СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Формировать умение распознавать части речи.

2. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.

3. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Употребление прилагательных в речи»

Урок русского языка. 2 класс

«Употребление прилагательных

в речи»

















































Учитель начальных классов

Магомедова Аминат Чупановна

Русский язык 2 класс

Дата:__________ Учитель: Магомедова А.Ч

Тема: «Употребление прилагательных в речи».

Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.

3. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Т. Г. Рамзаева) 2 класс, часть 2; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация «Имя прилагательное».

Ход урока

  1. Орг. момент

- Поприветствуем наших гостей. Подарим им наши улыбки и хорошее настроение.

- А теперь закройте глаза. Настройте себя на урок (аутогенная тренировка):

У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё. Я буду предельно внимателен на уроке.

- Я желаю вам успеха!

  1. Чистописание. Словарная работа.

- Запишите число, название месяца, классная работа (комментируют дежурные)

1. – По образцу в тетради (и на доске) запишите:





2. Словарная работа.

- Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.



- Запишите слова-отгадки в столбик:

1) Утром бусы засверкали,

Всю траву собой устлали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(роса)

2) Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Вся речка сделалась рябой.

(ветер)

3) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

4) Весной зеленела, летом загорала.

Осенью надела красные кораллы.

(рябина)

5) Ползун ползёт, иголки везёт.

(ёж)

- К какой части речи относятся записанные слова?

- Отыщите «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? (слово «ёж» - орфограмма «парные согласные на конце слова», остальные – с безударной гласной.)

- Что мы знаем об имени существительном? Что обозначает существительное, на какие вопросы отвечает?

- Молодцы!

  1. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока.

- А теперь попробуем описать эти предметы. Итак:

роса (какая?) ………….…………….. (прозрачная, чистая)

ветер (какой?) ………….…………….. (свежий, сильный)

сорока (какая?) ………….…………….. (болтливая, пёстрая)

рябина (какая?) ………….…………….. (тонкая, красивая)

ёж (какой?) ……………….……….. (серый, колючий)

- Скажите, слова какой части речи мы сейчас подобрали? (имена прилагательные)

- На какие вопросы они отвечают?

- Что обозначают?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

- Верно, а ещё нам предстоит ответить на вопрос: для чего нужны в нашем языке такие слова?

  1. Наблюдение над ролью имён прилагательных.

- Прочитайте текст:

Под кустом притаился ………. зверёк. У него ………. уши, ………. хвост. Тело покрыто ………. шерстью. Есть ………. и ………. зубы, но обороняться ими он не может.

- Кто догадался, о ком этот текст? Легко ли это сделать?

- Спишите текст, вставляя в предложения слова по смыслу.

Слова для справок: маленький, короткий, длинные, серой, крепкие, острые, мягкой.

- А теперь вы догадались, о ком идёт речь в тексте? Да, о зайце.

- Какие слова помогли нам догадаться?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

  1. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. (Ненастный, пасмурный, хмурый, солнечный, прекрасный, светлый и т. д.)

- Да, на дворе чудесная погода!

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

- У меня для вас есть интересное задание. Давайте попробуем подобрать прилагательные, наиболее точно описывающие зимний и весенний снег. А поможет нам вот такая подсказка:



Снег

Зимний Весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

- Итак, I вариант выписывает прилагательные, характеризующие зимний снег, а II вариант – весенний. (Затем проверка с помощью компьютера)

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно представить его себе, даже не глядя.

  1. (Устно)

- Я буду называть прилагательные, а вы попробуйте отгадать, о каком предмете идёт речь:

Бурый, мохнатый, косолапый ……….

(медведь)

Красный, сладкий, сахарный ……….

(арбуз)

Зелёное, круглое, сочное ……….

(яблоко)

- Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

  1. Игра «Найди разницу».

(Одновременно индивидуальная работа по карточкам)

- Прочитайте. Запишите: I вариант – те признаки, которые можно отнести к лисе, а II вариант – к белке.

Образец (на доске): Лиса (какая?) ……….

Белка (какая?) ……….

- Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (по цвету, вкусу, запаху, размеру, форме, качеству, характеру и т.д.)

- Верно, молодцы!

Физкультминутка

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

  1. Упражнение в подборе синонимов и антонимов.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл:

Доброе слово и кошке приятно.

- А наш котик что-то загрустил. Хозяйка назвала его:

ленивый

трусливый

бестолковый

- Обидно ему стало. Давайте попробуем котика развеселить. Подберите антонимы к этим словам. А картинка-помогай-ка вам поможет:

ленивый смелый

трусливый трудолюбивый

бестолковый грустный

смышлёный

- Посмотрите, наш котик улыбается. Это значит, мы справились с заданием. Выходит, что мы

Умные, сообразительные, смышлёные

  1. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Вспомните, что мы называем прилагательными? Что ещё знаем об этой части речи?

- А теперь попробуем ответить на вопрос: для чего нужны прилагательные в речи?

(чтобы наша речь была яркой, образной, выразительной)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот больной укольчик!

Оценки сегодня получили: …………………………

Домашнее задание: стр. 34 упр. 279.