III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - Взаимодействие скольких тел рассматривается в законах Кеплера? - В каком случае можно применить III закон Кеплера при решении задач? - Вместе с тем Солнечная система – взаимодействие значительно большего, чем два, числа объектов. А период обращения небесных тел в Солнечной системе может быть известен не для всех объектов. Следовательно, необходимы другие методы для определения расстояний и размеров небесных тел. Тема сегодняшнего урока – «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе». Мы не только познакомимся с методами, которые могут быть использованы как для определения параметров Земли, так и других планет, но и подтвердим достоверность данных методов | Отвечают на вопрос, участвуют в обсуждении | Выявление противоречий. Осуществление мыслительных операций – сравнения, анализа |
IV. Открытие нового знания учащимися 1 | - Необходимость определения расстояний и размеров небесных тел накладывает на использование методов определенные ограничения. - Как вы считаете, какие это могут быть ограничения? - Какое небесное тело для нас является самым близким? Организует повторение элементов содержания, характеризующих геометрические зависимости, - длины дуги центрального угла в 1°, равенство синуса малого угла величине самого угла, взаимосвязь радианной и градусной меры угла. Используя электронную презентацию, вводим понятия «базис», анализируем метод горизонтального параллакса, единицы его измерения и соотношение для его определения. Предлагает учащимся заполнить таблицу в ходе представления докладов учащихся и обсуждение результатов заполнения таблицы. 2 | Высказывают предложения, в совместной беседе с учителем приходят к выводу о невозможности использования прямых измерений размеров небесных тел, зависимости метода от точности измерения других физических параметров, а самым близким небесным телом является Земля. Изображают в тетрадях графически базис, горизонтальный параллакс. Желающие представляют доклады: «Радиолокационный метод в астрономии»; «Лазерная локация и ее использование в астрономии». 3 | Использование методов измерения расстояний и размеров тел Солнечной системы 4 |
| -Первые сведения об определении размеров Земли относятся к работам Эратосфена. Используя материал учебника и предложенный алгоритм, узнайте, в чем же состоял его метод. Сопровождает процесс выполнения учащимися самостоятельной работы. Организует обсуждение результатов работы. Анализирует методы углового радиуса и триангуляции, используя электронную презентацию. Предлагает представить результаты в виде таблицы. Организует обсуждение результатов работы. | Заполняют таблицу «Методы определения расстояний в астрономии». Метод | Суть | Аналитическое соотношение | Метод горизонтального параллакса | | | Радиолокационный метод | | | Метод лазерный локации | | | Представляют результаты работы. Выполняют самостоятельную работу по алгоритму, используя материал учебника (с. 64-65) (см. РМ). Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении метода углового радиуса и метода триангуляции. Заполняют таблицу «Методы определения расстояний в астрономии». Метод | Суть | Аналитическое отношение | Метод определения углового радиуса | | | Метод триангуляции | | | Представляют результаты работы | |