СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК "Школа XXIвека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление УМК Школа XXI века на августовском пед.совете УО Ирбейского района, на площадке "Достижение качества образования.

Просмотр содержимого документа
«УМК "Школа XXIвека"»

8


Особенности работы по УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой.


Представление опыта учителем начальной школы Щтаревич Е. Л.


В 2001 – 2002 учебном году наша школа начала работать по программе Н.Ф. Виноградовой. Построение процесса обучения ориентируется на развитие воображения и мышления, поэтому процесс обучения строится так, чтобы ученик прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался определённых результатов. Поэтому процесс обучения направлен на решение поисковых и творческих задач, уважение к возможностям учащихся, создание условий для их полной реализации.

Сам процесс обучения выражается в следующем:

  • ученик – равноправный участник обучения, он определяет своё незнание, ищет причины этого и пути их исправления;

  • ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным и более результативным, школьник видит необходимость выполнения того или иного требования, мотивы его деятельности становятся личностно значимыми для него.

  • важной деятельностью остаётся игра, но обязательно всегда имеет учебную задачу, которую необходимо решить. игра с правилами, также, как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку. Особенно важны дидактические, ролевые, театрализованные, сюжетные игры, игры-драматизации, когда коллективно разыгрываются литературные произведения. Например, рассказ Н.Сладкова «Белка и медведь». (– Ау, медведь, ты что по ночам делаешь? – Я-то? Да ем. – А днём? – И днём ем. – А утром? – Тоже ем. – Ну, а вечером? – И вечером ем. – Когда же ты не ешь? – Да, когда сыт бываю. – А когда же ты сыт бываешь? – А никогда…) Именно в играх дети лучше всего усваивают и социальные отношения, и нормы поведения в разных ситуациях, учатся смотреть на себя со стороны, корректируют своё поведение в соответствии с требованиями ситуации и окружающих людей. Для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение ряда условий:

  • учебная задача должна совпадать с игровой;

  • наличие учебной задачи не должно задавить игровую задачу, необходимо сохранить игровую ситуацию;

  • одиночная игра не даёт никакого эффекта обучения, должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Работая по учебному комплекту под редакцией Н.Ф.Виноградовой мне пришлось во многом пересмотреть и приёмы обучения. Если раньше я использовала игру как средство для отдыха учащихся, то теперь игра является основным методом обучения. Если по традиционной программе два исправления считаются за одну ошибку, то по программе Виноградовой приветствуется и поощряется любое самоисправление, которое ученик делает в своей работе, даже если работа выглядит при этом не такой аккуратной, как хотелось бы. По программе Н.Ф. Виноградовой я учу детей все исправления делать аккуратно, исправлять ошибки так, чтобы работа оставалась красивой.

Так как темп работы у детей разный, то учеников с особенно медленным темпом работы нужно держать в постоянном внимании, не торопить их показывать, что мы их ждём, очень постепенно приучать их работать быстрее, отмечать любые малейшие успехи.

Усваивают новый материал дети тоже по-разному. Учитывая это, авторы комплекта разработали для каждой темы задания различной степени сложности. Заданий очень много. Остаётся только выбрать и дать каждому ученику задание, точно соответствующее его способностям и знаниям. Для самостоятельной работы задания тоже дифференцированы, потому всегда можно выбрать такие задания, с которыми ученик справится. Каждый ребёнок работает в ситуации успеха. Это даёт дополнительный стимул для желания получить новые знания и повышает познавательную мотивацию.

В отличие от традиционного обучения, обучение по Виноградовой строится в интегрированном курсе, чтобы помимо хнаний о языке и математике сформировать умение учиться. И в учебнике, и в рабочих тетрадях учебный материал разбит на сдвоенные уроки, т.к. значительно удобнее постоянно чередовать задания по чтению, математике и письму.

Следующее отличие от традиционного обучения состоит в том, что изучение букв начинается с гласных, причём гласные буквы вводятся парами (а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е). Конечно, введение йотированных гласных усложняет обучение, удлиняет этот период, но в этом есть и своё преимущество. Расширение количества гласных букв, а главное, попарное их введение, позволяет заложить ориентировку на гласную букву. При этом в звуковой модели слова все гласные звуки постепенно заменяются буквами, и дети привыкают наглядно видеть, какие гласные буквы пишутся после твёрдых, а какие после мягких согласных. При введении каждой йотированной гласной буквы идёт одновременное знакомство с двумя её функциями: показатель мягкости согласного и обозначение двух звуков после гласных и в начале слова. Потом при изучении согласных букв у детей не возникает никаких мук слияния, дети свободно читают слоги со всеми гласными буквами на первом же уроке знакомства с согласной буквой «М». В овладении навыком чтения помогает и пособие так называемое «окошки».

При изучении каждой новой буквы дети в тетради «Я учусь писать и читать» находят изученную букву (и печатную, и письменную, и большую, и маленькую), раскрашивают замкнутые линии с этой буквой и получают картинку, которая начинается с изученной буквы. Запоминаются не только все образы изученной буквы, но и картинка – сигнал, с которой начинается слово. Такое задание дети выполняют с большим увлечением.

С первого же урока, когда класс в целом читает слоги и простейшие слова из изученных букв, в учебнике появляются достаточно сложные тексты для хорошо читающих учеников. Учителю уже не надо подбирать дополнительный материал, делать карточки, готовить тексты. Отличаются учебники насыщенным игровым материалом: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, четверостишия, ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы и т. д. Это позволяет учителю с каждым уроком формировать у детей желание и умение учиться, развивать познавательные процессы.

Математический курс Грамоты содержит разнообразные задания: сравнить предметы по размеру, расположить предметы по порядку, составить пары предметов, выявить сходства, различия в множествах и т.д. В отличии от традиционной программы дети знакомятся с числами сразу в пределах двух десятков. Главная цель: научиться называть числа в прямом и обратном порядке без пропусков. Следующее отличие в том, что дети долго не пишут цифры, а учатся различать их, находить и читать. Кроме этого, учащиеся получают первоначальные представления о каждом из четырёх арифметических действий. Действия вводятся не абстрактно, а на основе выполнения детьми практических действий, чаще всего с с фишками. С первых же уроков математики начинается ознакомление детей с пространственными фигурами: шаром, кубом, цилиндром, конусом, пирамидой. Дети знакомятся не только с названием этих фигур, но и учатся их находить. Отличает программу и такая тема, как симметрия. Дети учатся чертить симметричные фигуры относительно оси симметрии, копировать различные фигуры. Решая примеры и получая ответы, соединяют их в определенную картинку. В учебнике и рабочих тетрадях богатый материал на развитие логического мышления, есть и старинные задачи, и различные лабиринты.

Самое сложное в 1 классе – это научиться писать. А детям, имеющим дефекты речи, это особенно трудно. Учитывая разный уровень подготовки детей, авторы комплекта создали тетради для индивидуального развития и коррекции типичных ошибок в освоении родного языка «Я учусь читать и писать», «Пиши грамотно», «Учусь писать без ошибок». В этих тетрадях содержатся задания трёх уровней: обязательный для всего класса, материал, предназначенный для преодоления типичных трудностей при обучении и рассчитанный на хорошо подготовленных детей. В тетрадях имеются схемы – подсказки: колокольчиком обозначены звонкие согласные, одной чертой подчёркнуты строчные буквы, двумя – заглавные. Звуковые схемы слов помогают подбору пропущенных слов или вставке недостающих слов.

Основное отличие в обучении письму по программе Н.Ф. Виноградовой состоит в том, что параллельно с изучением букв на уроках обучения грамоте вводятся зрительные образы печатных и письменных букв, но отрабатывается двигательный образ только печатных букв. Это связано с тем, что рука детей ещё недостаточно готова к написанию письменных букв и закреплять нечёткий почерк не имеет смысла. После введения первой согласной буквы дети печатают слоги, затем слова, учатся писать элементы письменных букв. Длительный подготовительный период позволяет сам процесс овладения письмом курсивных букв в пределах всего алфавита осуществить в короткие сроки.

Следующее отличие – это то, что буквы пишутся изолированно, безотрывное письмо исключается. Буквы соединяются друг с другом в словах соединительным штрихом.

Учитель, проверяя работы учащихся, подчёркивает не ту букву, которую ученик написал неправильно или некрасиво, а ту, которая у него получилась лучше всех, заостряя тем самым внимание на правильное написание и повышая уверенность у нег в своих силах.

Немаловажное введение в тетрадях – это ширина рабочей строки. На первых порах она очень широкая, постепенно размеры рабочей строки уменьшаются, когда дети хорошо усвоят образ буквы, она уже достигнет ширины обычной тонкой тетради. В тетрадь включены задания, которые делают процесс обучения увлекательным, развивающим, позволяющим избежать появления трудностей освоения навыка письма.

Итак, программа Н.Ф. Виноградовой основана на таких положениях:

  1. Безграничная вера в ребёнка. Каждый ребёнок может научиться всему.

  2. Путь к достижению положительного результата может быть только путём «от успеха к успеху».

  3. Создание доброжелательной атмосферы.

  4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

  5. Отказ от принципа «перехода дополнительных занятий в качество обучения».

  6. Необходимо постоянно отслеживать путь продвижения каждого ученика.

  7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

  8. Содержание коррекционных занятий должно способствовать развитию учащихся.

  9. Коррекционно - развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.