Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся. – Доброе утро, дети! Прозвенел звонок на наш урок. Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и четко отвечать на вопросы. – Проверим готовность к уроку | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. Математический диктант. – Назовите число: а) половина которого равна 9, 8, 5; б) треть которого равна 9, 6, 7; в) седьмая часть которого равна 1, 5, 7; г) девятая часть которого равна 9, 8, 6, 2 | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Из чисел, записанных в домике, наберите число 33. Запишите четыре равенства.  | Составляют равенства | Фронтальная | Устные ответы |
– Решите задачу. В первом куске 28 м ситца, во втором – на 10 м больше, чем в первом, а в третьем – на 7 м меньше, чем во втором. Сколько метров ситца в третьем куске? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Составьте «круговые» примеры.  | Составляют числовые выражения | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какая запись «лишняя»? Почему? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Числовые выражения» | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 3 (с. 94) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Выполните записи и найдите значения выражений. 36 + 20 = 56 60 – 3 = 57 6 · 8 = 48 21 : 7 = 3 – Составьте свои суммы, значения которых равны 56, 48 и 57 | Составляют суммы. Выполняют записи и находят значе- ния выражений | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному прави- лу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
Задание 4 (с. 94) | – Прочитайте данные выражения: • разность чисел двадцати и двух; • сумма чисел двадцати и двадцати; • разность чисел двадцати восьми и восьми; • произведение чисел четырех и пяти. – Какие выражения имеют одно и то же значение? Выпишите эти выражения и поставьте между ними знак равенства. (28 – 8 = 4 · 5.) – Для оставшихся выражений подберите другое выражение, которое имеет соответствующее значение.  | Соединяют стрелками выражения | Индивидуальная, фронтальная | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 7 | – Запишите выражения для нахождения неизвестных чисел. Выполните вычисления и запишите результаты. 35 : 7 = 5 | 7 · 8 = 56 | 50 – 27 = 23 | 68 + 32 = 100 | Ответ: 5. | Ответ: 56. | Ответ: 23. | Ответ: 100 | | Записывают выражения по графическим схемам. Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 8 | – Решите задачу. – В табуне 24 лошади и 8 жеребят. Во сколько раз лошадей в табуне больше, чем жеребят? Выберите выражение для решения задачи. (24 : 8 = 3.) | Выбирают выражение для решения задачи | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 11 | – Подчеркните выражения, имеющие одинаковые значения. Ответ: 48 : 6 = 72 : 9 | Находят выражения с одинаковыми значениями | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 | – Впишите такое число, чтобы значение выражения + 20 было равно 50. Решение: 50 – 20 = 30. Ответ: 30 | Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 11 (с. 96) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись:  Решение: 1) Сколько денег у Пети и у Сережи вместе? 4 + 3 = 7 (р.). 2) Сколько денег у Юли? 7 · 5 = 35 (р.). Ответ: 35 рублей | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу по действиям | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задача 12 (с. 96) | – Работаем с графами. – Составьте схемы-«машины» и найдите неизвестное число. а)  4 · 7 = 28. Ответ: 28. б)  35 : 5 = 7. Ответ: 7. в)  6 : 6 = 1. Ответ: 1. г)  8 · 4 = 32. Ответ: 32 | Составля- ют схемы-«машины» и находят неизвестное число | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 14 (с. 96) | – Работаем с графами. Запись: а)  Решение: 35 : 7 = 5. 5 · 3 = 15. Ответ: 15. б)  Решение: 20 : 5 = 4 (м). 4 · 2 = 8 (м). Ответ: 8 м. в)  Решение: 16 : 8 = 2 (дм). 2 · 7 = 14 (дм). Ответ: 14 дм, 1 м 4 дм | Решают задачи, составив схемы | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 13 | Данное задание является подготовительным к обучению решению уравнений типа 6 · х = 54 и 35 : у = 7. – Составьте схемы-«машины». а)  Решение: 54 : 6 = 9. Проверка: 6 · 9 = 54. Ответ: 9. б)  Решение: 35 : 7 = 5. Проверка: 35 : 5 = 7. Ответ: 5 | Изображают действия «машины». Находят неизвестное число | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 14 | – Решите задачу. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Составьте краткую запись и схему-«машину» по данному условию. Запись:   Решение: 1) Сколько лампочек в зале? 2 · 4 = 8 (л.). 2) Сколько лампочек всего? 8 + 2 = 10 (л.). Ответ: 10 лампочек | Решают задачу по действиям | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите правила составления и чтения математических графов. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к их настроению. Затем все лепестки собирают в общий цветок | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 13, 15 (учебник); № 5, 6 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |