ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ № 10
Тема: 2.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности.
Название учебной дисциплины: Общественная безопасность жизнедеятельности
Курс: 1
Специальность: Сестринское дело: М -911, М-912, М-913,М-914
Форма обучения: очная
Количество часов:2
Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2
(протокол№3, 19.12.2016)
Председатель УМО _______________
Южанина Т.Н.
«19» _декабря _2016г.
Волжский 2016
Мотивация изучения темы: Студенты должны быть информированы о новейших достижениях науки в области оказания первой медицинской помощи.
Цели занятия:
Учебные (умения, знания): познакомить учащихся с понятиями острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт – причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи
Воспитательные: воспитать сострадание к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
Развивающие: познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации .
Компетенции формирующие /ОК и ПК/
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПЕ, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.
Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные): Тема 2.1. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Междисциплинарные: Анатомия, физиология человека, география. Оказание неотложной медицинской помощи в хирургии и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях.
Оснащение: (средства обучения) индивидуальные средства защиты: Лекционный материал, таблицы, плакаты.
Основные этапы занятия:
Организационный момент (5 мин)
Объяснение нового материала (80-85 мин)
Задание на дом (1-3 мин).
Список литературы:
Автор: А.Т Смугнов Основы безопасности жизнедеятельности Медицина катастроф. Курс лекций
Автор: Левчук И.П., Третьяков Н.В.
Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций
Автор: Колб Л.И., Леонович С.И., Леонович И.И.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Автор: Ястребов Г.С.
Интернет- ресурсы : http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Ход занятия:
№ п/п | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа |
1. 2. 3. | Орг. момент. Объяснение нового материала. Закрепление материала | Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции. Вступительная часть –подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность. Основная часть. . В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Для того чтобы нам научиться оказывать первую помощь, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца. Вопросы: Строят речевые высказывания в устной и письменной форме Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками | Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов. Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов. Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность. Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала. | |
4. | Задание на дом. | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции. | Обеспечение качественного усвоения материала. | |
Преподаватель Заболотнев А.В.
Текст лекции
Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг... на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.
Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии. В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Для того чтобы нам научиться оказывать первую помощь, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.
Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков..
Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.
У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст.., а минимальное –2\3 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.
Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
Тахикардия – учащение пульса
Брадикардия – урежение пульса.
Острый инфаркт миокарда характеризуется развитием ишемического очага некроза сердечной мышцы с возникновением определённых симптомов.
Причины:
Атеросклероз коронарных сосудов
Тромбоз коронарных артерий
Способствуют стрессы, длительное нервное напряжение
Типичное течение:
Интенсивная боль в загрудинной области, иррадиирущая в левую руку, плечо, лопатку. Боли длительные до суток. Давящие, сжимающие, жгучие. Не снимаются нитроглицерином.
Может отмечаться резкая слабость , головокружение, головная боль, рвота, обморок, тошнота, рвота. В первые сутки – тахикардия, может быть нарушение ритма. У 20-40% -развивается шок, отёк лёгких. К концу 2-х суток –температура 37-38 градусов.
Атипичное течение:
Астматическое – на первое место среди жалоб выходит приступ удушья, у больного вынужденное положение – сидит. Опираясь на сто или стул и «ловит» воздух.
Гастралгическое – очень сильные боли в животе
Аритмическое – проявляется нарушением сердечного ритма. Больной ощущает сердцебиение или неритмичное биение, или не чувствует как бьётся сердце, а пульс найти не может
Бессимптомное - признаков заболевания нет, часто больной потом узнаёт, что перенёс инфаркт миокарда
ПМП:
Вызов скорой помощи по телефону 03
Успокоить, придать полу сидячее положение, расстегнуть одежду
Нитроглицерин под язык
Кислород
Гипертонический криз:
Это резкое повышение АД для данного человека
Причины:
Психоэмоциональный стресс
Метеорологическое влияние
Избыточное потребление соли и воды
Преходящее ухудшение почечного кровотока
Острая ишемия мозга
Симптомы:
Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные
Головокружение, шум в голове и ушах
Тошнота, рвота
Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами
Может быть тяжесть, стеснение в груди
При нейровегетативной форме –больные возбуждены, беспокойны, испуганы. Отмечают дрожь, сухость во рту, гиперемию лица. Тахикардия, повышение температуры, учащённое мочеиспускание
При водно-солевой форме – больные скованы, подавлены, сонливы, дезориентированы во времени и обстановке. Лицо бледное, одутловатое
При судорожной форме – отмечается потеря сознания, тонические и клонические судороги, может быть отёк мозга, амнезия
Лечение:
Задача – предупредить развитие инсульта, инфаркта миокарда
Абсолютный покой
Полу сидячее положение
Анди пал 1т, корвалол – при тахикардии -1капля на год жизни, можно настойку валерианы или пустырника в той же дозировке.
Кислород
Вызвать скорую помощь
Инсульт – кровоизлияние в мозг.
Причина :
атеросклероз, тромбоз
Резкое повышение АД
Нервное напряжение
Симптомы:
Внезапная потеря сознания, чаще днём после волнения или физического усилия
На внешние раздражители не реагирует
Лицо багрово-синюшное, ассиметричное
Рот полуоткрыт, щека парусит при дыхании
Глаза закрыты, зрачки сужены
Пульс редкий, АД повышено
Признаки паралича
Непроизвольные естественные отправления
ПМП:
Максимальный покой
Вызов бригады скорой помощи
Уход за больным
Первая мед помощь при остановки сердца.
По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности?
Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорки дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке, острое отравление, инфаркт миокарда.
При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от 3 до 5 минут.
Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.
Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
Признаки клинической смерти:
- сознание
- самостоятельное дыхание
- реакция на боль
- пульс на сонной артерии
Проверка реакции зрачка на свет:
- прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать
- при наличии фонарика, осветить зрачок.
При клинической смерти необходимы непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.
Обеспечение проходимости дыхательных путей:
- очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс
- запрокинуть голову, положить валик
- выдвинуть нижнюю челюсть
- расстегнуть одежду больного, затрудняющую дыхание
Способы искусственного дыхания:
- способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания.
- способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.
- способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.
- способ Каллистова – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поворачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.
Непрямой массаж сердца:
- пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности
- встают с правой стороны от него и кладут свои ладони одна на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мочевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего
- энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка опуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке (руки разогнуты в локтевых суставах, используя массу всего тела; после каждого надавливания руки не отрывать от груднойклетки)
- передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее
3-4 см.
Недопустимо:
- проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии
- накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя
Признаки восстановления сердечной деятельности:
- появление самостоятельного пульса на сонной артерии
- уменьшение синюшной окраски кожного покрова
- сужение зрачков
- повышение артериального давления
Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием:
В этом случае помощь оказывают два или три человека.
- первый производит непрямой массаж сердца
- второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот»
- третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь
- во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя
- попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).
Если сердечно-легочную реанимацию оказывает один человек, очередность манипуляций и их режим несколько изменяются – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 сдавливаний груди. Каждое сдавливание нужно проводить после того, как грудная клетка вернется в прежнее положение.
в) заключение: несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.
ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.
ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Закрепление материала Практическая работа: Работа в группах:
1 группа- разработать меры профилактики при гипертоническом кризе
2 группа – разработать вопросы профилактики при инфаркте миокарда
3 группа – разработать меры профилактики инсульта
Представление проектов.
4 Выполнение практических заданий, использую макет-тренажер «Максим»: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца с искусственным дыханием.