Упражнения для запуска речи.
На занятиях с безречевыми детьми решаются задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Цель занятий - научить детей с тяжелыми нарушениями речи произносить звуки, слова, фразы и предложения. Приведенные ниже задания включают широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок общения и развитие речи.
Упражнения на зрительное внимание.
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете; прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за нитку в ограниченном пространстве стола. Дергая за ниточку, перемещаем игрушку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.
Побуждаем дошкольника найти игрушку в пространстве комнаты (на столе, полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя детское внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Упражнения на активизацию ощущений.
Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений.
Перед ребенком на столе устанавливается тарелочка с теплой водой, рядом с ней кладутся вата и жесткая щетка. Действует рукой дошкольника, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождаем действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). Если ребенок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Игра «Следы». Перед ребенком на столе находятся игрушечный домик и размягченный пластилин в форме дорожки. Объясняем ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показываю, как их можно сделать (используются совмещенные действия). Игра проводится последовательно: каждым пальцем по отдельности; каждой парой пальцев обеих рук указательным и средним.
Упражнения по развитию слухового восприятия.
Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок.
Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — бубен, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Дошкольника знакомим с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание бубна за ширмой, ребенку предлагаем выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно бубен и постучать по нему.
Цель: развивать слуховое внимание.
Перед ребенком находится такой же набор предметов, как у меня — бумага, мяч, карандаш, монеты. Дошкольнику демонстрируем различные действия с этими предметами — стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету. Затем, производя действия с этими предметами за спиной ребенка, побуждаем его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.
Ребенка знакомим со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем ему предлагается найти такую же среди двух - трех одинаковых по внешнему виду коробочек (с различными наполнителями — мелкими монетками, песком).
Упражнения по развитию способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Цель: воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке; развивать мимику.
Ребенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «Бабочка летит» — дошкольник машет руками, имитируя махи крыльев насекомого; «Девочка кушает» — действует рукой от стола ко рту, «Кошка лакает молоко» — совершает имитирующее движение языком и т.д.
Цель: установить контакт; развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы); научить адекватно использовать жесты.
Знакомим ребенка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предлагает дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх: На дереве растет... По дороге едет... Затем дошкольник, используя жест «дай», указывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить
Упражнения по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
«Пальчиковый бассейн» представляет собой прямоугольную коробку, в которой насыпана фасоль. Читая стихотворный текст, побуждаем ребенка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно продемонстрировав их дошкольнику).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну вперед – назад, пальцы растопырены.)
Вот так, вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева направо)
Вот так, вот так!
Цель: выработать контроль за положением рта; развить мимические мышцы.
Эмоции: предлагаем передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Застегивание и расстегивание молнии: улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговицы: максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
Упражнения по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела; развивать имитирующие жесты.
Ребенку показываем картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого дошкольника просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению; развивать внимание и память.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит дошкольника разобрать их по парам.
Упражнения по развитию сенсорноперцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия — катать, собирать шары в коробку.
В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шарики разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребенку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик. Затем логопед просит дошкольника показать, как можно играть с ним, побуждает к совершению различных действий. После того как все шарики выбраны из мешочка, ребенок и логопед рассматривают их, находят отличия (разная величина) и соответственно раскладывают их в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объемные фигуры в различных игровых условиях.
В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое и треугольное отверстия. Логопед жестом предлагает ребенку убрать в коробку объемные фигуры (шар, куб, призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе взрослого дошкольник вынимает заданные фигуры.
Цель: развивать тактильный гнозис; используя тактильные таблицы (с меховой, шелковистой и шероховатой поверхностями) научить узнавать на ощупь предметы различной фактуры.
Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: меховая — мягкая, пушистая; шелковистая — гладкая, ровная шероховатая; изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая. Логопед просит дошкольника ощупать, погладить их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Подобные наборы можно разнообразить за счет включения колючей поверхности — аппликатор Кузнецова и неровной — наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.п.
Ребенка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы в заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает дошкольнику сделать то же самое со вторым набором таблиц.
Упражнения по развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формировать длительный целенаправленный выдох.
Для проведения игры используются игра «Гонки». С помощью коктейльной трубочки дует на машинку, приводя в движение. Здесь можно (нужно) использовать соревновательный момент: чья машина быстрее?
Цель: формировать диапазон голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [у], [и], [о], [э], [ы] различной громкости.
А – это Аня, У – паровоз, И – зайка, О – Оля, Э – Эдик, Ы – пароход.
Ставим на прищепку картинку – символ «Аню».
- Это Аня, она рыдает так (палец на подбородок) А!А!А!
Затем пропеваем куплеты с музыкальным сопровождением (первый куплет - палец на подбородок, второй – руку на горлышко, 3 – руку на грудь). Затем пение звука с хлопками по коленям.
Упражнения по развитию чувства ритма.
Цель: формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
Ребенку предлагается выбрасывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того как все игрушки окажутся на полу, на каждый удар бубна игрушка кладется обратно в корзинку.
Цель: развивать ритмико-интонационную сторону речи, слуховое и тактильное восприятие.
На глазах ребенка логопед выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одновременным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание, записывая его произнесение на диктофон. Затем ритмический рисунок меняется — из мозаики выкладывается синкопированная дорожка (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на деталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и молчит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на диктофон.
Ребенку предлагается прослушать аудиозапись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется.
Упражнения по развитию импрессивной и экспрессивной речи.
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ух! Ах! Ай! Ой!», используя разницу температурных ощущений.
На столе перед ребенком расставлены тарелочки с теплой водой, холодной. Дошкольник последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует взрослый).
Цель: закреплять слуховой образ звуков и образов звучащих игрушек; развивать тактильное восприятие.
За ширмой находятся знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка. Дошкольник по произнесенному логопедом звуку догадывается, кто так «говорит» и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Знакомые ребенку игрушки завернуты в бумагу. Логопед предлагает ребенку, ощупав игрушку и не разворачивая ее, догадаться, кто (что) там, произнеся соответствующее звукоподражание.