СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

Рассмотрено_______                      Согласовано___________          Утверждаю________

на заседании МО №                 от «27 » июня 2019г.                      « 27» июня 2019г. Приказ №274/1

от « 26 » июня 2019 г.                  Зам. директора по УВР               Директор школы-интерната №21

Руководитель МО                       Н.И. Ленгардт                              Н.Г. Воскобойников

Лысова М.В.

 

 

 

Рабочая программа

по физической культуре

для 4 класса

 

 

 

 

Разработала:

учитель физической культуры

первой  квалификационной категории

Фёдорова Лидия Николаевна

                                                           

 

 

 

 

 

2019

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.        

                     Личностные,  метапредметные  и предметные результаты

     Личностные результаты:

• формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре других народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

• развитие этических чувств, доброжелательной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

 Обучающиеся  научатся:

- узнают об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

- узнают о способах и особенностях движений, передвижений;

- узнают о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- терминологию разучиваемых упражнений, их функциональный смысл и направленности воздействие на организм;

- узнают об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

-узнают  о причинах травматизма на занятиях физической культуры.

- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• первоначальным представлениям о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

•  организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

•  систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.); показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

 

                                         Демонстрировать уровень подготовленности    

 

Физические

способности

Контрольные

упражнения

(тест)

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег 30 м, сек.

6,5

 

5,6

 

5.2

 

6,5

 

5,6

 

5.3

 

Координационные

Челночный бег 3х10 м, сек.

9.5

 

9.0

 

8.6

 

10.1

 

9.5

 

9.1

 

Скоростно-

силовые

Прыжок в длину с места, см

130

 

160

185

130

 

155

170

Выносливость

6-минутный бег, м

950

 

1100

 

1250

850

 

950

 

1100

 

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя, см

4

 

6

 

8

 

7

 

10

 

14

 

Силовые

Подтягивание  на высокой переклад из виса

(мальчики)

 

3

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

На низкой перекладине из виса лёжа, раз (девочки)

 

 

 

8

 

13

 

18

 

                                                              

                                    

 Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

       Подготовительная группа – обучающиеся , имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность. Задачи занятий физическими упражнениями с обучающимися  этой группы: укреплять здоровье, улучшать физическое развитие, физическую подготовленность и перевод в основную группу.

         При изучении различных двигательных действий, связанных с повышением нагрузки, требования к обучающимся  уменьшаются.

      Учебный материал для таких обучающихся   менее сложный. Продолжительность выполнения и количество повторений уменьшена. Ограничиваются нагрузки в беге, прыжках, упражнений с отягощениями, с преодолением препятствий, участие в эстафетах. Исключаются упражнения, связанные со значительными двигательными мышечными напряжениями. Выполняется меньший объем физических упражнений, требующих значительного проявления быстроты, силы и выносливости, которые могут вызвать существенные нарушения кровообращения и дыхания.

      При работе с обучающимися  подготовительной группы очень важно чаще подчеркивать каждый, даже совсем небольшой успех, и наоборот, не акцентировать ошибки, особенно перед классом. Обязательно обеспечивается  доступность задач, постепенность в увеличении объема и интенсивности физической нагрузки. При проведении игры в заключительной части занятия  уменьшается степень участия обучающихся  (предлагается более спокойная роль), или сокращается время их игры (предоставляется дополнительное время для восстановления). Во время проведения эстафет, предусматривающих этапы разной сложности, обучающимся  подготовительной группы назначаются выполнение простых этапов, т.е. создаются облегченные условия.

Проводятся закаливания, соблюдение рационального режима дня и также двигательного режима (особое внимание уделяется подбору двигательных домашних заданий, физкультпауз при выполнении домашних заданий по другим предметам, выполнение других физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме дня учащегося, пребывание на свежем воздухе и достаточный продолжительности сна). Обучающиеся  обязательно участвуют в занятиях по общей программе физического воспитания, но им дается возможность сдачи контрольных нормативов с задержкой.

     Дополнительно  с детьми  проводятся  занятия в физкультурно-оздоровительных группах или группах общей физической подготовки. Участие в соревнованиях возможно по дополнительному разрешению врача.

