14- 15 | Тургор в жизни растений. Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток. | 2 | 1 | 1 |
16 | Воздушное питание растений — фотосинтез. Лабораторная работа № 9«Фотосинтез». | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Кутикула. Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 11 «Условия прорастания семян». Значение воды и воздуха для прорастания семян». | 1 | 0,5 | 0,5 |
19- 20 | Деление клеток. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение фаз митоза в клетках растений» | 2 | 1 | 1 |
21 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22- 23 | Лист. Лабораторная работа № 14 «Обнаружение нитратов в листьях» | 2 | 1 | 1 |
24- 25 | Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений». | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 3.Животные (7часов) | | | |
26 | Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Практическая работа «Классификация животных ». | 1 | 0,5 | 0,5 |
27- 28 | Простейшие. Лабораторная работа «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов» | 2 | 1 | 1 |
29 | Движение животных. Лабораторная работа № «Наблюдение за передвижением животных». | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Лабораторная работа № 6 «Особенности внутреннего строения дождевого червя» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31- 32 | Мини-исследование «Птицы на кормушке» Практическая орнитология. Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 4 Экология(3часа) | | | |
33, 34 | Влияние экологических факторов на организмы. Экологический практикум «Влияние абиотических факторов на организмы». | 2 | 0,5 | 1,5 |
35 | «Микроклимат в классе» Экологический практикум «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса». | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Материально – техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Удивительная биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; - помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); - микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов; - комплект гербариев
демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); - мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
Литература
Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра
«Точка роста». В.В.Буслаков, А.В.Пынеев.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для учителей. – Новосибирск: Лада, 2000.
Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослых-М.: Эксмо, 2013. -96с.
Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Естествознание. Ботаника; Академия - Москва, 2012.
- 368 c.
Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб.: Наука, САГА, 2005.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013.
Лазаревич С. В. Ботаника; ИВЦ Минфина - Москва, 2012. - 480 c.
Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. – М.: Нива России, 1992.
Мухин В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника; Академия – Москва, 2012. - 288 c.
Смелова В.Г. «Зеленые друзья» Физиология растений/ методическое пособие для учителей. – М.:2011
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 2007.
«Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
Список литературы для обучающихся
А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер, 2011.
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: Экологический вестник России, 1995.
Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа, 1995.
Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006.
Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В. Резько. – Мн.: ООО
«Харвест», 1999.
Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум по биологии.
https://urok.1sept.ru/articles/611487 методические разработки с использованием цифровой лаборатории.
http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf Школьный практикум по биологии.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).
Комнатное цветоводство: [Электронный ресурс]. URL: https://www.floriculture.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).
Научно-популярные и учебные фильмы: [Электронный ресурс]// Учебное видео. Экранизации. Биографии. URL: http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).
Сезоны года. Общеобразовательный журнал: [Электронный ресурс]. URL: https://сезоны-года.рф. (Дата обращения: 28.03.2020).