      Обучающиеся  специальной медицинской группы учатся осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность и выполнять доступные для них двигательные действия. Для занимающихся в специальной медицинской группе создается режим постепенного нарастания нагрузок, выполняемых микродозами. Игра на занятии специальной медицинской группы заканчивается за 7 -10 минут до окончания занятия.

2.Содержание  программного материала

 

Содержательные линии

  Характеристика содержательной линии                                                                       

Основы знаний о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Возникновение первых спортивных соревнований. История зарождения древних Олимпийских игр. Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. История развития физической культуры в России в XVII–XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Виды физических упражнений: подводящие, общеразвивающие, соревновательные. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Режим дня и личная гигиена. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма: воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах. 

 

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Измерение длины и массы тела. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

 

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

 Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком; кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; акробатические комбинации; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

 Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью); лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне; опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; упражнения в равновесии (ходьба на носках, приставными правым и левым боком по напольному бревну)

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений;  челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на  месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание  и запрыгивание; прыжки со скакалкой. Броски мяча: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами, передача мяча в парах и с отскоком  от земли. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный и двухшажный ход. Торможение «плугом». Спуски и подъёмы «полуёлочкой», «ёлочкой». Прохождение дистанции 1 км. с соревновательной скоростью.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,  ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и

быстроту.

Подвижные игры «Ловишка», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной мяч»,

На материале спортивных игр:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём

и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения.

На материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнении на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево).

На материале легкой атлетики Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

по  физической культуре

 

Класс  4

Учитель Фёдорова Лидия Николаевна

Количество часов по учебному плану

Всего 102 часа; в неделю 3 часа, из них 

I четверть  27  часов

II четверть  21  часа

III четверть  30  часов

IV четверть  24 часов

Плановых контрольных работ ____31

Планирование составлено на основе:

Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1–4 классы: пособие для учителей ООУ/ Лях В.И.– М.: Просвещение, 2011 г.

Учебник Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы : учеб. Для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. – 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2019.

 

Планирование учебного материала по четвертям

Раздел программы

Количество часов

общее

По учебным четвертям

I

II

III

IV

Знания о физической культуре. Способы физкультурной деятельности

4

1

1

1

1

Лёгкая атлетика

26

13

 

 

13

Гимнастика с элементами акробатики

31

13

19

 

 

Подвижные игры, элементы спортивных игр

28

 

1

17

10

Лыжная подготовка

12

 

 

12

 

Всего

102

27

21

30

24

 

 

Табличное представление тематического планирования

урока

Дата

Наименование раздела

Кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

  1.  

 

Знания о физической культуре, основы физкультурно-оздоровительной деятельности

1

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ознакомление с правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Совершенствование построений в шеренгу, колонну, выполнение строевых команд. Разучивание общеразвивающих

упражнений для комплекса утренней гимнастики. Игра «Проверь себя» на усвоение требований  к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

1

  1.  

 

Лёгкая атлетика

13

Обучение равномерному бегу по дистанции до 400 метров. Совершенствование высокого старта, стартового ускорения. Разучивание специальных беговых упражнений. Игра «Подвижная цель»

1

  1.  

 

 

 

Совершенствование строевых упражнений. Контроль двигательных качеств: бег на 30 м (скорость)

 1

  1.  

 

 

 

Контроль двигательных качеств: челночный бег 3 × 10 м. Совершенствование прыжков через низкие барьеры.

1

  1.  

 

 

 

Ознакомление с историей развития физической культуры в России в XVII–XIX вв. и ее значением для подготовки солдат русской армии. Обучение бегу на 60 м с высокого старта.

1

  1.  

 

 

 

Совершенствование техники старта, стартового ускорения, финиширования. Бег 60 м с высокого старта –зачёт. Обучение прыжку в длину с разбега.

1

  1.  

 

 

 

Контроль двигательных качеств: прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега

1

  1.  

 

 

 

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (зачёт)

1

  1.  

 

 

 

Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. Бросок набивного мяча.

1

  1.  

 

 

 

Совершенствование навыка метания теннисного мяча в игре-эстафете «За мячом противника». Прави­ла соревнований в метании. Контроль двигательных качеств –бросок набивного мяча

1

  1.  

 

 

 

Метание мяча на дальность (контрольный норматив). Совершенствование техники бега на средние дистанции

1

  1.  

 

 

 

Метание мяча в горизонтальную цель. Чередование бега и ходьбы

1